Нехватка денег или профессионализма?
Читательница газеты «День» из Черновцов Ксения Покровская прислала нам горькое письмо под названием «Телевидение для тупых» («День», №37). Под этим письмом подписались бы, вероятно, тысячи и тысячи телезрителей, для которых «ящик» давно стал постоянным источником разочарований и раздражения. Причин много, и среди них не только отсутствие средств на высокостильные передачи. Ибо «мастера экрана», по всей вероятности, довольны своей продукцией и искренне не ведают что творят — не все же на ТВ записные циники. Больше, чем денег, им, очевидно, не достает профессионализма, вкуса, культуры. К счастью, существуют доказательства того, что и при очень сложных обстоятельствах можно работать иначе. Как это делает, например, Третья программа радио («Радиомузы»), передачи которой, несмотря на все экономические и административные трудности, сохраняют достойный уровень художественного качества.
Трудно сегодня назвать телевизионный жанр, который бы удовлетворял зрителей. Не являются исключением и популярные ток-шоу. Может, из-за того, что к экранам нас притягивают не сюжеты, не партийная или коммерческая ориентация студий, а тем более не компьютерная графика или слишком громкая электронная музыка. Главными всегда остаются яркая личность и конфликт взглядов, идей. А при отсутствии оных режиссеры, редакторы, оформители, костюмеры могут не суетиться — король останется голым, серым, никому не интересным.
Роль личности особенно остро проявляется в интервью. Поскольку экран хорошо «просвечивает» не только гостя, но и ведущего. Если у последнего всегда и везде на первом месте собственное «Я», то оно никогда не отступит на периферию экрана. С кем бы журналист ни разговаривал — даже с Вселенским патриархом! Бывает, например, так (студия НАРТ). Мы слышим голос где-то за кадром — это гость ТВ, известный политик или ученый, добросовестно отвечает на вопросы. В кадре же находится ведущий. Он удобно, словно у себя дома, развалился в кресле и снисходительно слушает. Как скучно ведущему, как нетерпеливо он ожидает паузы, чтобы включиться и начать, не торопясь, излагать свои мысли! Мысли, кстати, очень давно известные зрителям. А как часто мы видим, что ведущий вместо того, чтобы заинтересованно слушать гостя, тайком, как школьник со шпаргалки, считывает с бумажки свою следующую фразу? На экране в который раз оправдываются мудрые слова Александра Довженко: «Можно притвориться умным, справедливым, щедрым, сильным и даже добрым; нельзя, однако, притвориться интеллигентным».
Хорошую программу несколько месяцев назад начал показывать канал «Интер». На своих экранах мы имели честь видеть Неизвестного, Брэдбери, Шиффер и многих других известных личностей современности. Однако это было совсем не так интересно, как ожидалось. По крайней мере, мне. Из-за того, вероятно, что интервью — это диалог, в котором ведущий обязан так или иначе подниматься до уровня своего собеседника, а не просто задавать вопросы (это может делать голос из-за кадра). Не говоря уже о том, что диалог со старым маститым писателем — это один стиль разговора, а с молодой красивой женщиной — совсем другой. Здесь просто невежливо не сделать комплимент, не показать, хотя бы даже без слов, своего восторга. Иначе шоу будет недоставать игры, блеска, живого театра человеческих отношений.
Уж много сказано о «великой героине» независимого украинского ТВ, о так называемой «Верке Сердючке» (Простите!). Это шоу неизменно поражает просто-таки феноменальной вульгарностью, абсолютной безвкусицей. А еще культивирует у многих из нас комплекс неполноценности, заставляет постоянно спрашивать себя: «Вот это и все, на что мы способны в жанре юмора? Мы, веселый народ, который имеет такое чувство юмора, такую любовь к шутке?».
Сегодня наше ТВ — это поле битвы, где идут ожесточенные бои между правительством и ВР, между частным и государственным секторами, между депутатами, кандидатами, партиями, студиями и различными компаниями. Регулярно, как смена фаз Луны, кто-то из сильных мира сего (в тени или на солнце) начинает распределение-перераспределение телевизионного времени и пространства — информационного, рекламного, регионального, персонального. На ТВ чаще, чем где-либо, «летят» головы, парики, ведущие, программы, студии, мебель. Но после всех землетрясений неизменным и стабильным остается одно — качество телепередач. Об этом, совсем не прибыльном, факторе на ТВ не принято часто вспоминать. Может, потому что оно давно уже стало подразделением рекламных агентств? Зрители здесь лишние.
Выпуск газеты №:
№41, (1999)Section
Украина Incognita