Перейти к основному содержанию

Еще раз о «гражданских правах» собак

04 февраля, 00:00

Так оно, по-видимому, и есть — кара египетская, однако не в форме собачьего нашествия (это только следствие), а в форме нашей с вами культуры. Она проявляется, в первую очередь, в том, что «собачья» проблема существует для общества в целом, но только не для владельцев собак. Много ли собак в намордниках — бультерьеров, овчарок, бульдогов — вы встретите на прогулке, особенно не в центре города? Видели ли вы «дурака», подбирающего экскременты своей собаки в общественных местах? Может человек с собакой (а то и с двумя) когда-нибудь отказаться от лифта ради того, чтобы не пугать соседей в переполненной кабине? Между тем является аксиомой, что собакой, как и оружием, имеет право владеть только цивилизованный, высококультурный человек.

Еще одна проблема связана с бездомными, собственно, дикими собаками, огромные стаи которых живут сегодня в наших городах, словно в дремучих лесах. Зарегистрированы многочисленные случаи неспровоцированных нападений этих страшных облезших голодных зверей на людей, особенно на детей. Я была свидетелем одного такого нападения — счастье, что отец десятилетнего мальчика был недалеко.

Но дело не только в прямой угрозе нападения или инфекции. Я живу в той части Киева, где под плотной застройкой еще сохранились жалкие остатки некогда живописного Кмитового оврага. Это место почему-то особенно привлекает бездомных собак, больше напоминающих тамбовских волков, нежели наших товарищей и друзей. Каждую ночь, наверное, по тайному знаку какой-то верховной собаки, начинается нескончаемый безумный собачий бедлам, мгновенно распространяющийся на всю округу. К хору диких присоединяются те, которых выгуливают ночью под окнами; страшно, тоскливо завывает на балконе несчастная собака соседа, оставленная в пустой квартире. И начинает казаться, что цивилизация завершила свой круг, что ты лежишь где-то в темной пещере, а вокруг бурлит первобытная дикая стихия.

К счастью, собаки — это одна из тех немногочисленных проблем, которые могут быть решены быстро и радикально. Нормальный человек, конечно, не может не жалеть несчастных бездомных собак. Общество, однако, должно иметь стойкие приоритеты, помнить в первую очередь о человеке, а уж потом о его четвероногих друзьях. И не нужно делать лицемерный вид, что убийство собак — это наша единственная вина перед природой. Как с мышами, тараканами, крысами, не говоря уж о свиньях, курах, рогатом скоте? Все мы очень мало похожи на монахов некоторых индийских религий, разметающих веничком перед собой тропинку, чтобы не наступить на что-то живое.

Относительно местной власти, то она правит, безусловно, с закрытыми глазами и ушами (интересно, что в Кмитовом овраге находится администрация Шевченковского района); кажется также, что власти на руку раздутые СМИ протесты защитников бездомных собак. Ибо как иначе объяснить «созерцательную» позицию городской администрации, в частности Киевской, в течение последних лет, когда количество собак в городе катастрофически увеличивалось в геометрической прогрессии (словно компенсируя уменьшение поголовья рогатого скота на селе)? А чем дальше, тем более сложной становится ситуация — растут масштабы грядущего, неминуемого и ужасного собачьего геноцида.

Хорошо понимаю, как воспримут мои слова защитники собак. Определенным извинением может послужить разве то, что однажды на прогулке на меня тоже напала собака. Неожиданно и без какой-либо провокации с моей стороны. Это была большая, как собака Баскервилей, южная овчарка, гулявшая неподалеку в компании каких-то молодых людей. Никогда не забуду страшный удар словно железного тела, повалившего меня на землю, пасть, впившуюся в руку, а главное — ужас, который тогда ощутила. Несмотря на весь драматизм обстоятельств, успела заметить, что хозяева собаки совсем не спешили мне на выручку — очевидно было, что они боялись. Я почти потеряла сознание, кровь из руки текла довольно сильно, однако хозяева собаки не только не оказали мне хоть какую-то помощь, но даже не извинились. Рука заживала несколько месяцев, а шрам до конца моих дней будет напоминать о происшествии. Более существенным является то, что я, по-видимому, никогда уже не избавлюсь от страха. Увидев где-то на горизонте собаку, я немедленно «замираю» (как советует мой излюбленный марктвеновский герой Гек Фин) и ожидаю, пока пройдут собака с человеком. Иногда хозяин снисходительно скажет, что «она не тронет», однако откуда он знает? Как правило, однако, успокаивания или извинения «за неудобства» от хозяев можно ожидать не более, чем от собак.

В заключение сошлюсь на Западную Европу. Большая отрасль промышленности там обеспечивает собак питанием, одеждой, оборудованием, в частности устройствами, в которые на прогулке хозяева собирают то, что у нас «украшает» парки, улицы, дворы, транспортные остановки и даже пляжи. Несмотря на весь этот сервис, на улицах европейских городов собак почти не увидишь, разве что какую-нибудь китайскую миниатюру. Небольшой опрос выявил несколько причин: люди не любят себя связывать (большинство много путешествует), не хотят платить дополнительные налоги, очень ценят чистоту вокруг себя — дома и на улице, а еще — давно приучены считаться с окружающими. Не говоря уже о том, что собачья жизнь в западных городах подробно регулируется юридическими статьями и административными правилами, а нападение собаки на человека — это уголовное преступление, стоящее неосторожному хозяину весьма серьезной суммы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать