Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Народ вечен в познании

Украинская идея Агатангела Крымского в общечеловеческих системах координат
26 апреля, 00:00
Об ученых исключительной эрудиции, трудолюбия и безгранично глубокой мысли обычно говорят: «Это же не человек, а целое научное учреждение!». Как правило, здесь есть определенный элемент риторического преувеличения. Но когда речь идет о действительно феноменальной фигуре Агатангела Ефимовича Крымского (1871—1942), всемирного масштаба востоковеде, выдающемся историке, филологе, этнографе, философе, организаторе украинской науки, талантливом поэте — то можем уверенно утверждать: он действительно мог заменить собой полноценный исследовательский институт! Наследие Крымского, настоящее введение которого в научный оборот и — шире — в духовное пространство Украины еще только начинается, с полным правом может быть предметом нашей национальной гордости. Оно красноречиво свидетельствует: вечность народа, в частности, и украинского, — в познании им самого себя и всемирного сообщества людей, которое (познание) не имеет границ ни во времени, ни в пространстве, и только одно оно гарантирует духовную самоценность нации в коллизиях будущего. Академик Крымский, человек исключительно трагической судьбы, был одним из тех, кто в ХХ веке внес величайший вклад в бесконечный процесс этого познания.

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

Когда ребенок уже в три с половиной года умеет читать — у родителей есть все основания утверждать, что Бог наделил его незаурядными способностями. Такие способности могут получить дальнейшее развитие, а могут остаться и нереализованными. Все зависит от обстоятельств жизни. Агатангелу, сыну учителя географии, а в прошлом — почтового служащего, чьи предки, крымские татары по происхождению, в ХVII веке покинули Бахчисарай и переселились на территорию Речи Посполитой, повезло. Отец, который умел и хотел работать над собой, передал свои лучшие качества сыну. Главное — приучил его к неутомимой, ежесекундной работе ума. Благодаря невероятно богатой отцовской библиотеке, и, в особенности, — рано выработавшейся силе характера, юноша на удивление быстро духовно рос.

Учился будущий академик в протогимназии в Остроге (1881—1884), Второй киевской гимназии (1884—1885) и, наконец, в знаменитой коллегии Павла Галагана (1885— 1889). Один только факт: закончив коллегию Галагана, 18 летний юноша знал 15 языков (!), среди них — 7 основных европейских, древние: греческий, латынь, еврейский, арабский, персидский, санскрит, турецкий... К этим пятнадцати Крымский постоянно, вплоть до конца жизни, добавлял все новые и новые языки.

Продолжил свое образование Агатангел в Московском Лазаревском институте востоковедения (1889— 1892), получив солидные знания не только по языкам, но и по истории, культуре и философии народов Востока — от арабского мира (он был ему особенно близок) до Турции, Персии, Индии... В большой степени этому способствовала научная командировка в Ливан (1896—1898), после окончания которой еще молодой ученый вскоре получил приглашение занять профессорскую кафедру в своей Alma Mater — Лазаревке.

Но уникальность Крымского в том, что глубокие востоковедческие исследования (названия только некоторых из сотен его трудов: «История Турции», «История Персии и ее литературы», «Персидский театр», «История новоарабской литературы», «Очерк балканской литературы»...) он органично сочетал с исключительно плодотворной работой в сфере украиноведения. Стоит напомнить, что именно Крымский, будучи уже непременным секретарем Всеукраинской академии наук (1918—1928), внес неоценимый вклад в дело нормативного становления украинского языка: именно он учредил «Комиссию живого украинского языка» (1918 г.), издал (вместе с С.А. Ефремовым, Г.К. Голоскевичем) многотомный Русско-украинский словарь, еще раньше (т. 1, 2, 1907-1908 гг.) опубликовал «Украинскую грамматику» — своеобразный (и первый в своем роде!) исторический комментарий к развитию украинского языка и, одновременно, анализ его современного состояния. Наконец, воистину неоценимой является заслуга А.Е. Крымского как составителя первых «Главнейших правил украинского правописания» (1921 г.).

Самая драматичная, по-видимому, страница жизни выдающегося ученого — его деятельность на должности первого непременного секретаря Всеукраинской академии наук. А.Е. Крымский пошел работать в ВУАН вместе с В.И. Вернадским, руководствуясь, в первую очередь, страстным желанием реально содействовать национальному, культурному и духовному возрождению украинского народа. Здесь ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями, но главной проблемой стало желание большевиков взять Академию под полный контроль.

Признаки этого появились уже в 1921 году. Обстоятельства сложились так, что главный груз в деле защиты внутренней самостоятельности ВУАН пришлось взять на себя именно академику Крымскому. Уже в конце 1921 г. Наркомат образования УССР послал в Академию своего представителя, который фактически выполнял функции политкомиссара. Согласно навязанному Академии новому Уставу все академики подлежали утверждению Наркоматом (читай: властью). Крымский расценил этот факт так: «Это — творение ужасно упрямого и тупого схоластического человека, типа гоголевского сумасшедшего полковника Кошкарева». И все-таки, не в последнюю очередь благодаря именно усилиям Агатангела Ефимовича, удавалось поддерживать надлежащий уровень Академии; так, только один Институт украинского научного языка в 1925 году насчитывал 200 (!) сотрудников, которые подготовили в те годы 37 терминологических научных словарей (данные приведены исследовательницами жизни и творчества А.Е. Крымского Л. Матвеевой и Э. Цыганковой).

Решительно выступал великий ученый против репрессий, преследований известных специалистов. Он содействовал освобождению из тюрьмы академиков О. Корчак-Чепуркивского, М. Птухи, П. Стеблицкого. Крымский отмечал: «Уважаемый титул «доктор таких-то наук» не должен даваться у нас за какие-то слабые труды. Но обращаем внимание, что ходят упрямые слухи, будто богатые люди, у которых теперь есть деньги, используют плохое материальное положение старых ученых и заказывают им писать научные исследования, чтобы самим за эти покупаемые исследования получить степень доктора» (это — еще 1924 год!).

В мае 1928 года под давлением Наркомата образования (а фактически — ЦК КП(б)У) А.Е. Крымский вынужден был оставить свою должность. Это стало началом личной трагедии ученого. Через год ОГПУ арестовало его научного секретаря (и приемного сына), талантливого молодого ученого Михаила Левченко, который, среди прочего, помогал работать академику, быстро терявшему зрение. И вот всемирно известный человек пишет следователю ОГПУ, некоему М. Гольдману (8.08.1929): «Верный сын Советской Украины, непреклонный сторонник и слуга Советской власти, я, старый заслуженный ученый, обращаюсь к Вам с просьбой — нет, не с просьбой, а с мольбой — дать мне возможность нормально осуществлять мой научный труд. А для этого — верните мне моего научного секретаря М.З. Левченко...» Мольба не помогла — Левченко попал на Соловки и вскоре погиб...

Академик Крымский был арестован органами НКВД 20 июля 1941 г. в имении своих родителей в Звенигородке на Черкасщине, этапирован в Казахстан (Кустанай), где и умер (фактически — погиб) в тюремной больнице от голода и холода. Ему был 71 год. Произошло это почти 60 лет назад, 25 января 1942 года...

ЕЩЕ НЕ УСВОЕННЫЕ УРОКИ

Энциклопедизм — категория патриотическая. Именно в этом убеждает нас жизненный путь А.Е. Крымского, который, будучи уникальным знатоком истории и культуры Востока, был одновременно выдающимся украиноведом, определял себя как «искреннего украинца и не социалиста» и всей душой стремился ввести украинскую идею в мировую систему координат. Скажем честно и откровенно: какой контраст с некоторыми современными «интеллектуалами», чей «патриотизм» безнадежно страдает провинциальностью и — даже больше — примитивом... В советские времена Крымскому не отдавали должное (хотя, будем справедливыми, издали его 5-томник избранных трудов) Но почему нечто подобное продолжается и сейчас? Неужели причина в неукраинском этническом происхождении ученого? Не хотелось бы думать — ведь прописная истина, что цивилизованные страны Европы давно уже гордятся своими славными сынами любой национальности.

Агатангел Крымский, гуманист и энциклопедист (он даже в «Истории Турции» охотно и обстоятельно описывал эпохи мирного, братского сожительства людей различных вероисповеданий — турок, греков и славян в ХII—ХIII вв.!), еще 18-летним юношей поставил перед собой задачу: «Для Украины я смогу быть полезным только тогда, когда буду иметь широкое мировоззрение». Эту программу он выполнил. Вдумаемся в эти слова. Ведь по существу это — проект Украины ХХI века!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать