Перейти к основному содержанию

Миряне против клира?

16 августа, 00:00

Не нужно объяснять, кто выше в церкви — конечно же иерархия, хотя отношения между мирянами и клиром (духовенством) не всегда складываются гармонично. На постсоветском пространстве христианские, в частности, православные братства стали одним из проявлений свежеприобретенной демократии. В Украине тоже имеется немало братств, некоторые из них активно вмешиваются в политику епископата, пытаются руководить приходским духовенством и даже вмешиваются в светскую политику, что отнюдь не соответствует их уставам.

Иногда доходит до того, что современные братства и некоторые околоцерковные деятели становятся неподвластны собственной иерархии и предпринимают постоянные попытки навязать ей свою стратегию управления церковью. Наиболее ярко этот феномен проявляется сегодня — впервые после раскола XVII века — в Русской православной церкви (РПЦ). Там немало светских православных политиков и журналистов публично выражают несогласие с деятельностью Московского патриархата и даже самого Московского патриарха Алексия II, иногда ставя церковь в довольно неприятное положение по отношению к собственному государству. Чего стоит хотя бы утверждение, что «Россия страдает от того, что имеет безбожное руководство». Ниже приведем несколько типичных примеров.

Протесты православных против идентификационных налоговых номеров (ИНН), инициированные русскими православными братствами и СМИ, не утихли и по сей день. Дискуссии на эту тему идут, например, в «Русской линии» интернета, где недавно речь шла о том, что «ИНН (российский ИПК) — это своеобразная лакмусовая бумажка. Принимая или не принимая его, мы все как бы сдаем экзамен: искренняя наша вера или она — только слова». Начали даже возникать новые «заповеди», наподобие таких: «Не принял код — это уже гарантия Царства небесного; принял код — пойдешь прямо в ад, независимо от того, насколько ты набожен и добропорядочен». Подвергаются остракизму и новые российские паспорта, в чем трудно найти логику. Патриарх Алексий II по этому поводу красноречиво сказал: «Неужели этим людям дороже старые паспорта с серпом и молотом, чем новые, на обложке которых изображены двуглавый орел и Георгий Победоносец?»

Крайние правые православные круги пытаются влиять на Синод РПЦ также в деле канонизации новых святых. Между прочим, эксперты уверены в том, что если бы не активное давление этих кругов, Архиерейский собор РПЦ никогда не канонизировал бы царя Николая II. Так же, как он не спешит официально подтвердить чудотворность многочисленных слезоточивых икон св. Николая II, которые неутомимо странствуют по дорогам «Российской империи», включая Украину.

Но на канонизации Николая II амбиции русских православных патриотов не закончились — сейчас они обеспокоены очередными достойными кандидатурами — «благочестивым и смиренным» Иваном Грозным и таким же благочестивым Григорием Распутиным. Московский патриарх Алексий II назвал это «провокацией с целью разделить народ Божий России». Он, в частности, напомнил, что Московская церковь когда-то канонизировала митрополита Филиппа, которого по приказу Ивана Грозного задушил Малюта Скуратов. Но ведь «нельзя одновременно прославлять и убиенных, и их убийц». А о канонизации Григория Распутина, который своим поведением скомпрометировал императорскую семью, по его словам, и речи быть не может.

Мнение патриарха Московского не является, однако, таким уж весомым; потому что ему самому никак не могут простить слова, сказанные десять лет назад, на гребне демократического подъема. Вот как пишет об этом сегодня г-н Дюшенов («Русская линия»): «Ваше Святейшество! Будучи в Америке, Вы выступили перед иудейскими раввинами с речью, в которой называли их «братьями», просили помочь нам в борьбе с «великорусским шовинизмом» и утверждали, что «полнота христианства обнимает собой иудейство». Подобные высказывания представляются совершенно антихристианскими и русофобскими, совершенно несовместимыми с высоким статусом и саном Первосвятителя Русской Православной Церкви» Куда же дальше?

А объяснение в том, что русские православные братства и их идеологи самые слабые проявления экуменизма со стороны руководства РПУ считают чистой ересью. Уже упомянутый г-н Дюшенов уверен, что «следует категорически запретить все так называемые «богословские диалоги» с еретиками; весь этот духовный блуд под прикрытием всяких псевдонаучных названий».

Почему, спросит Читатель, мы должны беспокоиться о делах РПЦ? К сожалению, должны. Потому что многочисленные российские внецерковные структуры считают своим «святым» долгом распространять свои идеи и взгляды по всей «канонической территории» РПЦ. Потому что политика Союза православных братств Украины УПЦ МП полностью определяется российскими коллегами и единомышленниками. О чем свидетельствуют хотя бы многочисленные крестные ходы со слезоточивыми и благовонными иконами св. царя Николая II по городам и селам Украины. Или пресловутый «крестовый поход«(!) российского и украинского военных кораблей с иконой канонизированного российского адмирала Ушакова. Не будем упоминать о политических предвыборных пируэтах некоторых украинских братчиков. А когда по всем этим вопросам обращаешься к епископам УПЦ МП, они только пожимают плечами, они здесь ни при чем. Хотелось бы знать — епископат действительно не контролирует свою паству?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать