Горький мед власти
Жизнь и судьба князя Романа Мстиславича, объединителя земель![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070615/496-8-1.jpg)
Этого правителя считали (и не без оснований!) самым выдающимся князем всей Украины-Руси на рубеже ХII—ХIII веков. Летописец охарактеризовал его как «приснопамятного самодержца всея Руси», видя заслугу Романа Мстиславича, властителя Галицкой и Волынской земли, в том, что тот «преодолел все поганские (языческие. — Ред. ) народы, благодаря своему уму и мудрости и вел себя в соответствии с законом Божьим. Он бросался на плохих, как лев, был сердит, как рысь, губил их, как крокодил, переходил через их земли, как орел, а храбр был, как тур, наследуя деда своего Мономаха, который уничтожил плохих измаильтян, так называемых половец». Даже учитывая присущую многим хронистам того времени склонность к преувеличениям — нельзя не признать, что князь Роман Мстиславич был действительно незаурядной фигурой, ярким, сильным лидером, оставил глубокий незабываемый след в истории Галицко- Волынского государства (в создании которого его заслуга является неоценимой) и всей Украины-Руси. Поэтому он — и его дела — всегда с искренней благодарностью упоминались и в письменных источниках, и в устной поэзии народа.
Жизненный путь Человека на фоне Истории (даже контурно очерченный) как правило позволяет лучше представить логику его поступков, природу становления характера. Поэтому вкратце расскажем об известных нам фактах биографии Романа Мстиславича. Он был сыном волынского князя Мстислава Изяславича и польской княжны, дочери Болеслава Кривоустого. Точная дата рождения будущего великого государственного деятеля и полководца, к сожалению, нам неизвестна. По пересказам, Роман в юные годы часто бывал в Польше и Германии, что дало ему возможность лучше понять «секреты» западноевропейской политики. Мстислав Изяславич (внук Владимира Мономаха), сев в 1167 году на киевский великокняжий стол, «посадил» сына Романа князем в Новгороде. Но после нашествия на Киев объединенных сил «коалиции» князей под предводительством Андрея Боголюбского (Владимиро-Суздальського), в результате которого город в марте 1169 года был разрушен до основания, и отец нашего героя князь Мстислав, и сам Роман потеряли подвластные им земли. Мстислав Изяславич вынужден снова занять княжий «стол» во Владимире на Волыни. После смерти отца (по всей вероятности, в году 1173-м) волынским князем стал Роман.
Историки верно утверждают: делом жизни Романа Мстиславича стало объединение Волынского и Галицкого княжеств в единое, крепкое государственное образование, собравшее воедино украинские земли от Карпат до Днепра(!). К этой цели выдающийся державный муж шел не одно десятилетие. Первая его попытка (в 1188 году, после смерти знаменитого галицкого властителя Ярослава Осмомысла) «подобрать ключи» к власти в Галиче была неудачной — не последнюю роль в том сыграло иностранное вмешательство, в первую очередь венгерского короля Белы III и поляков. Осуществить свои далеко идущее намерения князь Роман сумел только в 1199 году, после смерти Владимира Ярославича Галицкого — и сразу стал самой крупной политической силой тогдашней Украины. Последние шесть лет жизни Романа Мстиславича были порой его самой громкой славы, когда, по словам Михаила Грушевского, «сия слава будила на Украине надежду, последнюю надежду, что вот может таки в лице Романа выступает, наконец, муж, который заведет лад на Украине, возьмет в руки князей и положит конец их ссорам, положит конец вмешательству в украинские дела посторонних интриганов, вроде Всеволода Владимиро-Суздальского, укротит половцев и других врагов, поправит и направит расшатанную донельзя украинскую жизнь». Именно такими были воистину сверхсложные задания, которые приходилось решать князю Роману, получившему от современников уважительное прозвище «единодержавца» всей Русской земли — например, тогдашний польский хронист, Кадлубек, писал, что Роман «за короткое время неизмеримо поднялся, так что владел почти всеми землями и князьями Руси».
Политику этого князя трудно понять, если не принимать во внимание специфику и природу государства, которое Роману довелось возглавлять. Известный современный украинско-канадский историк, иностранный член НАН Украины Орест Субтельний указывает, что «галицкие бояре были самыми своевольными, богатыми и могущественными на всех руских землях. Влияние этой аристократии было настолько всепроникающим, что Галичину часто считают идеальным образцом олигархического правления на Руси... В отличие от бояр в других княжествах, где они по большей части происходили из княжьей дружины, галицкая аристократия, очевидно, развилась в первую очередь из местного племенного дворянства. И свои имения она получила не от князя, как это водилось, а узурпировав общинные земли. Пришедши сюда первые Рюриковичи (а тем более, их потомок князь Роман. — И. С. ) натолкнулись на аристократию, которая уже укоренилась и была готова отстаивать собственные интересы».
