Огонь над храмами
Деревянная церковная архитектура Закарпатья стала жертвой короткой памятиЗАКАРПАТСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ...
Они, словно птицы, присевшие на пригорке, чтобы сорваться от наименьшего шума в новый полет. Их гармоничность взлелеяна руками древних зодчих, выверена до миллиметра, ведь делалось все без гвоздей и клея — только из дерева.
Это архитектурное явление исследуется почти век, если брать за исследовательский основу труд закарпатского автора Уриила Метеора (псевдоним просветителя Ивана Сильвая) «Наші скарби», напечатанный в Ужгороде в 1901 году. А самым примечательным трудом того времени является фотоальбом чешского фотографа и исследователя народного искусства Богумила Вавроушка, изданный в Праге в 1929 году. 272 фотоиллюстрации открывают нам материализованную, согласованную с природой жизнь. А первые фотографии церквей сделал в 1919-1925 годах другой чешский исследователь Флориан Заплетал, но вышли они в свет аж в 1982 году.
ГРАНИ ЖИВОГО ЧУДА
Храмовая архитектура Закарпатья создавалась веками, своими корнями достигала древнерусской и древнеукраинской культурной основы. До нашего времени сохранилось только несколько десятков деревянных церквей, хотя в середине XVIII века их на Закарпатье было около 800: в Ужанском комитате (административная единица того времени. — Авт. ) — 84 деревянные церкви, Бережском — 100, Мараморошском — 118 и т.д. В XIX веке было принято решение сооружать церкви из более прочных материалов — и количество деревянных храмов резко уменьшилась. Многие из них разобрали, чтобы заменить каменными. Так в Бережском комитате, как и прежде, на 1843 год оставалось 100 деревянных церквей, а к началу ХХ века их осталось только 40, а каменных было построено 90. В советскую эпоху разобрали церкви в селах Русское Поле, Подплеша и Ганичи Тячевского, Плавье Славянского и Розтоки Раховского районов, сгорели — в Соймах и Майдане Межигорского, Русской Мокрой Тячевского районов, а еще разобрали десятки небольших храмов, менее примечательных в архитектурном плане.
К первой группе относится бойковская строительная школа с ее тризубными, трехдельными, трехверхими храмами. Древнерусские традиции просматриваются в их построении. Церкви состоят из трех квадратных срубов, вытянутых по оси «восток-запад». Центральный сруб больше по размерам от боковых — алтаря с востока и бабинца с запада. В центральном срубе, как тогда было заведено, молились мужчины (люди), а в бабинце — женщины (бабы), не имевшие права быть наравне с «людьми», а только толпившиеся у входа. Из-за этого и название «бабинец».
Самой яркой чертой бойковских церквей является большое количество горизонтальных членований их верхов, зависевшее от количества заломов на всех трех верхах. Верх над центральным срубом всегда выше боковых, а в более поздних образцах бывает одинаковой высоты с боковыми, а еще в еще более поздних, под влиянием западного строительства, над всеми возвышается колокольня над бабинцем. Памятники бойковской строительной школы сохранились в Верхнем Студеном Межигорского (1804 г.), Гусном (1655 г.), Сухом (1769 г.), Вышце (конец XVII века) и Ужке (1745 г.) Великоберезнянского района. Часть бойковских церквей перестроена, не всегда, впрочем, толково.
Вторую группу составляют храмы лемковской строительной школы, получившие распространение с середины XVIII века. Они также трехдельные, но перекрытие срубов в них потеряло свое равновесие, появилась более динамичная композиция, которая создается нарастанием высоты с востока на запад. Одна из причин такой трансформации этих церквей — попытка католического духовенства максимально латинизировать внешний вид храмов восточного обряда. Поэтому основной внешней чертой лемковских церквей является потеря центричности сооружения вследствие перемещения вертикальной доминанты с центрального сруба на высокую башню — колокольню над бабинцем или вокруг него.
К сожалению, ни одна из сохраненных лемковских церквей не находятся на своем первичном месте: три церкви в 20-30-х годах ХХ века перенесены в Чехословакию, шелестовскую церковь (1777 г.) — в областной музей архитектуры и быта, а церковь из села Каноры (1792 г.) — в Киевский музей народной архитектуры и быта Украины. Хотя, с другой стороны, как раз может это спасло их от вполне возможных, типичных для нашего времени, катаклизмов.
К третьей группе относятся храмы, известные под названием — «церкви домашнего типа». В их основе — прямоугольный сруб, объединяющий название (центральную часть) и бабинец, и квадратный (более узкий или же граненый) сруб алтаря. Срубы покрыты высокими крышами, своими формами напоминающими сельские жилища. Постройкой и размерами они повторяют древнерусские храмы этого типа конца XII века в Черниговском и Галицком княжествах. Самые древние из церквей этого типа можно еще увидеть в селах Колодное и Диброва Тячевского, Среднее Водное — Раховского, Александровка, Сокирница, Крайниково — Хустского и Ивашковца — Иршавского районов.
Последнюю группу храмов представляют гуцульские крещатые, одноверхие, а порой трех- и пятиверхие церкви. В основе их плана лежит равноплечный крест, где продольный ряд помещений по оси «восток-запад» дополнен с севера и юга двумя боковыми притворами. Самые лучшие образцы — Струковская церковь (1824) и Плинтоватовская церковь (1780 г.) из поселка Ясиня Раховского района.
ЗЕМНЫЕ ОГНИ НАД ХРАМАМИ
Отнюдь не огонь небесный падает на Божьи обители — земной. За последние годы сгорели церковь в селе Лубня Великоберезнянского района, знаменитый готический храм в Стебловке Хустского района, кто-то сжег ценный архитектурный памятник в Кобылецкой Поляне Раховского района. Кроме того, по разным субъективным причинам разобрали деревянные церкви в Водице, Костиловке и Вильховатом Раховского района.
24 мая в 14.21 в Воловецкую пожарную часть поступило сообщение о пожаре в греко-католической церкви села Нижняя Розтока (1880). Старая высохшая древесина сразу вспыхнула. Подъездных путей не было — молиться верующие поднимались на церковный холм пешком. Пожарной технике пришлось брать воду из нижнего ручья шлангом. Но спасти главное сооружение так и не удалось — только алтарь с колокольней. Вызвала этот пожар неисправная, давно устаревшая электропроводка, как и 2 мая этого года в селе Русская Долина Виноградовского района в церкви, где молилась православная община. Возвели последнее сооружение на Буковине аж в XIV веке, а в 1922 году перевезли на Закарпатье на плотах и освятили на Стретенье, из-за чего она и называлась Стретенской. Из- за подобной небрежности в марте 1994 года сгорела деревянная церковь в Пушкинове того же района.
ЭТО ВСЕ — ЖЕРТВЫ НАШЕЙ ЗАБУРЬЯНЕННОЙ, ЗАБРОШЕННОЙ ПАМЯТИ!..
Не лучше огня безвкусица у новейших реставраторов. Деревянные храмы часто покрывают жестью — и они начинают напоминать складские ангары. Особенно «постарались» новоявленные «зодчие» в с. Сухой Великоберезнянского района, где на церкви Св. Ивана поставили жестяную крышу, а стены, как в вагонной теплушке, оббили горизонтальными досками, по-новому растесали старинный дверной косяк с орнаментом и вставили в него современные кухонные двери...
Если сразу не взяться с полной ответственностью за сохранение деревянных храмовых памятников Закарпатья — они сгинут под колесами пошлого рыночного поезда современности, и неизвестно в храмы каких цивилизаций придут наши дети.
Выпуск газеты №:
№156, (1999)Section
Украина Incognita