Перейти к основному содержанию

Магический ящик

18 апреля, 00:00

Сегодня говорить о телевидении так же банально и безнадежно, как об английской погоде. А не говорить тоже невозможно, потому что в жизни многих людей это едва ли не единственное, что может развлечь, то, что обеспечивает какую-то причастность к интеллектуальной жизни, предоставляет возможность «пообщаться» с талантливыми и интересными людьми и прикоснуться глазами к накопленным человечеством шедеврам. В конце концов, просто увидеть что-то интересное. И потому каждый вечер, несмотря на ежедневный опыт, сотни тысяч, миллионы людей, как завороженные, подходят к «ящику» (который должен бы быть волшебным), включают его и все листают и листают каналы, натыкаясь на одно и то же — реклама, драка, секс (любовь — это атавизм), фантастически вульгарные вокально-танцевальные клипы. А все вместе чаще всего отмечено знаком беспардонности в отношении к человеку (на экране и перед экраном) и, что, возможно, наихудшее — каким- то патологическим отсутствием талантливости, вкуса, эрудиции. А в целом: «Ура! Все дозволено! И чем хуже — тем лучше! Кто первый?» Эпатаж несчастной публики давно заменил так называемое художественное воздействие, эстетическую ауру — да и что это, собственно, такое?

Человек — странное существо. Чего только не изобрели трудолюбивые научно-технические гении современности! В частности, не покладая рук совершенствуют тот же телевизор — все лучше становится изображение, цвет, регулировка, звук, дизайн; связь со спутниками, сотни каналов к услугам зрителя. А для чего? Для показа каких-таких необходимых, полезных и приятных программ? Создается устойчивое впечатление, что технические возможности современных телевизоров на много порядков превышают творческие и интеллектуальные возможности телестудий. И что в сияющий всеми красками радуги бокал-телевизор с хохотом наливают какой-то ядовитый грязный напиток.

Если вечером «крутить» переключатель программ, задерживаясь на каждом канале на короткое время (чем, собственно, и занимаются многие зрители), все увиденное и услышанное довольно логично складывается в одно непривлекательное шоу, в один большой клип. Сюжет там следующий: люди чувственно потребляют те или иные блюда, потом по-садистски колотят друг друга, «занимаются любовью» с бесстыжими женщинами (все тележенщины здесь всегда играют одну и ту же роль — «секс-бомбы»), поют песни, мелодии которых неуклюже слеплены из трех нот, или исполняют сладострастные — как они это считают — танцы. А дальше — начинаем с начала. Но несмотря на все, в зрелище присутствует острый привкус истинной трагедии — он в том, что авторам клипа несомненно нравится их творение.

Думаю, между прочим, что технические возможности современного телевизора намного превосходят и потребности обычного зрителя, ведь зачем ему на один вечер 30 или 100 каналов? Было бы достаточно и комфортно иметь, скажем, 3—6 каналов. Что-то вроде некоего ассорти: на одном канале — новости, на втором — кинофильмы, на третьем — культура и путешествия, на четвертом — интеллектуальные ток-шоу, на пятом — детские передачи, на шестом — политика и спорт.

Усложняет проблему еще одно обстоятельство — вместе с ростом количества каналов и программ заметно ухудшается информационное обслуживание телезрителя. Печатные телепрограммы все более разбухают, их печатают все меньшими шрифтами, а названия каналов там часто не совпадают с экранными. Не все зрители помнят, например, что «Новый канал» отображается на экране буквой Н. Уверена, что зрителю значительно удобнее было бы иметь в руках телепрограмму, систематизированную не по каналам, а по жанрам передач. Скажем, расписание передач новостей от всех наших телестудий, расписание просветительских передач, детских передач, фильмов и т.д. Конечно, с отметками всех телестудий.

Хроническое неуважение ТВ к запросам зрителя проявляется также в том, что телестудии позволяют себе быть как угодно не пунктуальными (чего никогда не было на советском ТВ) — зачастую в программе — одно, а на экране тебе дают что-то совсем другое. К тому же, имеют милую привычку после окончания какой-то очередной серии не упоминать о времени продолжения. Это, понятно, рекламный трюк — чтобы люди сидели перед экраном и ждали, таращась в рекламу. Но ведь это некорректно. Так же, как прерванная рекламой на половине аккорда красивая музыка, выброшенные за борт титры или длиннейшая реклама, вставленная в самый драматический момент фильма. О неуважении свидетельствует и то, что во многих районах столицы вы теперь не найдете среди телеканалов ни одного англоязычного, так необходимого для учеников, студентов, языковедов, журналистов. А были! Все это для зрителей является источником немалого и постоянного раздражения.

Недавно господин Чиж, председатель Госкомитета по ТВ и радиовещанию, доступно разъяснил нам, что «без рекламы на телевидении не может быть хороших программ», ведь реклама — это деньги, на которые, по его словам, как раз и создаются качественные программы. То, что реклама — это большие деньги, все телезрители слишком хорошо понимают (не один год страдаем). Но тогда на каких засекреченных каналах прячут от нас хорошие программы, сделанные на эти деньги?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать