Гусарская баллада
Был ли этот род войск русским?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050505/479-10-1.jpg)
Пожалуй, вряд ли можно найти человека, который бы не знал, кто такие гусары. Однако мало кто знает, что гусарские полки не являлись, строго говоря, русскими. Гусары комплектовались из рекрутов, набираемых главным образом в Украине. В гусарских полках служило немало сербов, молдаван, албанцев, венгров, переселенных царским правительством в середине XVIII века на земли Южной Украины, в так называемую Новую Сербию и Славяносербию, но основную массу составляли именно украинцы.
Впервые гусары, как особый род кавалерии, появились в ХV веке в Венгрии. Там так называли конных воинов венгерского дворянского ополчения, делившегося на роты по 20–25 всадников. По-венгерски huszar означает «один из двадцати», отсюда и название. Подражая венграм, многие государства Европы — Польша, Австрия, Пруссия, Франция — ввели в своих армиях гусарские части. В России отдельные иррегулярные формирования гусарских частей начали создаваться в еще XVII веке по образцу польских гусар. Однако в состав регулярной армии они были включены только во второй половине XVIII столетия.
В 1765 году после ликвидации украинского Слободского казачьего войска было образовано пять поселенческих гусарских полков из бывших слободских полков: Ахтырский, Изюмский, Сумский, Острогожский и Харьковский. Вот как описывает превращение казаков в гусар украинский писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко: «Таких бравых молодцов зачем оставлять казаками? Переименовали и переодели их в гусары... Одно и то же — одна удаль, одна думка: бить неверных без пощады, своих не выдавать и в случае нужды, неравного боя с неприятелем помогать соседям по домашней жизни... В походе веселы, куражны, исправны, храбры, неприятеля гонят. Домой идут веселы, иначе – всем довольны, хозяйство их процветает, с девчатами женихаются и, как по походам намоскалились, то слабеньких и одурачивают. Девчатам прибавилось забот: все песни были про казаченьков, а теперь те же молодцы, да перевернуты в гусары, – не ладятся песни, давай сочинять новые. Скоро и много явилось новых; вот сколько помню:
Гусар коня напував,
Дзюба воду брала,
Він її поцілував,
Вона й заплакала...
или
Гусарине чорновусий,
Чому в тебе кафтан куций?
Гусарине, відчепися
І на мене не дивися».
В 1796 году, одновременно с образованием в Петербурге лейб- гвардии Гусарского полка, в Южной Украине (тогдашней Новороссии) были сформированы еще пять гусарских полков: Елисаветградский, Павлоградский, Мариупольский, Александрийский и Ольвиопольский. Первые три полка образовались на базе местных пикинерных полков, которые в свою очередь еще в 1764 году были сформированы из Новослободского, Бахмутского, а также частично Полтавского и Миргородского казачьих полков. Таким образом, весь личный состав этих полков составляли украинцы. Александрийский и Ольвиопольский полки были образованы из иностранных поселенцев — выходцев из Балкан: сербов, болгар, далматинцев, македонцев. Однако поскольку для полноштатного укомплектования иммигрантов не хватало, то они пополнялись в основном выходцами из местного украинского населения, бывшими городовыми и запорожскими казаками.
Постоянно ведущиеся Россией в этот период войны требовали пополнения армии, создания новых частей, в том числе и гусарских. В их формировании также приняли участие украинцы. Так, в мае 1803 года в Киевской губернии на основе четырех эскадронов, отчисленных от Александрийского, Елисаветградского, Ольвиопольского и Павлоградского полков, был сформирован Белорусский гусарский полк. В июне 1806 года был сформирован Гродненский гусарский полк. Основой нового полка под командованием Я.П.Кульнева в соответствии с Указом военной коллегии от 13 июня 1806 года стал 4-й эскадрон Сумского гусарского полка. В 1807 году А.П.Мелиссино было поручено сформировать Лубенский гусарский полк. Бывший сумской офицер как нельзя лучше подходил для этого дела. Человек отчаянной храбрости, участник штурма Измаила, он был награжден за это орденом Святого Георгия 4-й степени. К ноябрю 1807 года полк был сформирован и вскоре расположился в Лубнах Полтавской губернии.
Несмотря на то, что гусарские полки дислоцировались по всей стране, связь их с местами, по которым они были названы, не прекращалась. Полки комплектовались личным составом из уроженцев Харьковской, Полтавской, Киевской и других украинских губерний. Уже позже в них стали поступать новобранцы из Московской, Владимирской, Ярославской губерний, а также «инородцы» — немцы, поляки, литовцы и другие.
Армейский гусарский полк состоял из двух батальонов по пять эскадронов каждый. В эскадроне было 150 гусар (нижних чинов), эскадронный командир (ротмистр), 2 обер-офицера (поручик и корнет). Всего в полку служили около 1500 человек. Лейб-гвардии Гусарский полк имел не десять, а пять эскадронов и на батальоны не делился.
Гусарская униформа значительно отличалась от униформ других родов кавалерии своим видом. Ее столь значительное отличие объясняется происхождением этого рода легкой кавалерии. Поскольку первыми гусарами были выходцы из Венгрии, то гусарский мундир имел много деталей, заимствованных из венгерской национальной одежды. Необычность и нарядность гусарской униформы понравились, и она прижилась в России. В течение веков эта униформа видоизменилась, сохраняя, однако, свои характерные черты.
Гусарский мундир 1812 года включал в себя следующие предметы: короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником — доломан, поверх которого надевалась еще одна куртка — ментик, узкие рейтузы — чикчиры и короткие сапожки — ботики, украшенные черной шерстяной кисточкой. Вокруг пояса гусары носили кушак, представлявший собой сетку из шнуров с перехватами — гамбами. Черный, обшитый кожей кивер украшался белым султаном, шнурами (этишкетами) и репейком. Кокарда делалась в виде круглой розетки из черной ленты с оранжевыми каймами и с металлической петлицей по цвету пуговиц.
Основным оружием рядового гусара была сабля в кожаных с железной оправой ножнах, с медным или железным эфесом, которая носилась на поясной портупее. Из огнестрельного оружия гусарам полагались два седельных пистолета. Кроме того, гусары были вооружены карабинами, но после приказа от 10 ноября 1812 года вместо карабинов каждому эскадрону было оставлено только по 16 мушкетонов для стрельбы дробью.
Гусары использовались в качестве легкой конницы для действий в тылу и на флангах противника, а также для ведения разведки и преследования, и принимали активное участие во многих военных операциях. Особенно отличились гусары в войнах против наполеоновской Франции. Гусарские полки сражались на всех театрах военных действий 1812 года: на главном — лейб- гвардии Гусарский, Ахтырский, Изюмский, Сумский, Елисаветградский и Мариупольский; на Петербургском направлении — Гродненский; на Киевском — Александрийский, Павлоградский и Лубенский; в составе Дунайской армии действовали гусары Белорусского и Ольвиопольского полков. Многие гусарские части в ознаменование их заслуг в Отечественной войне 1812 года были отмечены коллективными наградами: лейб-гвардии Гусарский и Изюмский полки получили Георгиевские штандарты, Сумский — Георгиевские трубы, а Гродненский, Ахтырский, Елисаветградский и Мариупольский — серебряные трубы. Эти штандарты и трубы имели одинаковую надпись: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года».
Когда в декабре 1812 года российские войска вышли к западной границе и Отечественная война закончилась, гусарам еще предстояло сражаться на полях Европы с полками французского императора. В 1813 году они участвовали в боях под Люценом, Бауценом, Кульмом, Лейпцигом и особенно хорошо действовали у Кацбаха. За смелую и решительную атаку, повлиявшую на исход сражения, все офицеры и солдаты четырех гусарских полков — Ахтырского, Белорусского, Александрийского и Мариупольского — получили не совсем обычную награду: знаки на кивера, сделанные в виде металлических лент с надписью «ЗА отличие 14 августа 1813 года». В 1814 году гусары уже находились во Франции. После боев под Бриенном, Ла-Ротьером, Судроном, Монмиралем, Краоном, Фер- Шампенуазом они вошли победителями в Париж.
Безусловно, самым известным гусаром-ахтырцем был Денис Давыдов — партизан и поэт, прославивший коня, саблю и вино. В начале войны он в чине подполковника командовал батальоном Ахтырского гусарского полка в армии Багратиона, к которому и обратился незадолго до Бородинского сражения с проектом партизанской войны. Из полка был выделен первый партизанский отряд под его командованием, который успешно действовал под Вязьмой (Смоленская область). В начале кампании 1814 года он командовал Ахтырским гусарским полком, за отличие в бою 20 января при Ларотьере был произведен в генерал-майоры и во главе гусарской бригады вступил в Париж.
С 1833 года в России насчитывалось уже 16 гусарских полков. Долгое время гусарам негде было показать воспетую в песнях доблесть. Только Крымская война, втянувшая в конфликт Россию, Францию, Англию и Турцию, могла, казалось бы, предоставить коннице широкое поле деятельности. Однако распространение и применение нарезных ружей дало пехоте сильное преимущество перед кавалерией. Из 16 гусарских полков лишь двум полкам — Киевскому и Ингерманландскому — довелось участвовать в крупном столкновении с противником под Балаклавой осенью 1854 года. Но после внезапной атаки английской кавалерии под командованием лорда Кардигана гусарским полкам пришлось отступать. Вопрос о храбрости легкой кавалерии решила новая война с Турцией в 1877 — 1878 годах: Киевский гусарский полк, бывший вместе с ингерманландцами под Балаклавой, с успехом участвовал в блокаде Плевны.
Украинские гусарские полки, как достойные наследники казачьих полков, за все время своего существования всегда находились на передовом рубеже, проявляя в боях беспримерное мужество и героизм. Их славные подвиги навечно вписаны в историю кавалерии. Впрочем, из украинских казаков в российской армии формировались не только бравые гусарские полки, но и не менее блестящие драгунские, уланские, кирасирские, не говоря уже о собственно казачьих частях. Но это уже тема для отдельного рассказа.
Выпуск газеты №:
№79, (2005)Section
Украина Incognita