Очевидно, князь Роман очень четко понимал, что, не преодолев сопротивление этой всевластной боярской олигархии, не приходится и мечтать об утверждении сколь-нибудь крепкого государства. Летописец поведал об излюбленной пословице князя, которую он повторял едва ли не каждый день: «Коли хочешь меду есть, то нужно пчел выдушить; не будет пахнуть корень, пока его не потолчешь». Роман не пренебрегал никакими средствами для преодоления противодействия галицких вельмож; многих бояр этот «единодержавец» карал смертью (есть даже свидетельства, но, возможно, не совсем достоверные, что некоторых — живьем закапывал в землю), других — гнал из государства. Выдающийся украинский историк, академик Иван Крипьякевич подчеркивал, что «в борьбе с боярством на сторону князя становились простые мещане и крестьяне; владимиро-волынские «лучшие муже» еще при Романовом внуке вспоминали, что Роман оборонил их от всяких несправедливостей, а о популярности Романа в народных массах свидетельствуют фрагменты песен, в частности «гагилок», которые до сих пор сбереглись в народных устах». Очевидно, прибавим к этим словам, «сила» власти и тогда производила впечатление!
Одной из важнейших проблем для Романа был, так сказать, «киевский вопрос». Дело в том, что, в отличие от прошедших времен, когда, по словам М. Грушевского, «галицко-волынские князья держались в стороне, бдили, дабы другие князья к ним не встревали и сами в другие земли не мешались», теперь, в последней трети ХII — в начале ХIII века, политика таких западноукраинских князей, как Ярослав Осмомысл и особенно Роман Мстиславич, стала качественно иной. Наблюдая явное ослабление киевской великокняжеской власти (как с горечью констатировал тот же Грушевский, «теперь боком выходила Киеву его слава! Князья менялись не то что ежегодно, а и по несколько месяцев и недель. И все это приходило с войском, толклось по земле, уничтожало хозяйство, грабило обитателей, купцов, делало расстройство в торговле»), Роман решил взять «мать городов русских» под свой контроль, «прижав к себе» киевскую землю. В 1201— 1203 годах князь дважды выгонял из Киева своего тестя Рюрика Ростиславича (в конечном счете он силком постриг его в монахи); однако Роман не ставал сам занимать киевский великокняжий стол, а «назначил» столичным князем сына Рюрика, Ростислава, целиком зависящего от него. И летописцы, и позднейшие историки соглашаются с тем, что киевляне полностью поддержали действия решительного галицко-волынского князя; ради этого они даже отступили от своего правила: «как можно меньше вмешиваться в княжьи войны и ссоры — пусть ссорятся между собой и не мешают в то землю» (М. Грушевский).
В принципе этой же цели — упрочению авторитета власти князя и престижа государства в целом — была подчинена и внешняя политика Романа Мстиславича. Византийский летописец Николай Хоният отмечал, что успешные походы Романа на половцев значительно помогли его государству противостоять реальной угрозе со стороны кочевников — поскольку те уже вплотную приближались к столице империи, Царьгороду. Кроме того, взаимовыгодный союз с Византией ограждал Романа от претензий на Галичину со стороны венгерских королей, которые со временем становились чем дальше, тем более настойчивыми. Хотя, ситуация здесь во многом изменилась после известного ужасного погрома столицы Византии крестоносцами в 1204 году...
Существует очень интересный перевод одного из хронистов (хотя, далеко не все историки признают его достоверным) о том, что Римский папа Инокентий III — в то время не только духовный, но и светский властитель значительной части Европы (он мечтал о мировом господстве) — признавая могущество Романа, князя Галицкого и Волынского, предложил тому через своих послов принять католическую веру, обещая за то сделать Романа Мстиславича «королем Русским». На это князь якобы ответил папским послам такое: «Пока имею меч, не буду покупать владений другой ценой, только кровью, как родители и деды наши размножали Русскую землю!». Во второй раз королевскую корону предложили уже сыну Романа, славному Даниле Галицкому, через пять десятилетий, в 1253 году...
Гибель человека — всегда бессмысленна; тем более — выдающегося исторического деятеля. Князь Роман Мстиславич, на которого возлагали такие надежды простые люди Украины-Руси, сложил голову летом 1205 года под Завихвостом (Восточная Польша, неподалеку от Люблина), вмешавшись в межусобный спор польских князей. И уже его сыну Даниле (в то время ему было четыре года) пришлось преодолевать «три главных несчастья, которые в конечном итоге разрушили государство» (Орест Субтельний): распри между князьями, боярские интриги и чужеземное вмешательство.