Перейти к основному содержанию

Легендарный во ждь Огнебога

Княжение Аскольда и Дира — начало могущества Киевского государства
17 ноября, 20:06
АСКОЛЬД И ДИР ПЛЫВУТ ПО ДНЕПРУ МИМО КИЕВА / РИСУНОК ПРЕДОСТАВЛЕН АВТОРОМ

В современной истории Киевской Руси-Украины сведения о киевских князьях Аскольде и Дире, как правило, основываются на «Повести временных лет» киевского летописца Нестора, завершенной им в 1113 году в Киево- Печерском монастыре. Как замечают первые исследователи «Повести» Г. Ф. Миллер и А. Л. Шленер, очень высоко оценившие ее значение для истории Руси-Украины, «ни одна нация не может не гордиться таким сокровищем».

Намного позже, уже в наше время, появились сообщения о так называемой «Велесовой книге» (подлинность которой оспаривается частью ученых), где также сообщается и о древнейшем дорюриковском периоде в истории Руси-Украины. Это священное писание древних славян было вырезано на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке н. э. Отдельные фрагменты «Велесовой книги» были расшифрованы и впервые опубликованы только в 1953 году в журнале русских эмигрантов «Жар-птица» в Сан-Франциско (США). Кратко сделаем анализ наиболее интересных фактов из жизни и деятельности киевских князей Аскольда и Дира, используя материалы как «Повести временных лет», так и «Велесовой книги», а также некоторых других источников.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ

Свою «Повесть» летописец Нестор писал по поручению киевского князя Святополка Изяславича — внука Ярослава Мудрого и озаглавил ее так: «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть». Свой рассказ о киевских князьях Аскольде и Дире Нестор начинает с того, что двое из варяжских дружинников новгородского князя Рюрика, не будучи ни его родственниками, ни боярами, получили разрешение у князя идти на Царьград (Константинополь). Направляясь вниз по Днепру, они увидели на крутом берегу поселение и спросили у его жителей, чей это городок? Те ответили, что «были суть три брата — Кий, Щек, Хорив иже соделаша град сей, и изгибоши, а мы седим, платячи дать хозарам». Пообещав жителям устранить эту несправедливую плату дани, Аскольд и Дир (это были они!) остались в Киеве, объединили вокруг себя часть варягов из Новгорода и стали властвовать на полянской земле. И если до этого они направлялись в Константинополь, чтобы служить византийскому императору, то теперь, ободренные своим успехом, объявили себя врагами Греции и начали властвовать как государи в Киеве, готовясь к военному походу на Византию.

В 860 году, снарядив 200 судов, Аскольд и Дир с дружиной, насчитывавшей до 8 тыс. воинов, отправились по Днепру в Черное море к берегам Византийской империи, к самому Боспору Фракийскому. Опустошая огнем и мечем берега его, киевская дружина осадила Константинополь, наводя страх и ужас на затворившихся в нем жителей. Император с патриархом всю ночь молились в церкви, ожидали спасения только от чуда. Как сообщают греческие летописцы, оно свершилось! После того, как патриарх Фотий с торжественными обрядами вынес на берег и погрузил в море ризу Богоматери, к которой народ прибегал в случае бедствий, вдруг на спокойном море сделалась страшная буря, которая рассеяла и истребила большую часть флота русичей, и только единичные суда смогли возвратиться в Киев. После такой неудачи, как сообщают византийские историки, «язычники, устрашенные небывалым гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и требовали своего крещения».

Как следует из «Фотиевского крещения славянорусов», уже в 860 году князь Аскольд был крещен константинопльским патриархом Фотием во времена царствования в Византийской империи Михаила.

О походе русичей в Византию в 860 году, как и о других военных свершениях Аскольда и Дира, летописец Нестор пишет весьма кратко или вообще молчит. Тем не менее ясно, что в то время, без сомнения, только оружие решало, кому властвовать над миролюбивыми полянами и их соседями и следует ли платить дань соседствующему Хазарскому каганату. Оба князя, как известно, ходили также — и весьма успешно — и против печенегов, которые тогда впервые появились в степях и препятствовали русичам переходить в Черное море. В 866 году Аскольд и Дир ходили на кривичей и одержали победу. Византийцы были поражены отвагой и смелостью русичей, замечали, что они «так сильно ринулись на наш край, как волны морские... Те, для которых грозной была когда-то сама молва о роменах, подняли оружие против нашего государства».

О начале принятия Русью- Украиной христианства от греков характерно пишет патриарх Фотий в своей «Окружной грамоте», написанной для восточных епископов в 867 году. «Россы, — говорит от, — славные жестокостью, победители народов соседственных и в гордости своей дерзнувшие воевать с Империей Римской, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к богослужению христианскому».

Народная традиция и летопись сохранили память об Аскольде и Дире как о христианах, в то же время не осуждают князя Олега, который убил их, как узурпаторов власти в Киеве. Как известно, тела несчастных князей были погребены на горе, где в Несторово время находился Ольгин двор, кости Дировы покоились за храмом св. Ирины, а над могилой Аскольда стояла церковь св. Николая.

«ВЕЛЕСОВА КНИГА» ОБ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ

В «Велесовой книге», посвященной Велесу, богу богатства и скота, мудрости и проводнику в загробный мир, широко излагается и история предков славян и других европейских и азиатских народов от начала I тысячелетия до Рождества Христова вплоть до IX столетия нашей эры. «Велесова книга» — единственное сохранившееся до наших дней священное писание Европы, созданное жрецами (волхвами) древнего Новгорода во времена полулегендарного князя Бравлина, а потом и во времена князя Рюрика. Как отмечается в этой книге, киевский князь Дир княжил в Киеве до Аскольда и пришел он в Киев, как завоеватель города. Об этом так говорится в дощечке 8 (с. 133): «Вспомним и того Дира, который пришел к нам и побил нас из-за нашего разделения и убогости. А после пришел Рюрик и Аскольд и уселись над нами. И это было для нас омерзительно, ибо мы сами — потомки рода славян, которые пришли к ильменцам и Русь объединили до (прихода) готов. И так было тысячу лет». Как утверждают некоторые историки, Дир был по происхождению грек, что облегчало введение христианства в Руси-Украине с помощью Византии. О периоде, когда в Киеве правил Дир, так пишется в «Велесовой книге»: «И вот мы покорились иным, потому что был голод, и мы были сирыми и нищими. От этого все и произошло, и потом Аскольд и Рюрик по Днепру ходят и людей наших вызывают на бой. Но так как мы Дира имели у себя, мы не хотели сами идти к ним». Затем в «Велесовой книге» сообщается, что князь Дир, именуемый также Диросом Эллинским, нанял варяга Аскольда с его дружиной в 862 году для защиты греческих судов, которые плыли к Киеву от хазар (дощечка 111—29, с. 171). Здесь следует заметить, что новгородские волхвы, создавая «Велесову книгу», очень четко придерживались мысли показать не только Аскольда, но и Рюрика в отрицательном плане. И основанием к этому служило то обстоятельство, что волхвы, в основном, отстаивали право народного веча на ограничение княжеской власти и поддерживали интересы местных купцов, которых грабили дружинники рюрикового войска. В дощечке 111—8/1 (с. 175) об этом сказано так: «...Аскольд не русич, а варяг, и хочет он попрать мощь русскую, но погибнет, делая это. И Рюрик не русич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в степи и убивал купцов, которые ему доверились». Рассказывая о походах Аскольда с дружиной в Византию, «Велесова книга» с возмущением осуждает эти завоевания. «И вот Аскольд воинов своих посадил на ладьи и пошел грабить и другие места. И стало так и пошел он на греков, чтобы уничтожить города их и приносить жертвы богам в их землях. Но нам не следует делать так».

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ И ГИПОТЕЗЫ ОБ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ

Среди историков факт совместного правления Аскольда и Дира вызывает большие сомнения. Как считает украинский историк Н. Полонская-Василенко, Аскольд и Дир княжили не одновременно. Об этом утверждает и арабский летописец Аль Масуди, говоря о Дире, как о первом среди киевских князей. Более того, украинский историк А. Бойко указывает на возможные годы княжения Дира (30—50 гг. IX ст.), а затем и Аскольда до 882 года. Тем не менее М. Грушевский считает, что Дир княжил после Аскольда, а, возможно, и после Олега. Эту точку зрения разделяют и французский историк М. Таубе и российский А. Нагаевский. Хотя митрополит Илларион (Огиенко) утверждает, что правили они одновременно. Много споров и различных гипотез вызывают и сами личности Аскольда и Дира. И если Нестор называет их боярами новгородского князя Рюрика, то, например, М. Таубе считает, что Аскольд был шведом, который прибыл в Киев с дружиной через Западную Двину и не имел ничего общего с Рюриком. Ряд историков также отрицает варяжское происхождение Аскольда. Так А. Шахматов считает Аскольда славянином, даже сыном князя Кия, с ним согласны и М. Приселков и В. Рыбаков, причем последний обосновывает и имя Аскольд от реки Оскол и пишет — «Оскольд». А польский историк Ян Длугош считает Дира родным братом Аскольда и говорит о том, что они были сыновьями братьев Кия, Щека и Хорива. Более конкретные хронологические данные приводит Константин Багрянородный, указывая на договор между византийским императором Василием I и Русью в 873—874 гг., когда в Киеве княжил Аскольд. В Никоновской летописи 966 года упоминается, что «воеваша Аскольд и Дир полочан», а в 866 году, как утверждает В. Татищев, «Аскольд и Дир хода на кривичи и побида их». Интересна ссылка Никоновской летописи от 864 года, в которой говорится, что «убиен от болгар Оскольдов сын». Очевидно, были какие-то военные действия и в Болгарии при княжении Аскольда и Дира.

Таким образом, из отдельных разрозненных исторических фактов при княжении Аскольда и Дира вырисовывается образ киевского государства Руси-Украины середины IX столетия, которое покоряет соседей, воюет с Византией, заключает с ней и другими государствами мировые соглашения и, наконец, — делает попытку принятия христианства на государственном уровне. Все эти факты дали право известному российскому историку В. Ключевскому писать, что Русское государство было основано деятельностью Аскольда, а затем Олега. С Киева, а не с Новгорода, пошло объединение славян».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать