Перейти к основному содержанию

«Народ — донор?»

Петр ЗАВАДОВСКИЙ — на службе у трех российских императоров
14 июня, 00:00

Продолжение. Начало см. в № 68, 78, 82, 91, 101

Успешная деятельность Петра Васильевича Завадовского в области образования побудила Екатерину II назначить его на должность Главного директора народных училищ. С 1784 года П.Завадовский — председатель комиссии по строительству Исакиевского собора. За 12 лет величественное здание собора было построено.

В 1786 году он становится членом комиссии по дорогам в государстве. П.Завадовский стоял и у истоков создания системы государственных банков России, содействовал централизации и оздоровлению финансов империи. Еще в 1781 году он стал управляющим Санкт-Петербургским Дворянским заемным банком. П.Завадовский разработал устав Государственного заемного банка, получившего одобрение и поддержку императрицы, принял участие в работе особой комиссии, рассматривавшей план графа П.Шувалова об ассигнационных банках, где высказался за их объединение в Государственный ассигнационный банк с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве.

Постепенно авторитет и положение П. Завадовского при дворе вновь стали укрепляться. 31 августа 1786 года он был назначен членом Совета при Высочайшем дворе. По некоторым вопросам непосредственно через П.В.Завадовского объявлялись Сенату высочайшие повеления, через него шли распоряжения относительно женских учебных заведений. 31 августа 1787 года, в связи с началом войны с Турцией, П.Завадовский был назначен членом Особого совета. Такое стремительное восхождение сановника, его влияние при дворе стало возбуждать неудовольствие современников. Даже поэт Г.Р. Державин в своей иронической оде «На счастье» высмеивал вычурный слог выскочки-вельможи, «заменившего свой украинский чуб на модные французские локоны».

В 50 лет П.Завадовскикй женился на двадцатилетней красавице-графине Апраксиной — родственнице Кирилла Разумовского. Этот брак укрепил его позиции в кругах высшей аристократии. Однако семейное счастье было недолгим. Дети Завадовских рождались и умирали в малолетстве: из десятерых осталось в живых лишь пятеро. Интриги и суета при дворе продолжали донимать. Он стал просить отставки «по болезни», но Екатерина II и слышать не хотела об этом.

И вновь судьба преподнесла П.Завадовскому сюрприз. Екатерина II скончалась и император Павел I в первые же часы воцарения, к удивлению многих, изъявил ему свое благоволение. В день коронации 5 апреля 1797 года император пожаловал П.Завадовскому графское достоинство Российской Империи, а также орден Святого Андрея Первозванного и орден Анны 1 ой степени; он продолжал заседать в Совете при Высочайшем дворе, Сенате и в Воспитательном обществе, управлять Заемным банком. В 1798 году Павел II назначает нашего героя главным директором Ассигнационного Банка. После смерти своего друга и земляка князя А.А.Безбородко, оставшись при дворе фактически в одиночестве, П. Завадовский находился в постоянном ожидании, «не ведая откуда грянет гром». И действительно, в ноябре 1799 он стал жертвой дворцовых интриг, после чего император отстранил его от службы. Опальный граф уже собрался было ехать в свое имение, но император попросил остаться в столице. Тем не менее, П. Завадовский все-таки отбыл в Ляличи, где за ним, по распоряжению императора, был установлен скрытый надзор. Здесь, вдали от столичной суеты, П. Завадовский пробыл оставшиеся годы царствования Павла I. Казалось, жизнь закончилась, но в один из мартовских дней 1801 года вельможе доставили рескрипт нового императора Александра I, в котором он благодарил Завадовского за безупречную службу «на пользу Отечества» и приглашал прибыть в столицу. Шестидесятитрехлетний «отшельник» посетовал на суетность жизни и на тяжкий жребий свой; но все-таки, ему было приятно внимание царственной особы. П.Завадовский поспешил в столицу.

Россия вступала в ХIХ век с организацией власти, не отвечавшей потребностям времени. Важнейшей стороной этой работы являлось приведение в порядок законодательной базы империи. Уже в мае 1801 года графа П.Завадовского назначили председателем Комиссии по составлению законов, что свидетельствовало об особом доверии к нему Александра I. Наряду с подготовкой законодательных проектов, комиссия занялась переустройством высших органов управления, подготовкой проекта реформы Сената. Однако царю проект показался слишком радикальным, и он его отверг.

Молодой император зачастую крайне недружелюбно относился к деятелям екатерининской эпохи, но в то же время, сообразуясь с политическими реалиями и не без давления старой гвардии, текущую политику управления отдал на откуп опытным чиновникам «бабушкиного века». 8 сентября 1802 года после долгих обсуждений и споров Александр I подписал указ о правах и обязанностях Сената и Манифест об учреждении министерств. В тот же день П. Завадовский занял пост министра народного просвещения. В ведении министерства находились Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, издание периодических сочинений, народные библиотеки, музеи...

Доступ к министру был свободен каждому, не было у него и приемных дней; он всегда выслушивал посетителей благосклонно, снисходительно и с вниманием. Даже с чиновниками низких рангов П.Завадовский разговаривал благосклонно, особенно ласково принимал своих «одноземцев» всяких чинов.

В короткий срок министерству удалось достичь первых успехов. Каждый из губернских городов теперь имел свое училище или гимназию, находившиеся под контролем университета, получавших полную автономию и права цензуры. Повсеместно создавались приходские училища 5 ноября 1804 года был утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», — создавалась сеть средних и низших учебных заведений. Чтобы поднять престиж гимназического образования, П.В.Завадовский отдал своих 10-ти и 11-летних сыновей камер-юнкеров, в гимназию, что вызвало упреки петербургской знати.

20 мая 1803 года возобновила свою деятельность Учительская семинария в Санкт-Петербурге, которая вскоре была преобразована в Педагогический институт. На базе Казанской гимназии, бывшей в своем роде единственным средним учебным заведением империи, в 1804 г. был создан Казанский университет; а в 1805 г. и Харьковский университет.

Учебное и административное устройство университетов основывалось на положениях устава 1804 года, проект которого был предложен Василием Каразиным — основателем Харьковского университета. Важнейшим принципиальным отличием этого устава являлась университетская автономия, предполагавшая выборность ректоров, проректоров, профессоров при тайном голосовании, право университета утверждать в ученых степенях, открывать кафедры... Университетские уставы превращали университеты в центры управления всеми учебными заведениями округа. При каждом университете учреждался педагогический институт для подготовки преподавателей и «училищный комитет» для управления гимназиями, уездными и гражданскими училищами.

Восьмилетнее пребывание П.Завадовского на посту министра просвещения ознаменовалось появлением в обществе просветительских организаций. Открылся целый ряд новых литературных и филантропических обществ. Под влиянием идей Просвещения был разработан либеральный Устав о цензуре книг, утвержденный 9 июля 1804 года... Дряхлый физически, хотя еще бодрый умом, П.Завадовский, в 1809 году стал поговаривать об отставке. 11 апреля 1810 г. на пост министра народного просвещения был назначен его земляк граф Алексей Кириллович Разумовский, сын последнего гетмана Украины — Кирилла Разумовского, служивший до этого попечителем Московского университета.

Семидесятидвухлетний П.В. Завадовский занял почетный пост главы Департамента законов Государственного совета. На этой должности он оставался до конца своей жизни. Умер сановник-долгожитель 10 января 1812 года в возрасте 73 лет. По мнению известного историка русского просвещения, академика М.И.Сухомлинова: «Время управления министерством народного просвещения П.В. Завадовским останется навсегда блестящей эпохой в истории народного просвещения в России».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать