Магический ящик
Сегодня говорить о телевидении так же банально и безнадежно, как об английской погоде. А не говорить тоже невозможно, потому что в жизни многих людей это едва ли не единственное, что может развлечь, то, что обеспечивает какую-то причастность к интеллектуальной жизни, предоставляет возможность «пообщаться» с талантливыми и интересными людьми и прикоснуться глазами к накопленным человечеством шедеврам. В конце концов, просто увидеть что-то интересное. И потому каждый вечер, несмотря на ежедневный опыт, сотни тысяч, миллионы людей, как завороженные, подходят к «ящику» (который должен бы быть волшебным), включают его и все листают и листают каналы, натыкаясь на одно и то же — реклама, драка, секс (любовь — это атавизм), фантастически вульгарные вокально-танцевальные клипы. А все вместе чаще всего отмечено знаком беспардонности в отношении к человеку (на экране и перед экраном) и, что, возможно, наихудшее — каким- то патологическим отсутствием талантливости, вкуса, эрудиции. А в целом: «Ура! Все дозволено! И чем хуже — тем лучше! Кто первый?» Эпатаж несчастной публики давно заменил так называемое художественное воздействие, эстетическую ауру — да и что это, собственно, такое?
Человек — странное существо. Чего только не изобрели трудолюбивые научно-технические гении современности! В частности, не покладая рук совершенствуют тот же телевизор — все лучше становится изображение, цвет, регулировка, звук, дизайн; связь со спутниками, сотни каналов к услугам зрителя. А для чего? Для показа каких-таких необходимых, полезных и приятных программ? Создается устойчивое впечатление, что технические возможности современных телевизоров на много порядков превышают творческие и интеллектуальные возможности телестудий. И что в сияющий всеми красками радуги бокал-телевизор с хохотом наливают какой-то ядовитый грязный напиток.
Если вечером «крутить» переключатель программ, задерживаясь на каждом канале на короткое время (чем, собственно, и занимаются многие зрители), все увиденное и услышанное довольно логично складывается в одно непривлекательное шоу, в один большой клип. Сюжет там следующий: люди чувственно потребляют те или иные блюда, потом по-садистски колотят друг друга, «занимаются любовью» с бесстыжими женщинами (все тележенщины здесь всегда играют одну и ту же роль — «секс-бомбы»), поют песни, мелодии которых неуклюже слеплены из трех нот, или исполняют сладострастные — как они это считают — танцы. А дальше — начинаем с начала. Но несмотря на все, в зрелище присутствует острый привкус истинной трагедии — он в том, что авторам клипа несомненно нравится их творение.
Думаю, между прочим, что технические возможности современного телевизора намного превосходят и потребности обычного зрителя, ведь зачем ему на один вечер 30 или 100 каналов? Было бы достаточно и комфортно иметь, скажем, 3—6 каналов. Что-то вроде некоего ассорти: на одном канале — новости, на втором — кинофильмы, на третьем — культура и путешествия, на четвертом — интеллектуальные ток-шоу, на пятом — детские передачи, на шестом — политика и спорт.
Усложняет проблему еще одно обстоятельство — вместе с ростом количества каналов и программ заметно ухудшается информационное обслуживание телезрителя. Печатные телепрограммы все более разбухают, их печатают все меньшими шрифтами, а названия каналов там часто не совпадают с экранными. Не все зрители помнят, например, что «Новый канал» отображается на экране буквой Н. Уверена, что зрителю значительно удобнее было бы иметь в руках телепрограмму, систематизированную не по каналам, а по жанрам передач. Скажем, расписание передач новостей от всех наших телестудий, расписание просветительских передач, детских передач, фильмов и т.д. Конечно, с отметками всех телестудий.
Хроническое неуважение ТВ к запросам зрителя проявляется также в том, что телестудии позволяют себе быть как угодно не пунктуальными (чего никогда не было на советском ТВ) — зачастую в программе — одно, а на экране тебе дают что-то совсем другое. К тому же, имеют милую привычку после окончания какой-то очередной серии не упоминать о времени продолжения. Это, понятно, рекламный трюк — чтобы люди сидели перед экраном и ждали, таращась в рекламу. Но ведь это некорректно. Так же, как прерванная рекламой на половине аккорда красивая музыка, выброшенные за борт титры или длиннейшая реклама, вставленная в самый драматический момент фильма. О неуважении свидетельствует и то, что во многих районах столицы вы теперь не найдете среди телеканалов ни одного англоязычного, так необходимого для учеников, студентов, языковедов, журналистов. А были! Все это для зрителей является источником немалого и постоянного раздражения.
Недавно господин Чиж, председатель Госкомитета по ТВ и радиовещанию, доступно разъяснил нам, что «без рекламы на телевидении не может быть хороших программ», ведь реклама — это деньги, на которые, по его словам, как раз и создаются качественные программы. То, что реклама — это большие деньги, все телезрители слишком хорошо понимают (не один год страдаем). Но тогда на каких засекреченных каналах прячут от нас хорошие программы, сделанные на эти деньги?