Лохвицкий Моцарт
Радости и разочарования Исаака Дунаевского
Эта удивительная Лохвица, что на Полтавщине... Овеянный казацкой славой, ратными и трудовыми подвигам многих поколений легендарный город, которому в свое время подносили щедрые дары Сильверст Косив, Иван Мазепа, Петр Калнышевский, дал украинской культуре много славных имен. Среди них выдающийся хоровой дирижер и педагог Нестор Городовенко (1885 — 1964), художник-монументалист, график, историк искусства Михаил Дмитренко (1908 — 1997), скульптор Григорий Пивоваров (1908 —1942), композитор Исаак Дунаевский (1900 — 1955).
В городе с конца ХІХ века действовала полупрофессиональная театральная трупа, которую впоследствии возглавил талантливый режиссер и музыкант Николай Дьяков. После сооружения в 1901 году нового здания Народного дома, которое построили как настоящий театр, она получила постоянную сцену. У местной трупы был также и свой оркестр из состава лохвицких музыкантов. Не каждый уездный город на то время имел такое красивое театральное помещение. А потому в Лохвицу на гастроли охотно приезжали путешествующие театральные трупы из Петербурга, Москвы, Полтавы, Екатеринослава, Одессы. Здесь ставили не только драматические пьесы, но и музыкальные спектакли.
Вот в такой благодатной театрально-творческой атмосфере города развивался талант Исаака Дунаевского. Родители рано заметили способности мальчика к музыке и всячески их поощряли. Первые уроки он брал у музыканта-любителя Григория Полянского, который также играл в театральном оркестре Народного дома. Маленького Исаака водили на спектакли и концерты, проходившие здесь довольно часто. Они оставили в его памяти незабываемые впечатления и впервые открыли великий мир искусства. Нужно заметить, что местные музыканты отличались высокой музыкальной культурой. В их исполнении звучали произведения Фредерика Шопена, Петра Чайковского, Ференца Листа, Эдварда Грига и других выдающихся зарубежных и отечественных композиторов. Все это также слышал будущий композитор.
Творческая биография Исаака Дунаевского хорошо известна любителям музыки. Хотя в ней есть ряд малоисследованных страниц. Напомним ее основные вехи. С 10 лет он учится в Харькове в частной музыкальной школе. Высшее образование получил в местной консерватории в 1919 году. Достаточно интересна дальнейшая жизнь композитора, когда он был преисполнен молодецкой энергии.
Харьков произвел на будущего композитора огромное впечатление своей разнообразной творческой жизнью. Здесь были консерватория, театры, в том числе — оперный. Ежегодно отделение Русского музыкального общества проводило в городе десятки концертов, ставились оперы, в которых выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов. За дирижерским пультом стояли Сергей Рахманинов, Сергей Танеев. Именно с того времени Исаак Дунаевский мечтал писать для музыкального театра.
В связи с событиями гражданской войны, когда жизнь в городе усложнилась, Исаак приезжает на несколько месяцев в родную Лохвицу и окунается здесь в гущу культурно-творческой жизни. В частности, он выступает в местной газете «Известия» как публицист, пропагандируя музыкальную культуру и призывая современников овладевать всесторонними знаниями, уважительно относиться к творческому наследию предыдущих поколений. Он также становится одним из организаторов Народного университета культуры и сполна отдается работе в нем, выступает с лекциями.
Исаак Дунаевский также принимал участие и в спектаклях местной театральной трупы. Ему даже пришлось играть роль врача Чебутыкина в пьесе А.Чехова «Три сестры». Лохвичанам очень нравилась виртуозная игра их прославленного земляка на рояле. Кстати, этот музыкальный инструмент, которому более 100 лет, сегодня хранится в Лохвицком краеведческом музее имени Г.С.Сковороды.
Композитор не порывал связей с родным краем. Писал сюда письма. Помогал литературой Лохвицкой музыкальной школе, организовавшейся в послевоенные годы. Сегодня она носит его имя. Благодарные лохвичане к юбилейным датам земляка проводят музыкальные вечера, концерты, фестивали. На доме, где родился композитор, в честь него открыта мемориальная доска.
Мы знаем, что насыщенная творчеством жизнь Исаака Дунаевского была связана с Харьковом, Москвой и Ленинградом (сегодня Санкт-Петербург), с киноискусством, с музыкальными театрами.
Композитор плодотворно работал с режиссером Григорием Александровым, который хорошо понимал, что Исаак Дунаевский для него — настоящая «золотая жила». Александров создавал фильмы-утопии, советские «голливудские» сказки. Эстетике «гигантомании», с одной стороны, нужен был государственный, «сталинский» заказ, а с другой — «эмоциональная основа», которую и дала музыка Дунаевского.
Но творческая судьба композитора не была легкой, невзирая на то, что он купался в лучах славы, получал от тогдашней власти высокие государственные награды. В музыке Исаака Дунаевского действительно прошла целая эпоха, которая была и героической и драматичной. Весь свой талант он отдал народу, той стране, в которой жил и творил. Его музыка имела и большое воспитательное значение в свете эстетических ценностей эпохи.
Однако мало кто знал, что творилось в душе у лохвицкого Моцарта, который не мог не знать, как сталинская репрессивная машина лишала жизни миллионы ни в чем не повинных людей, среди которых было много тоже деятелей культуры и искусства. Поэтому неудивительно, что песню, посвященную тирану Сталину, он написал без особого энтузиазма, как дань времени. Это заметил и «вождь народов». Впервые прослушав «Песню о Сталине», он сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой прекрасный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел».
Были годы, когда композитора подвергали критике на страницах прессы, укоряя его за отход от четко определенной «линии партии» и увлечение легкой музыкой, которая написана, мол, только для удовольствия «членов буржуазного общества».
Несмотря на то, что творческий труд талантливого композитора пришелся на очень заидеологизированное время (приходилось почти постоянно писать произведения по официальному заказу), Исаак Дунаевский наполнял каждое свое новое произведение и приподнятыми мелодиями, которые заряжали современников энергией и оптимизмом. Перечень этих произведений очень большой. Стоит вспомнить, что им написана музыка к 28 кинофильмам, значительная часть из которых стала классикой не только советского, но и мирового кино. Среди них наиболее популярными стали ленты «Веселые ребята» (1934), «Цирк», «Дети капитана Гранта» (1936), «Богатая невеста» (1937), «Волга-Волга» (1938). Он также написал 12 оперетт, которые ставятся на сценах музыкальных театров Украины и в наше время.
Более 100 песен, написанных композитором для исполнения хоровыми коллективами, постоянно звучали с эстрады и из громкоговорителей. Звучат они иногда и сегодня. К лучшим образцам песенного творчества Дунаевского последних лет его жизни относятся «Пути-дороги», «Летите голуби», «Каким ты был», «Школьный вальс», «Ой цветет калина» и другие, которые всегда вызывают щемящие чувства, потому что они и сегодня покоряют современников своей лиричностью, мелодичностью и неповторимой гаммой человеческих чувств, пронзающих сердца многих любителей музыки.
Так получилось, что большую часть времени необычайно одаренный композитор вынужден был отдавать написанию песен и маршей, как говорится, на злобу дня. Он мог бы засесть и за большие симфонические произведения. Это, в частности, заметил Дмитрий Шостакович (1906 — 1975), прослушав его увертюру к кинофильму «Дети капитана Гранта». Она несла в себе огромный всплеск красивой и динамичной музыки, которая по своей силе звучания и технике могла сравниться с некоторыми музыкальными полотнами В.-А.Моцарта, Р.Вагнера, П.Чайковского, Э. Грига.
Исаак Дунаевский больше уделял внимания легкой музыке, песенному творчеству, что отвечало запросам тогдашнего общества. Если бы он прожил больше, то, бесспорно, взялся бы и за написание больших симфонических произведений, так как был наделен уникальным мелодичным даром. В музыке к кинофильмам и опереттам во многих местах его мелодии переплетались с симфоническим жанром. Отдельные фрагменты оперетт композитора являются законченными музыкальными произведениями, а потому они часто исполняются в концертах отдельно. Его произведения отличаются сложным мелодичным ходом и тонкой гармонией, и хотя на первый взгляд кажутся легкими, однако требуют от исполнителя высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.
Дмитрий Шостакович сожалел, что Дунаевский при его большом таланте мало обращался к симфоническим произведениям.
Композитор это понимал и с горечью писал 8 февраля 1953 года в своем письме к И.Серой: «Я имел большой успех в концерте песни, который прошел позавчера в Колонном зале (в Москве. — Г.Ш.)... Этот успех меня очень радует. Но что значит моя радость по сравнению с моей печалью, с моей огромной неудовлетворенностью собой?! Я перестал быть творцом. У меня еще осталось непринужденное мастерство, которое позволяет мне оставаться в песне нестареющим львом. Но эти же песни, умноженные на мое оркестровое умение и мышление, могли бы дать кантаты, оратории, поэмы и др. А я сижу и занимаюсь, годами занимаюсь, по сути, клиентурой. Я злюсь, очень злюсь на себя. И эта злость, наверное, является моим единственным якорем спасения, единственной моей надеждой на освобождение от моего творческого лабаза...»
Исаак Дунаевский умер в расцвете творческих сил. Но несмотря на то, что его творчество развивалось в русле идеологически мотивированных факторов, что, бесспорно, очень сковывало большой талант композитора, его песни и неповторимые мелодии всегда будут порождать в сердцах людей бурные эстетические переживания и заряжать их силой жизнеутверждающего духа.
Выпуск газеты №:
№84, (1996)Section
Украина Incognita