Перейти к основному содержанию

Храм нашей Судьбы

Десятинная церковь Крестителя и Просветителя Руси Владимира Святого: проблемы возрождения
14 июля, 20:30
СОФИЙСКИЙ СОБОР. ВОКРУГ НЕГО ВРАЩАЛАСЬ ВСЯ ИСТОРИЯ РУСИ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Начало читайте «День» №№ 112-113, 117-118

В мире есть немало примеров, когда исторические достопримечательности после разрушения возрождались, по сути, заново. В то же время международная и отечественная теория и практика охраны памятников допускают, безусловно, в виде исключения и только в отдельных случаях, историческую реконструкцию (восстановление) особенно значимых для национальной истории архитектурных творений далекого прошлого как символов определенных исторических эпох. Проблема воссоздания наиболее ценных памятников историко-архитектурного наследия является сложной и неоднозначной. И здесь, безусловно, нужно учитывать как национальные, так и международные культуро-охранные правовые документы по этой важной проблематике. Так, согласно постулатам современной методологии охраны памятников, воссоздание почти полностью утраченных памятников прошлого не может рассматриваться как реставрационное дело, а сами отстроенные объекты не могут быть памятниками, а лишь определенными символами исторических (аутентичных) достопримечательностей или памятниками в их честь. Само по себе восстановление утраченных (разрушенных) памятников и создание так называемых новостроек или муляжей в натуральную величину утраченных памятников истории и архитектуры считается недопустимым, и лишь в исключительных случаях оно возможно. Эти методологические положения были закреплены в 1964-м в знаменитой Венецианской хартии, развиты в Дрезденской декларации в 1982-м и более широко рассмотрены в Рижской хартии 2000 года. Дрезденская декларация и Рижская хартия обусловливают исключительные случаи осуществления исторической реконструкции (воссоздания) памятников прошлого — только в случае разрушения достопримечательности большой общественной значимости в период войны и только в случае наличия достоверной исторической документации. Отметим, что аналогичные требования, критерии и основания допустимости и правомерности воссоздания утраченных памятников истории и культуры сформулированы также в документах по охране памятников и культуро-охранном законодательстве Украины («Об охране культурного наследия», 2000 г., «Об охране археологического наследия», 2004 г.).

Согласно «Основным принципам воссоздания утраченных памятников» (приложение к «Программе воссоздания выдающихся памятников истории и культуры Украины», 1999 г.), выдающимся памятником истории и культуры национального значения определяется объект, который соответствует хотя бы одному из критериев:

— оказывал значительное влияние на развитие культуры, архитектуры, градостроения, искусства на протяжении длительного исторического периода;

— был непосредственно связан с историческими событиями, развитием идей, выдающимися личностями, которые оказали определяющее влияние на ход национальной истории, развитие культуры и искусства;

— представляет шедевр творческого гения, стал этапным в творчестве выдающихся архитекторов или других художников;

— был уникальным творением исчезнувшей культуры или художественного стиля.

«Основными принципами» определены также критерии воссоздания выдающихся памятников истории и культуры. Ими являются:

— уничтожение в результате акта вандализма, военных действий, стихийного бедствия, пожара или других факторов разрушительного характера;

— необходимость возвращения историческому ансамблю (комплексу) его целостности;

— обеспечение памятника архивной фиксационной документацией, необходимой для воссоздания (описание, обмеры, проектные и исполнительные чертежи, гравюры, рисунки, фото, макеты).

Взвешенный отход от этих основополагающих установок возможен лишь в чрезвычайных ситуациях, учитывая беспрецедентные случаи вандализма относительно выдающихся памятников историко-архитектурного наследия. При этом в «Основных принципах» отмечается, что «объект может быть отстраиваемым, как правило, на его историческом месте, зафиксированном обмерами или сохраненными натурными остатками. Воссоздание объекта на другом месте, ввиду более поздней застройки его исторической территории, допускается лишь в исключительных случаях». Так, еще в «Методических рекомендациях по воссозданию утраченных памятников: исторический и правовой аспекты» (1994 г.) предостережение, что относительно воссоздания утраченных исторических памятников не может быть универсальных (догматичных) принципов, пригодных для всех случаев, и необходимо рассматривать вопрос, учитывая все аспекты конкретной ситуации:

— историко-мемориальное значение;

— градостроительную целесообразность и композиционную согласованность с окружающей средой;

— документальность.

В то же время в только что опубликованных «Методических рекомендациях по музеефикации памятников археологического наследия» (2010) определены общие принципы музеефикации памятников археологического наследия как совокупность научно обоснованных мероприятий по приведению объектов культурного наследия к экспозиционному состоянию. В них указано, что «экспозиционная реконструкция in situ (в городе места нахождения) памятника не допускается». При этом «строения-реконструкции, даже такие, которые имеют совершенное научное обоснование, строятся отдельно за пределами территорий археологических памятников». В общих принципах этих «Методических рекомендаций» указывается, что они разработаны в соответствии с Законами Украины «Об охране культурного наследия», «Об охране археологического наследия» и «Европейской конвенции об охране археологического наследия» (пересмотренной и ратифицированной Законом Украины от 10.12.03 №369-10). Но в них не учтены особенности канонических церковных традиций размещения и построения православных храмов на благоверной основе конкретного сакрального места и согласно устоявшимся закономерностям христианского храмостроения. Ведь выдающиеся памятники архитектурной археологии —аутентичные остатки фундаментов Успенского собора Киево-Печерской лавры, Михайловского Златоверхого собора, церкви Богородицы Пирогощи, как и других несохраненных важных церковных святынь, нынче отстроены на своих исконных местах, но согласно этим «Методическим рекомендациям» они должны были бы быть воспроизведены на других площадях. Однако размещение этих уникальных объектов церковного зодчества с самого начала осуществлялось на благоверной основе и определялось сакральностью конкретного места их нахождения с «благостной» энергетикой, на которое «снисходит Божья благодать». В то же время место и время их сооружения связаны со значительными событиями в стране и жизнедеятельностью исторических фигур. Поэтому возрождение выдающихся церковных святынь на другом месте было бы недопустимым, потому что в таком случае нарушалась бы их устоявшаяся, исторически унаследованная среда, которая существенно изменяла бы изначально определенную сакральную сущность Божьего храма.

Памятники истории и культуры, которые дошли до наших времен, нуждаются в осуществлении комплексных мероприятий по их охране, сохранению и надлежащему проведению реставрационных работ. Особого внимания, после обретения Украиной независимости, заслуживают выдающиеся памятники — образцы украинского церковного зодчества, которые имели исключительное значение для становления духовности и культуры страны и которые были по различным причинам со временем утрачены. Согласно государственной «Программе воссоздания выдающихся памятников истории и культуры Украины» (1999 г.) немало таких памятников было отстроено. Но проблема возможного возрождения утраченных достопримечательностей историко-архитектурного наследия Украины и доныне, после нескольких осуществленных восстановлений выдающихся храмов нашей старины, остается остро дискуссионной и чрезвычайно актуальной. Отметим, что среди утраченных памятников отечественного историко-архитектурного наследия находятся именно те, которые олицетворяют историческую преемственность и культурную идентичность нашей страны. И именно история их возникновения связана с периодом нового цивилизационного продвижения Руси-Украины после принятия христианства, становления и утверждения ее государственности. Это, в первую очередь, касается знаменитой церкви Богородицы — Десятинной, — построенной в 989—996 гг. великим киевским князем Владимиром Святославичем.

Дискуссии относительно целесообразности восстановления Десятинной церкви продолжаются уже не первый год. Уже более семи веков не существует знаменитой Десятинной церкви как выдающегося явления духовной культуры, зодчества и искусства. И, к сожалению, осталось слишком мало исторических документальных первоисточников для нынешнего ее достоверного воссоздания. Десятинной церкви посвящено множество исследований, в которых акцентируют ее определяющую роль в становлении христианства на Руси. Однако это загадочное историко-культурное явление далекого прошлого достойно внимания и теперь. И как не угасает пиетет к церкви Пресвятой Богородицы Десятинной, так не утихают дискуссии — как специалистов, так и широкой общественности — о целесообразности ее воссоздания. Поэтому обратимся к практике современного решения похожих проблем в европейских странах. Так, за последние годы в Дрездене из сплошных руин был отстроен исторический символ города Фрауэнкирхе — храм Богоматери. Этот храм был выдающейся знаковой достопримечательностью Дрездена с 1743 г., когда его построили по проекту архитектора Г. Бэра. Он был до основания разрушен во время авиационных бомбардировок города в 1945 г. «Глубокая рана, которая кровоточила так долго, исцелилась», — заявил на первом богослужении в отстроенном храме епископ Саксонии. При этом следует отметить, что в объединенной Германии в настоящее время рядом с активной перестройкой нового Берлина как столичного города проходит восстановление выдающихся знаковых памятников немецкого исторического наследия. Эпицентром дискуссий в течение второй половины ХХ в. был и остается вопрос восстановления района Шпрееинзель в историческом центре Берлина — места, где в 1871 г. было провозглашено объединение Германии в одно государство и с которым тесно связано общественное представление об общенемецкой национально-культурной идентичности. Разрушение замка Гогенцоллернов немецким коммунистическим режимом в исторически сформированном центре города как «символа прусского милитаризма» произошло в 1950 г. в связи с сооружением на его месте Дворца Республики (бывшей ГДР). В новый период развития уже объединенной Германии после 1990 г. значительное внимание уделяется возрождению исторических национально-культурных святынь. В результате ожесточенных дискуссий специалистов и общественности федеральным правительством совместно с берлинским сенатом в 1993 году было принято решение о снесении Дворца Республики в Берлине и объявлен Международный конкурс на регенерацию Замковой площади с возможностью восстановления замка Гогенцоллернов как выдающейся государственной знаковой достопримечательности, которая отражает важные вехи исторического развития Федеративной Республики Германия. Конкурс выявил разнообразные подходы к решению этой проблемы.

В Российской Федерации в 1995 —1998 гг. отстроили величественный храм Христа Спасителя в Москве, от которого, между прочим, не осталось даже фундамента. Возведенный в 1837—1883 гг. и разрушенный атеистическим советским режимом в 30-е годы ХХ в., храм Спасителя (арх. К.Тон) был посвящен победе русского народа в Отечественной войне 1812 г. Храм-памятник русской славы в настоящее время отстроен как символ возрождения исторической памяти, утверждения духовности и могущества современной России. В последние годы выполнен ряд памятнико-охранных мероприятий по сохранению и музеефикации аутентичных остатков церкви Рождества Богородицы XII в. во Владимире на Клязьме (Россия). В подземной части осуществлено консервирование остатков фундаментов древнейшего храма и создан криптовый храм в честь святого — благоверного Александра Невского, поскольку именно там ранее находилось его захоронение. А над подземным храмом-крипторием построен храм-памятник как увековечивание исторической памяти о древней церкви Рождества Богородицы (арх. Столетов и Трофимов). Именно такой подход наиболее целесообразно использовать в деле сохранения аутентичных остатков церкви Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве: надлежащим образом музеефицировать остатки фундаментов Десятинной церкви, а над размерностями центральной ее части построить небольшой мемориальный храм как архетип древнейшего храма — именно в нем могло бы осуществляться почтение памяти первых святых церкви Киевской Руси, а также — захоронения князей и наших далеких предков.

В то же время, исходя из приведенных выше общих концептуальных положений, были подготовлены альтернативные варианты возможного увековечения памяти о первом монументальном храме Киевской Руси — Десятинной церкви (в контексте надлежащего сохранения и музеефикации ее аутентичных остатков) и целесообразных подходов относительно функционального зонирования и возможных вариантов ревалоризации, благоустройства и озеленения еще сохранившейся территории церковно-дворцового ансамбля древнего Киева — «города Владимира».

Предлагаем возможные альтернативные варианты ревалоризации заповедной территории центральной части киевского детинца («города Владимира») с современной музеефикацией аутентичных остатков древнейшей Десятинной церкви и увековечения памяти о знаменательных событиях нашей истории — принятии христианства и построении первого каменного монументального храма в честь первых святых церкви в Киевской Руси и последних защитников Киева, которые погибли в трагические дни 1240 р.

Первым вариантом предусматривается сохранение аутентичных остатков всех археологических памятников, их консервирование, музеефикация и установление у входа в Национальный музей истории Украины макета (с прозрачным сферическим покрытием и подсвечиванием), который бы отображал в целом первозданный (достоверный) вид древнейшего центра великокняжеского церковно-дворцового ансамбля «города Владимира» Х—ХІІІ вв. с его доминантой — Десятинной церковью. В подземной части храма выполняется консервирование и надлежащая музеефикация аутентичных остатков его фундаментов, других археологических находок древнейшей Десятинной церкви и примыкающих к ним фундаментных остатков Южного княжеского дворца (гридницы) с созданием соответствующих условий (режим температуры и влажности) их хранения. Внешне на уровне поверхности земли проводится трассировка фундаментов Десятинной церкви, а в алтарной части на месте канонического расположения престола устанавливается памятный знак — монументальный гранитный православный крест с рельефом Оранты и с соответствующей эпитафией. В юго-западной части трассировки фундаментов возводится пирамидальная стеклянная витрина для экспонирования аутентичных остатков храма (где, возможно, размещалась крестильная), что находится в подземной части музея.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать