КИММЕРИЯ — СТРАНА ИСКУССТВА И ПОЭЗИИ
В Коктебеле создается экологический и историко-культурный заповедник поэта и художника Максимилиана Волошина![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001208/4226-8-1_0.jpg)
Я ж уношу в свое странствие странствий Лучшее из наваждений земли…
Верховная Рада Крыма на октябрьской сессии приняла решение о создании республиканского историко-культурного заповедника Максимилиана Волошина в Коктебеле. Идея этого уникального заповедника разработана специалистами Министерства культуры Крыма, и, по их мнению, этот шаг представляет собой «еще один этап на пути реконструкции Крыма как природного и культурно-исторического комплекса».
Значение культурной среды Коктебеля в начале века нельзя переоценить. Достаточно сказать, что уже с 1904 года Максимилиан Волошин связывает свою судьбу с Крымом. «Я так глубоко пал, что начал писаньями зарабатывать деньги. Бальмонт мне ехидно предсказывает, что через несколько лет я сделаюсь такой знаменитостью, что… Немирович-Данченко будет забыт безвозвратно. Но я горжусь тем, что я отказался ехать в Петербург, когда меня Суворин хотел звать для принятия ближайшего участия в газете». А уже в 1910 году поэт решил безвозвратно: «Не могу больше выносить Петербурга, литераторов, литературы, журналов, поэтов, редакций, газет, интриг, честолюбий и т.д. Хочу замкнуться надолго в серьезной и большой работе…. Думаю, надолго, совсем надолго уединиться в Киммерию…», — пишет он в письме к А. Петровой. Как часто так бывает, что решают на время, пусть и надолго, а оказывается — навсегда, навечно!
Прародителями термина Киммерия по отношению к волшебному Восточному Крыму следует признать Геродота, назвавшего в своей «Истории» землю, при нем заселенную скифами, «киммериян печальной областью», а также Гомера, который направил к ней челны Одиссея. Но автором этой находки в начале прошлого века (это был 1907 год!) стал Вячеслав Иванов, который в отличие от Тавриды — западной части Крыма, назвал восточную его оконечность от Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива) — Киммерией.
Слово молвлено. Гете считал, что для того, «чтобы понять поэта, надо отправиться в страну поэта». Будущий заповедник Максимилиана Волошина решает еще более сложную задачу — он позволит его гостям посетить не просто Страну или даже Дом поэта, но — Мир поэта. Для Максимилиана Волошина, который давно создал в своем воображении удивительную поэтическую страну, этот факт Имени стал решающим — в дальнейшем он неизменно именует Коктебель Киммерией. Земля эта, хотя для него часто и не радостная, пустынная, отверженная, но чрезвычайно поэтическая и незаменимая, она — Праматерь: «Как в малой раковине Океана великое дыхание гудит… Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна, Заключена и преображена». Тем более, что она стала для него судьбоносной: «Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его пролива, И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой…»
Заместитель министра культуры Крыма Леонид Белый, принимающий активное участие в создании проекта будущего заповедника, считает этот факт его концептуальным стержнем. Он говорит: «Поражает воображение созданный природой миллионы лет назад огромный скальный профиль Максимилиана Волошина, обращенный к морю. Триединство «Профиль Поэта — Дом Поэта — Могила Поэта», обнимающее и замыкающее все побережье Коктебельской бухты, представляет собой редкое явление, не имеющее аналогов в мире». Центром заповедника должен стать Республиканский дом-музей Максимилиана Волошина. Вокруг него предполагается формирование общего комплекса историко-культурных памятников.
В Крыму считают, что, в соответствии с «Основами законодательства Украины о культуре» (1992), Законом Украины «О музеях и музейном деле» (1995), Законом Республики Крым «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1993) и на основании Программы «Сохранение и развитие культуры в Автономной Республике Крым до 2000 года», в соответствии с Международной конвенцией об охране мирового и природного наследия (1997), Конвенции Совета Европы «Об охране архитектурного наследия» места на Земле, в основе исторического значения которых лежит единство экологии, истории и культуры, подобно Коктебелю, подлежат особой охране и особым мерам комплексного использования. Сам Коктебель, находящийся на стыке полынных степей, лесистых гор и моря, являет редкое разнообразие и сосредоточенность природных форм, культурного магнетизма и интеллектуального богатства.
Дом-музей М. Волошина — один из уникальнейших музеев мира с большим научным и историческим потенциалом, стал в начале века «центром культуры не только России, но и Европы». Дом, построенный поэтом по собственному проекту и замыслу, символизирует творческую, духовную и интеллектуальную атмосферу поэтической страны, в которой жила интеллигенция начала века. По мнению Министерства культуры Крыма, в заповедник должны войти, как минимум, 8 составных частей: Дом-музей М. Волошина с охранной зоной до берегового уреза, как ядро заповедника; дом с флигелем Е. О. Кириенко-Волошиной, матери поэта; парковая зона поселка Коктебель с прибрежной полосой; холм Кучук-Енишары с могилами М. Волошина и М. Волошиной на вершине; могилы деятелей науки, искусства и культуры на мемориальном кладбище в Коктебеле; дом Э. Юнге, основателя дачного поселка Коктебель, одно из трех сохранившихся зданий начала века; холм «Юнгова могила» со склепом Э. Юнге и членов его семьи; а также зона охраняемого ландшафта, включающая памятные места и территории, имеющие историко- культурную ценность, в том числе — знаменитый выветриваемый профиль Волошина на Карадаге и другие урочища. Кроме того, крымская Верховная Рада приняла решение включить в состав заповедника «Киммерия» и Старокрымский историко-литературный музей с филиалом — Домом-музеем А. С. Грина в Старом Крыму, — для чего все эти объекты передаются из коммунальной собственности в управление Министерства культуры Крыма.
Согласно концепции заповедника, недвижимые памятники истории и культуры, все памятные места Коктебеля, подлежат учету, охране и использованию, как единые объемно-пространственные системы. Достаточная динамичность концепции заповедника позволяет в будущем, при необходимости, наращивать территории, включая в систему историко-археологические памятники и памятные места Восточного Крыма, включая Феодосию. История Коктебеля, воплощенная в культурном ландшафте в сочетании с экологическими особенностями природной неповторимости этого места, являет собой единый центр, привлекающий внимание исследователей и туристов. Это даст возможность, считают в Крыму, сделать Крым еще более привлекательным в культурно-историческом плане для гостей со всего мира.
Выпуск газеты №:
№226, (2000)Section
Украина Incognita