Князь Андрей и современность
17 июля православные церкви отмечают память благоверного князя Андрея Боголюбского, со дня смерти которого исполняется 825 лет. «Благоверные» — это святые люди, которые при жизни были царями, князьями и др. И использовали власть для распространения веры, основания церквей, просвещения народа в стране, за что и были причислены к лику святых. Церковь учит, что благоверные остаются патронами и защитниками своих подданных и после смерти.
Жизнь Андрея Боголюбского (по названию села Боголюбово недалеко от российского города Владимира) известна историкам во всех деталях. Он — заметная фигура в летописях и научных исследованиях, ведь с ним связан могущественный рывок в формировании государственности на тех землях, которые позже стали называться Московским княжеством. При участии Андрея, внука Киевского князя Владимира Мономаха, начала активно создаваться новая славянская ветвь — московский народ.
Андрей родился и провел детство в Суздальской земле, а Киев откровенно не любил; по-видимому, потому, что там судьба князей была значительно более неопределенной, чем на севере. А он жаждал абсолютной власти и потому решил окончательно переселиться в Суздаль. Без благословения и даже без ведома отца, князя Юрия Долгорукого, который имел намерения посадить Андрея на Киевский престол. Несмотря на свою решительность, безоглядность, молодой князь побаивался, что из-за этого в Суздальской земле его могут принять как самозванца. Поэтому задумал доказать суздальцам свое право управлять ими с помощью великой святыни — иконы Вышгородской Пресвятой Богородицы, которую, согласно преданию, написал сам апостол св. Лука. Но сначала ее нужно было украсть.
Икона хранилась тогда в Вышгородском женском монастыре. Однажды ночью, подкупив священника храма, Андрей забрал чудотворный образ из монастыря и убежал с ним в Суздальскую землю. Позднее Вышгородская Богородица заняла почетное место в новом храме Успения г. Владимира и превратилась во «Владимирскую» — прославленную покровительницу Московской, а потом Русской земли. Таким образом заложил князь Андрей духовный фундамент своего могущества.
После побега Андрей Боголюбский появлялся на Киевской земле только с мечом в руках. Особенно известен его «визит» 1169 года, во время очередных усобиц между Рюриковичами. Тогда Андрей осадил Киев огромным войском и взял его штурмом. Два дня город жгли и грабили; не щадили ни старых, ни малых, ни женщин, ни церквей, ни монастырей. Подожгли даже Пещерный монастырь. Во Владимир вывезли огромные богатства, а также многочисленные колокола, иконы, ризы. Киев, когда-то «второй Константинополь», терял свое многовековое старшинство, авторитет, материальные и духовные сокровища.
Князь Андрей Боголюбский всегда уделял большое внимание церковным делам, славился набожностью, строил много церквей, особенно во Владимире, который сделал своей столицей. А еще отличился тем, что сделал первую в истории северных княжеств попытку полного духовного отрыва от Киева — решил учредить во Владимире «собственную» митрополию. С митрополией, однако, ничего не вышло — запротестовал не только Константинопольский патриарх, но и подданные Андрея.
Умер Андрей Боголюбский трагически. В 1174 году его коварно убили собственные слуги, приближенные к нему люди. Речь не шла о политическом заговоре; причиной, по мнению историков, была безграничная жестокость князя. Тело убитого выбросили на растерзание собакам и в течение недели толпа не давала похоронить своего князя. Такие были средневековые времена и нравы.
День памяти благоверного князя Андрея Боголюбского напомнил нам об одной новой проблеме, с которой сталкивается украинское православие. Вышло так, что диалектика истории вошла сегодня в противоречие с православной традицией. Карта Восточной Европы перекроена, части бывшего целого имеют теперь свои собственные, отдельные летописания, своих исторических героев и антигероев. А в Месяцеслове все православные святые остаются неизменными. То же касается и анафем, которым из единого духовного центра подвергались когда-то враги того государства, которое сегодня уже не существует. Могут ли украинцы признавать своим святым защитником, скажем, князя Андрея, столько сделавшего для того, чтобы покончить со славой Киева? И должны ли мы считать проклятым, например, Ивана Мазепу, который провинился не перед украинцами, а перед чужой им империей? Как с этим быть, как согласовать новые исторические реалии с уважением к церковной традиции? Для верующих, однако, не знающих ни своей истории, ни Месяцеслова, упомянутая проблема вроде бы и не существует вовсе.
Приглашаем наших уважаемых читателей высказать свои мысли по этому поводу.
Выпуск газеты №:
№128, (1999)Section
Украина Incognita