Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Наследие Петра Калнышевского

О судьбе уникального памятника искусства с Полтавщины
12 марта, 18:46

Среди многочисленных культовых сооружений, которые возводил за свои деньги в Украине последний легендарный кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский (1690—1803), соборная церковь Рождества Богородицы в Лохвице (1763—1771), что на Полтавщине, занимает особое место. В ее строительство он вложил почти 10 тысяч рублей. Сумма на то время огромная.

Большие средства выделил кошевой и на строительство Покровской церкви в Ромнах, которую здесь построили почти одновременно с лохвицкой. Она была перенесена в начале ХХ века в Полтаву. Эта жемчужина украинской деревянной архитектуры эпохи барокко погибла во время прошлой войны в 1943 году.

Лохвицкий памятник нам чрезвычайно интересен и тем, что в личном архиве П. Калнышевского есть достаточно объемное дело (230 листов), из которого подробно узнаем о ходе строительства церкви в Лохвице: сколько на это пошло денег, кто был строителем, разукрашивал интерьер храма высокохудожественной резьбой и малярными работами.

Почему же так беспокоился о строительстве церкви в Лохвице П. Калнышевский? Исследователь роменских древностей Ф. Сахно в 70-х годах прошлого века пытался проследить семейные связи кошевого атамана. В одной из своих публикаций он доказывал, что его потомки связаны с выходцами из Правобережной Украины, которая была тогда во владении Речи Посполитой, и переселились в начале ХVIII века на Гетманщину. Отдельные исследователи по поводу этого делают предположение, что сам Калнышевский происходит из шляхты. На это указывают и документы его соловецкого заключения, где он именуется «польским дворянином». Поэтому родственники П. Калнышевского расселились на Роменщине и Лохвитчине. Подтверждением этому является и небывалый размах его меценатской деятельности в этих краях.

Вообще, тесными были связи Калнышевского с лубенской полковой старшиной и лохвицкими сотниками, среди которых были известные на Гетманщине О. Маркевич, И. Борисенко, И. Стефанович, В. Нельговский и другие. Именно от кума — лохвичанина М. Яновского — П. Калнышевский узнал о смерти своего племянника И. Калнышевского, которого он в свое время назначил полковником Кодацкой паланки.

Калнышевский не раз посещал Лохвицу. В исторических документах зафиксировано, что в 1766 году он гостил у местного протопопа К. Кривецкого. Спустя некоторое время к нему обращалась вдова этого священника с просьбой помочь в ремонте церковной колокольни в селе Западынцы, что рядом с Лохвицей.

После того как в 1748 году сгорела церковь Рождества Богородицы в Лохвице, местная казацкая община обратилась именно к П. Калнышевскому с просьбой посодействовать в строительстве нового храма. Как засвидетельствовала переписка по поводу возведения храма, оно длилось восемь лет. Для этого он пригласил лучших мастеров из Гетманщины. Строительство сначала возглавлял И. Бродацкий, с которым Калнышевский заключил контракт. Но он внезапно умер, и далее строить церковь пришлось искусному местному зодчему И. Лукашу.

Слава Богу, что в фундаментальном труде С. Таранушенко «Монументальна дерев’яна архітектура Лівобережної України» (Київ, 1976), который перед тем как увидеть свет, неоднократно «перекраивался» тогдашними цензорами, впервые был опубликован уникальный документ — контракт П. Калнышевского с И. Бродацким, согласно которому мастер «соборную помянутую Рождества Богородици церков своим рукоделием наотменно в два года на том месте, где сгорела церков та стояла, выстроить из фундука (фундамента. — Г. Ш.) таком точно, вширь и длину, як на том же сгорелой церкви фундуш значит, в пропорцию оному фундуку должен я, сколько занадобно признаватимуть выше прописаные персоны, огромности (буди им за потребно укажется) убавит. В вишину же и манер противу меры в городе Лубнах недавно остроенной церкви святой Троицкой: или и ниже мерою, сколько мне покажут. На той же сторйце имеющейся церкви пять верхов манером таковым как на помянутой Свято-Троицкой Лубенской полубанки должен выводить. И изделать на их побой жестю з лютованием и ценою моею: окна аркушевые, мерою и числом мне показать имеющиеся, своею замазкою и трудами отделать в той же церкви имею.

Буди же зсила, что испорчу, на то место з свого кошту поставлю...»

В архивном деле о строительстве соборной церкви в Лохвице есть книга всех расходов на него. Так, на возведение храма пошло 504 дуба, за которые заплатили 405 рублей. Если в первой половине ХVIII века с мастерами в основном расплачивались натурой (зерном, медом, воском и тому подобное), то в конце века платили деньгами.

Надзор за строительством по поручению П. Калнышевского осуществлял какой-то Борисяк. Он регулярно в письмах на Сечь информировал кошевого атамана о работах на всех этапах строительства храма. Когда было завершено украшение его интерьера, Борисяк с удовлетворением писал: «Иконостас предивный и преславный в собори лохвицком освящен».

Об этом иконостасе расскажем обстоятельнее. Он принадлежал к достопримечательностям искусства эпохи Казатчины. Об уникальном творении талантливых мастеров того времени были лишь упоминания в профессиональной литературе. Но ни в одном издании по истории древнего украинского искусства до конца 90-х годов прошлого века эта фотография не публиковалась. Впервые ее напечатала в 1997 году чернухинская районная газета «Нова праця», иллюстрируя мой очерк-хронику, посвященный Нестору Городовенко (1885—1964). Неизвестному автору в 1931 году, перед тем как иконостас был уничтожен местными воинственными атеистами, удалось сфотографировать его центральную часть.

Для изготовления иконостаса лохвицкого собора был приглашен уроженец города Осташков, находящегося вблизи Твери, почти ровесник Григория Сковороды — Сысой Шалматов (1720—1790), известный в России и Украине своими величественными слесарными работами. Под его руководством были изготовлены величественные иконостасные комплексы для Роменской Покровской церкви, для соборов Полтавского Кресто-Воздвиженского, Лубенского Спасо-Преображенского монастырей (не сохранились).

В 1763 году С. Шалматов перебирается в Охтырку, где на то время велось крупное храмовое строительство. По просьбе П. Калнышевского его разыскали во время украшения им интерьера собора Мгарского монастыря, чтобы предложить новый контракт в Лохвице. В одном из писем упомянутый нами Борисяк по этому случаю писал: «Мастер сницар (Шалматов. — Г.Ш.), который делал в лубенском миру иконостас всилу сыскан недавно и за показанием ему абриса (образца. — Г.Ш.), по которому велено от В.высокородия рядить на работу оного мастера...»

Кстати, П. Калнышевский лично знал С. Шалматова и очень ценил его талант, который развился в Слободской Украине и на Гетманщине на эстетических идеалах казацкой эпохи. Они были друзьями. А потому не раз свои письма к мастеру П. Калнышевский начинал словами: «Благодетель мой, Сысой Зотыч...» Шалматов не раз бывал и в Запорожской Сечи, где его всегда радушно встречали.

Соборный храм в Лохвице украсил величественный, вырезанный из кипариса иконостас, который по утонченности и красоте был одним из лучших на Левобережной Украине. Он занимал всю ширину храма, а по высоте достигал нижней части центрального купола. Характер резьбы в нем рокайлевый (похожий на утонченную декоративную пластику Андреевской церкви в Киеве), с витыми колонками в Царских воротах, которые так любил делать С. Шалматов. Этим он придавал неповторимую нарядность всей конструкции иконостаса. Среди декоративных мотивов преобладали виноградная лоза с гроздьями, листья аканта, трилистник. Хотя иконостас соответствовал пространству храма своей тридельностью и по-барочному был украшен декором, но в нем уже преобладали белые плоскости, с которыми контрастировали позолоченные архитектурные детали и реже размещенные рокайлевые картуши. Иконостас соборной церкви в Лохвице уже был обозначен рождением нового стиля художественно-декоративной резьбы украинских храмов — классицизма.

Калнышевский лично осуществлял контроль за строительством и убранством храма еще и потому, что он, по его замыслу, должен стать памятником доблестным казакам Лохвицкой сотни, которые завоевывали волю Украине в войске Богдана Хмельницкого и отличились мужеством во всех его боевых походах. По отдельным версиям, выдающимся казаком Лохвицкой сотни в свое время был и сам кошевой атаман.

Для малярного оформления иконостаса П. Калнышевский пригласил одного из лучших мастеров, которые тогда работали в Полтаве, — Павла Петраша (Петрашева). В контракте, заключенном в 1766 году, отмечено: «... Нижеподписавшийся малоросийського полтавского полка сотне второй полковой села Рибцив житель казак Павел Петрашев дал сей контракт... Калнышевскому в Лохвице в церков Рождества Богородицы иконостас малярскою и золотрскою работами исделать... надо весь совсем іконостас золотом красным, а поле между тем имеющегося серебром, а по серебру баканом венецийским покрывать. На гладком золоченню местами, где широко, церковкою золотой же изделать на наместных иконах венецькими красками (наилучшими на то время красками. — Г.Ш.) добрым и растворенным золотом, где только надобно будет. Также во внутрь церкви все стены и верхи выбелить, а в банях склепання помальовать...». В контракте на строительство храма вспоминается и маляр Шумянский (Шумлянский), который, вероятно, занимался другими оформительскими работами.

Летом в 1797 году от удара сильной молнии соборная церковь в Лохвице сгорела. Это произошло во время богослужения. Как раз праздновали день пророка Ильи, и в храме находилось много людей. Чудом прихожанам удалось спасти иконостас и другую церковную утварь. По легенде, в этом им помогла чудотворная икона, привезенная из Афонского монастыря, которую храму подарил П. Калнышевский. После того как иконостас вынесли, сооружение обвалилось.

Строительство нового храма продолжалось до 1809 года. Он был каменным. Его венчал круглый, с прорезанными окнами, купол. Четыре угловых купола по своей стилизации похожи на колокольню. С трех сторон храм имел портики с четырьмя колоннами дорийского ордера. Храм построили в стиле русского классицизма. По своим основным признакам его архитектура напоминает соборы и церкви, которые были построены в ряде губернских и уездных городов тогдашней Российской империи в конце ХVIII — начале ХІХ века по проектам, изготовленным в мастерской архитектора И. Старова. Наиболее приближенным по отдельным архитектурным деталям к соборной церкви в Лохвице является храм святителя и чудотворца Николая Мирликийского, построенного в Ревеле (нынче Таллинн) в конце 20-х годов ХІХ ст. Соборная церковь Рождества Богородицы в Лохвице была одним из первых на Полтавщине однокупольных сооружений, которое тогда построили в строгом соответствии с архитектурой классицизма.

Уникальный резной иконостас сгоревшего деревянного храма был перенесен в новый каменный и украшал его тут до середины 30-х годов прошлого века, пока его не разобрали в пресловутое время воинствующего атеизма. Это памятник знаменит еще и тем, что в 1907—1909 годах соборным хором руководил выдающийся украинский хормейстер, педагог Н. Городовенко, когда работал учителем в родном городе.

В конце хотелось бы сказать вот о чем. Значительная часть улиц и переулков Лохвицы, овеянной казацкой славой, носят имена вождей революции, деятелей коммунистического движения, граждан иностранных государств. А почему бы не увековечить память легендарного кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского в названии улицы или площади города? Он давно заслужил этого своей многострадальной и благотворительной жизнью.

Поэтому пусть и эта публикация станет еще одним напоминанием лохвичанам о сделанном для родного края и Украины их великим земляком.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать