Глазами статистики
В прошлую среду на очередном «круглом столе» «Церковь, государство и общество» (Организаторы: Украинский Центр экономических и политических исследований им. Разумкова, Госкомитет по делам религий и Представительство Фонда Конрада Аденауэра в Украине) состоялась презентация очередного номера журнала «Национальная безопасность и оборона», значительная часть которого посвящена анализу религиозной жизни в Украине. Анализ сделан на основе общенациональных опросов общественного мнения, проведенных социологической службой Центра Разумкова в августе 2002 года. Всего было опрошено 2004 респондента в возрасте от 18 лет.
Полученные исследователями численные показатели, несмотря на сухой статистический характер, постепенно создают в выразительный портрет современного верующего (или — неверующего) украинца; портрет, способный в чем-то удивить и самого среднестатистического украинца. Иными словами — развеять некоторые мифы, которые мы сами о себе придумали. Ниже приводим некоторые (далеко не все) результаты упомянутых социологических исследований в надежде, что они станут для наших читателей предметом размышлений. В первую очередь — к какой религии или конфессии относят себя украинцы? 68,8% считают себя православными, 6,9 % — греко- католиками, 2,2% — протестантами, 0,8% — римо-католиками, 0,7% — мусульманами. Существует группа верующих (6,4%), которые называют себя «просто христианами. Как видим, мы являемся многоконфессионным государством. Исследования показывают, что больше всего среди верующих женщин от 50 лет и старше; тех, кто имеет неполное среднее образование; крестьян и жителей небольших городков, жителей Западного региона Украины. Но, заметной стала тенденция роста количества мужчин и молодежи среди верующих, особенно в небольших населенных пунктах, где существенными факторами является установившийся уклад жизни, обычаи, традиции, общественное мнение, бытовой конформизм.
Сегодня, как и в предыдущие годы, церковь пользуется самым большим авторитетом граждан Украины по сравнению с другими общественными или политическими институтам — в соответствии с последними опросами церкви доверяет 61,2% взрослого населения (полностью — 28,8%, «скорее да, чем нет» — 32,4). Положительную общественную роль церкви признает 68,3% верующих и 18,1% неверующих. Позволю себе допустить, что высокий рейтинг церкви частично объясняется глубоким недоверием людей большинству других институций страны, от которых так или иначе зависит наша жизнь. Вот для сравнения показатели поддержки гражданами некоторых других государственных структур и главы государства: Президента Украины поддерживают 7,1% украинцев, ВР — 5,2%, правительство Украины — 6,9%, Вооруженные силы — 25,3%, милицию — 12,2%.
Несмотря на высокий рейтинг церкви, место религии в системе жизненных приоритетов украинца сравнительно невысокое. Так большинство считает, что в первую очередь, человек должен заботиться о семье, потом о себе, а уже на третьем месте (32,4%) — служить Богу. Далее идут служение обществу и государству. (Но, возможно, не совсем корректно был поставлен вопрос). К тому же, подавляющая часть верующих, включительно с православными, считают религию мало адаптированной к потребностям современного человека. Не очень высоким является также политическое влияние церквей — его учитывают 24,2% верных УГКЦ, около 10% верных УПЦ и 12% верных УПЦ КП.
Неожиданными являются результаты анализа отношения украинцев к причинам межцерковных конфликтов — они существенно отличаются от тех причин, которыми обычно оперируют не только СМИ, но и религиозные деятели. 47,4% опрошенных (в том числе 43,5% верующих) указали как на первопричину конфликтов борьбу иерархов за власть. Второе место (32%) занимает борьба за имущество и здания, третье — политические причины, четвертое — национальные (на связь между церковными конфликтами и национальными проблемами указало только 14,2%). Кстати, в ответ на вопросы: «Должны ли церковь, религия быть национально ориентированными?», больше половины респондентов, в том числе среди верующих — 49,5%, ответили «нет». Последний опрос еще раз засвидетельствовал относительно высокую религиозную толерантность украинцев. В частности, 69,2% верующих убежденны в том, что «любая религия, провозглашающая идеалы добра, любви, милосердия и не угрожает существованию другого человека» имеет право на существование. О таком подходе свидетельствует и реакция на утверждение: «Истинной является только та религия, которую я исповедую» — «да» ответили всего 9,3% опрошенных (фактически, каждый десятый опрошенный, в том числе — каждый шестой среди верующих). Приблизительно такая же часть опрошенных считает, что право на существование имеют только «традиционные для Украины церкви». За целесообразность основания в Украине института «государственной Церкви» (о чем так заботится одна из наших больших Церквей) высказалось только 19,2% респондентов — потому что «это противоречит праву человека на свободу совести и приведет к дискриминации верующих других церквей». 37,1% убежденны, что предоставление статуса государственной любой с церквей вызовет дополнительное напряжение в межцерковных и церковно-государственных отношениях. Отметим два украинских феномена, которые ярко освещаются социологическими исследованиями. Один состоит в том, что мы имеем две (а не одну) самые большие Православные церкви в Украине — в зависимости от того, как считать. Если речь идет о количестве парафий, то УПЦ МП (более 10 тысяч парафий) намного опережает две другие православные церкви, которые вместе насчитывают около 4 тысяч парафий. Результаты же опроса отдельных граждан дают несколько иные результаты: «просто православными» считают себя 53,2% украинцев, считают себя членами УПЦ КП — 23,8%, членами УПЦ МП — 14,8%, УАПЦ — 2,4%, «не знаю» — 7%. Баланс, как видим, не сходится (может, люди почему-то не хотят декларировать свою принадлежность к Московскому патриархату?). Специалисты называют одной из причин расхождения то, что далеко не все люди знают, к какой православной юрисдикции они принадлежат.
Второй феномен также арифметический — в Украине православными считают себя не только верующие люди, но также те, кто колеблется между верой и неверием, и даже — неверующие. Иными словами, среди граждан Украины есть неверующие православные. Это явление может быть или проявлением отождествления национальной и православной идентичности, или — результатом давления на неверующих общественного православного конформизма.
В общем, исследования рисуют неплохой портрет нашего современника. Это достаточно толерантный человек с определенной дозой уважения к «иноверцам» среди своих земляков, способный критически относиться к своему священноначалию, не святоша; человек, который ставит перед церковью определенные требования и не путает свои религиозные и политические убеждения.
Выпуск газеты №:
№220, (2002)Section
Украина Incognita