Наша репутация
Как видим, мужчина и женщина были созданы одновременно и получили, согласно приведенному тексту перевода Библии, равные права. Со временем, однако, это равенство было драматично нарушено — мужчина не только присвоил себе почти все возможные на земле права, но и присвоил женщине статус существа последнего (второго) сорта. О чем свидетельствуют многочисленные документы — от глиняных халдейских табличек до законов так называемого нового времени, субъектом которых является исключительно мужчина. А чтобы как-то оправдать свое поведение, мужчины создали женщине соответствующую репутацию. Приведем несколько примеров:
«От одежды моль исходит, а от женщины — злоба женская...
Женщина глупа, криклива, неумна и ничего не знает...
И нашел я, что горче смерти — женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, а руки ее — оковы. Добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел». (Ветхий Завет).
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в Церкви... Всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж… Муж есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Новый Завет).
«Женщина воплощает в себе чувственную, греховную природу человека». (Йолн Скотт, IХ в.)
«Женщины еще до сих пор киски, или птицы, или, в лучшем случае, — коровы… У женщины есть много причин стесняться — у нее так много педантизма, менторства, переменчивости пустякового тщеславия, произвола и скрытой нескромности. Ее держит в повиновении только страх перед мужем… Вообще, если идешь к женщине, не забудь взять арапник». (Ницше).
Это только микрокапля из того потока нескончаемых «комплиментов», сделанных «слабой половине» за несколько тысячелетий писаной истории человечества. Удивляться здесь нечему, ведь женщине всегда было слишком некогда, чтобы заниматься своим имиджем. Она рожала и воспитывала детей, обеспечивала существование домашнего очага, кормила, умывала и утешала в поражениях «сильную половину», руководила каждым шагом этой «половины», блокировала ее непрактичность и близорукость. Мужчины же, счастливо освобожденные от бытовых хлопот, от ежедневной борьбы за выживание, занимались высокими материями — создавали науку, философию, политику и то, что называют «общественным мнением». Совместными усилиями талантливых мужчин был создан, среди прочего, обобщенный образ существа под названием «Женщина» — слабой, неспособной совершать сложные и важные дела, коварной, капризной, легкомысленной, лукавой, ненадежной, изменчивой, ограниченной, глупой, необразованной, лишенной талантов, склочной, шумной, болтливой, тщеславной, жадной, корыстной, трусливой и т.д. и т.д. и т.д. Этот коллективный портрет является, конечно же, антиподом Мужчины и наделен роскошным букетом всех его, Мужчины, инвертированных качеств. Там где у мужчины храбрость — у женщины трусость; у мужчины разум — у женщины суеверия; у мужчину высокая любовь, у женщины — корыстолюбие и т. д.
Так получилось, по-видимому, из-за того, что все мы, мужчины и женщины, всегда воспринимаем и оцениваем других людей с помощью одного и того же эталона — своей собственной личности. Хорошо известно, что честный человек редко подозревает своего собеседника во лжи, тогда как лгун не верит никому; трус считает смелость притворством, позой, а такая черта, как щедрость, скряге кажется невероятной. Для примера вспомним хотя бы героев, созданных больным гением Достоевского (Ставрогин, князь Мышкин). Или процитированного выше Ницше с его плетью для женщин. Между тем его опыт общения с ними был ограничен отношениями с матерью и сестрой, а последние годы жизни он провел в психбольнице. По поводу же пресловутой плети философ Бертран Рассел заметил: «Девять женщин из десяти мгновенно вырвали бы эту плеть из рук Ницше».
С помощью такой простой логики можно прийти к выводу, что обобщенный портрет женщины, созданный мужчинами всех времен и народов, является только правдивым, выразительным, гениальным... автопортретом. А мифический образ мужественного, великодушного суперразумного существа — мужчины, всегда присутствующий в воображении каждой женщины, является только отражением ее собственных качеств. Или, в крайнем случае, — ее желаний. Не будем, однако, говорить обо все этом с мужчинами.
Выпуск газеты №:
№44, (2002)Section
Украина Incognita