Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Горькая годовщина и имперские выборы

02 декабря, 18:59

В ноябре 1764 года, 240 лет назад, в начале царствования российской императрицы Екатерины II (1762—1796) была упразднена гетманская власть в Украине. По словам Екатерины, здесь «должно стараться, чтобы время и имена гетьманов исчезли, а не токмо бы персона какая была произведена в оное достоинство». В документах, подготовленных для императрицы по этому поводу, говорилось, что украинцы — такие же русские, как и великороссы; только «из-за нерадивости киевских князей отделились». Поэтому их без церемоний нужно навернуть назад и во всем объединить с великороссами. И хотя гетман Кирилл Разумовский был ее лояльным подданным, Екатерина заставила его («дружески попросила») уйти в отставку. Ведь дальше терпеть произвол казацкой старшины было опасно. После долгих колебаний, под угрозой потерять «царскую милость», Разумовский попросил «освободить его от тяжелой и опасной должности», что и произошло без промедления. Последнему гетману было запрещено находиться в Украине (запрет длился 11 лет), хотя «старый друг» императрицы не был большой опасностью для империи.

Правителем Гетманщины Екатерина назначила графа Румянцева; она также восстановила так называемую Малороссийскую коллегию, образованную царем Петром I (1722) для ликвидации остатков украинской государственности. После смерти Петра I, однако, коллегия прекратила свою работу — пока ее не воскресила из небытия Екатерина II. В состав новой коллегии входили восемь чиновников — по четыре с украинской и российской стороны. Все они назначались Сенатом. Во времена Петра I на заседаниях коллегии чиновники-великороссы сидели по правую руку президента, малороссы — по левую. Румянцев завел другой порядок — по чину. Чтобы, как пишут историки, «не утверждалось в малороссиянах развратное мнение, по коему постановляют себя народом от здешнего (великорусского) совсем отличным». Это, однако, как и сама коллегия, не имело особого значения — все решал граф Румянцев, которому в том же 1794 году были подчинены Малороссийский и Запорожский казацкие полки и Украинская дивизия.

Императрица Екатерина постоянно интересовалась малороссийскими делами. Так, она поручила Румянцеву провести перепись населения Украины — чтобы оценить ее возможности пополнять российскую казну. В процессе переписи выяснилось, что в Украине было много «нестроения»; так, не только казаки, но и значительная часть крестьян все еще не была полностью закрепощена — они могли переходить по собственной воле от одного помещика к другому. Но после «Генеральной переписи» все остатки крестьянской свободы были упразднены — украинцы были уравнены «в правах» с великороссами. С другой стороны, Екатерина советовала Румянцеву любыми способами развивать у малороссов доверие и приязнь к российскому правительству, искоренять «внутреннюю ненависть» этих людей к великороссам.

Вскоре после уничтожения гетманства, «просвещенная императрица» активно занялась разработкой и подготовкой для «своего народа» нового Уложения, то есть свода Законов (в то время империя жила Уложением 1647 года — времен Богдана Хмельницкого и царя Алексея Михайловича). Екатерина собственноручно разработала общую часть свода — известный Наказ, где использовала передовые идеи европейских просветителей, в первую очередь работу Монтескье «Дух Законов» (Запад даже обвинил ее в опасном либерализме). Затем была создана Законодательная комиссия, которая для детализации Наказа императрицы должна была собрать и обобщить предложения подданных. Все земли империи получили право составить свои наказы и избрать делегатов в ассамблею Законодательной комиссии.

В Украине в этой кампании участвовало 950 шляхтичей (среди прочих сословий), среди них — бывшая казацкая старшина. Выборы делегатов здесь проходили бурно; большинство избранных были настроены добиваться возвращения старинных шляхетских и казацких привилегий. Результат был трагическим — 36 наиболее красноречивых и решительных шляхтичей Нежинского полка были арестованы и осуждены на смерть за настойчивое желание восстановить гетманство. Но это не помогло — подавляющее большинство малороссов, которые участвовали в составлении приказов, подписали петицию с просьбой сохранить автономию Гетманщины, восстановить старинные украинские «права и вольности». К этому их побуждало еще и то обстоятельство, что Малороссийская коллегия составила свои приказы, которые требовали полной унификации административного и гражданского уклада в Украине, приведения его в соответствие с другими частями империи.

Так называемая Большая ассамблея Законодательной комиссии, созванная в 1767 году, не принесла украинскому народу хоть какого-то облегчения — императрица не согласилась ни на один пункт наказов своих подданных. Тем более, что украинская шляхта требовала значительно больше прав, чем их имело тогда (как и раньше) российское дворянство.

Не встретила понимания со стороны имперской власти также киевская православная церковь, которая составила и отослала в Законодательную комиссию наказы Киевской, Черниговской и Переяславской епархий, а также Киево-Печерской лавры, Киевского Межигорского монастыря и др. Украинское православное духовенство проявило тогда (через 100 лет после подчинения Московской патриархии) заметные сепаратистские тенденции. Так, киевский митрополит Арсений Могилянский в своем наказе высказался за автономную православную церковь на Гетманщине. По его мнению, киевский митрополит должен иметь титул «митрополита Киевского, Галицкого и Малой Руси»; Арсений выступил также за восстановление традиции свободного избрания киевского митрополита среди кандидатов только украинского происхождения, за подчинение киевской митрополии не Синоду, а Коллегии иностранных дел России, а также за расширение еще некоторых прав украинской церкви.

Из всего этого, конечно, ничего не вышло. Наоборот — усилилось планомерное устранение из церковной жизни киевской церкви всяких «местных» (читай — национальных) особенностей. К тому же, началась широкая кампания секуляризации церковных земель и закрытия монастырей — в Украине было ликвидировано 42 монастыря. Уцелевшие обители и приходские церкви были лишены земельных угодий, то есть средств к существованию, их начали финансировать из казны. Так украинское духовенство превратилось в государственных служащих, а православная церковь была полностью подчинена Синоду и светской имперской власти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать