Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Храмы Подола

История нетленной красоты
28 декабря, 21:07

Окончание. Начало читайте «День» №238.

Есть также на Подоле приход, который принадлежит к Украинской Автокефальной православной церкви. Это храм Николая Набережного. Как гласят народные сказания, храм в честь св. Николая был построен еще в IХ в. Сведения о формах и материалах, из которых он был построен, не сохранились. Письменные источники свидетельствуют, что с ХVI в. существовала деревянная церковь св. Николая, которая впоследствии была уничтожена пожаром. С 1677 года на том же месте была снова построена деревянная церковь с одной апсидой, что зафиксировано в плане Киева за 1695 год. Возле деревянного храма в начале 1772 года начались работы по возведению нового каменного храма св. Николая Набережного. Автором этого шедевра архитектурного искусства был выдающийся украинский зодчий Иван Григорович-Барский.

Восстановление церкви и прилегающих помещений происходило довольно долго. Освящение отстроенной церкви состоялось в октябре 1812 года после того, как в храме установили иконостас, приобретенный в Киево-Печерской лавре. Храм действовал до 1860 года, а потом, в 1863 году, возле основного храма был построен трапезный храм с колокольней, в честь Благовещения Божьей Матери. Долгое время храм оставался без хозяина и без присмотра, хотя и был внесен в перечень памятников архитектуры, которые охраняются государством. Украдено несколько старинных икон. С 1970 года проводилась реставрация храма и монументальной живописи. С 1992 года церковь св. Николая Набережного опять приобрела статус действующей. Начались регулярные богослужения. А 20 октября 1995 года, после смерти патриарха Владимира (Романюка), община на общем собрании приняла единодушное решение о переходе в каноническое и организационное подчинение УАПЦ. Но путь к официальному признанию оказался сложным и тернистым. Только в феврале 2000 года, после длительных судебных процессов, постановлением Коллегии Верховного Суда Украины была окончательно подтверждена правомерность волеизъявления прихода относительно пребывания в лоне УАПЦ.

Одно из красивейших сооружений ХVIII в. на Подоле — киевская Покровска церковь. Ее архитектурный ансамбль состоит из самой церкви ХVIII в., двухэтажной пристройки, обустроенной в начале ХIХ в. и колокольни, построенной во второй половине ХVIII в. Двор храма частично огражден кирпичным забором с воротами и частично — металлической решеткой на ажурной кирпичной парапетной стене. В центре находится кирпичная аркада с воротами и калитками. Здание выполнено в стиле украинского барокко Иваном Григоровичем-Барским.

Относительно года строительства существует две версии: первая — 1772 год, вторая — 1766 год. Две версии документально обоснованы. Хотя современные историки и археологи склоняются ко второй. В давние времена, еще до монголо-татарского нашествия, считалось, что Божия Матерь покровительствует над Русью. Позже почти по всей Украине строились храмы в честь Святой Покровы, а изображение Покровы Божьей Матери становится патронатным для украинского казачества. Таким образом, речь идет о церквях самой влиятельной общественной силы того времени на Украине — казачества.

Церковь Покровы Богородицы была построена во времена расцвета стиля барокко, который наиболее отображал менталитет украинской нации. В европейских странах этот стиль получил признание в ХVII в. — первой половине ХVIII в. В Украине стиль барокко распространился во второй половине ХVII в. Для него характерна динамичность в построении, пышная декоративность. Сочетание барокко с элементами народной архитектуры стало основой своеобразного стиля — «украинского барокко». В своей книге «Стили в архитектуре Украины» Ю. Асеев пишет: «Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал идеи и дворянской культуры времен расцвета абсолютизма, и борьбы за национальное единство, и вкусы бюргерства». Именно украинское барокко характеризовалось сочными формами, любовью к роскошному орнаменту, насыщенным цветам. По-видимому, наиболее ярким мастером, который творил в данном стиле, был И. Григорович-Барский.

Он родился в 1713 году в городе Киеве на Подоле, скорее всего в семье священника Киево-Подольской Успенской церкви. Существует гипотеза, что родом он из многодетной семьи киевского лавочника, но это сомнительно, потому что лавочники в Украине не могли иметь двойных фамилий. Такую фамилию мог иметь дворянин или священнослужитель. И. Григорович-Барский получил образование в Киево-Могилянской академии. Он формировался как художник в среде талантливых художников, живописцев, архитекторов. Но особое влияние на молодого архитектора оказала архитектурная школа К.Б. Растрелли. Талант Григоровича-Барского расцветал в период наивысшего подъема украинского барокко, что повлияло на творческие вкусы архитектора. Биографические данные достаточно ограничены. В январе 1744 года И. Григорович-Барский женился. Семья у него была большая, в ней родилось 15 детей. В конце 1740-х годов он занимает должность магистра. Впоследствии становится главным архитектором киевского магистрата. И можно сказать без преувеличения, что во второй половине ХVIII в. архитектура Подола определялась, в основном, его сооружениями. Как говорил историк М. Холостенко, творческому почерку И. Григоровича-Барского присущи три особенности: незаурядный размах деятельности и количество застроек, сконцентрированность сооружений, в основном, в районе Подола, который был в то время главным торгово-экономическим центром города, и высокий профессионализм, преисполненный оригинальности и архитектурного мастерства. М. Холостенко писал: «Стоит подчеркнуть, что он (Григорович- Барский) никогда не был просто последователем, он всегда сохранял свою творческую индивидуальность и исторические традиции украинской культуры».

Особенно это ощутимо в архитектуре Покровского храма. Сооружение отличается гармоничным единством, изысканностью традиций народной архитектуры. Церковь двухэтажная — одна из характерных композиционных особенностей, свойственных И. Григоровичу-Барскому. Но наибольшей оригинальностью в Покровском храме выделяются живописные крылечки. К нашему времени их сохранилось два. Хотя допускается, что был третий, главный, который находился в западной части строения.

Покровский храм считается одной из лучших работ И. Григоровича-Барского. Но и это прекрасное произведение искусства постигла участь многих других сооружений во время пожара 1811 года. В путеводителе «Киев» описывались потери, которые претерпел храм, так: «Пожар на Подоле 1811 года и позднейшая перестройка сильно повредила строение — пол между верхней и нижней церквями выброшен, ступеньки к крыльцу уничтожены, кровлю бань заменили на ампирную».

Помещения Покровской церкви в разные времена использовали для разных нужд. С 1933 по 1946 года, в ней находилось отделение Киевского областного архива. С 1946 года теплое сооружение было передано в пользование православной общине. В 1946 году и 1948 году проводился ремонт храма. Вскоре храм полностью перешел к православной общине. В 1950 году начался капитальный ремонт церкви, который значительно изменил конструкцию бань и кровли, были возобновлены цоколь и карнизы. С 1969 года помещения Покровского храма арендовало украинское общество охраны памятников истории и культуры. Ее основные помещения использовались под склады. А в теплой церкви разместился производственный цех. В 1970 годах в церкви проведены реставрационные работы, основанные на исторических справках об архитектурном ансамбле. И сегодня она вновь радует изысканной красотой и принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Еще много прекрасных храмов украшают Подол. Но главное, что они являются не только произведениями искусства, но и местами, где человеческая душа может согреться и очиститься, общаясь с Богом. Ведь наши сердца — тот нерукотворный и хрупкий храм, красота которого зависит только от нас самих...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать