От Кия до Григория Сковороды
под названием «100 портретов из истории Украины».
В нем будут помещены фотографии и биографические очерки, посвященные выдающимся политикам, полководцам, деятелям культуры, образования и науки, которые оставили заметный след в развитии нашего государства, начиная с глубокой древности до конца XVIII века, когда оно было окончательно порабощено русским царизмом. Редакция «Дня» предлагает читателям эксклюзив — несколько портретов из будущего альбома, подготовленных заслуженным художником Украины В.Большевиковым, с комментариями к ним кандидатов исторических наук Виктора Гусева и Юрия Калинцева. А начинаем серию публикаций рассказом о полянском КНЯЗЕ КИЕ.
Еще в древние времена наши предки слагали былины, песни, думы, где легенды в сочетании с реальными воспоминаниями о родоначальниках и вождях, героях и негодяях, о походах и ратных подвигах воспроизводили нерушимое единство прошлого и сегодняшнего дня. Со временем мифические и полулегендарные герои заменялись историческими лицами, в действиях которых воплощались реальные исторические события.
К легендарным лицам принадлежит и полянский князь Кий, о котором впервые упоминается в основном источнике знаний по древнерусской истории — «Повести временных лет».
В исторической науке второй половины XIX—начале ХХ века была распространена точки зрения, по которой летописный перевод монаха Нестора представлял собой вымысел древнерусского книжника. Однако археологические исследования опровергли такое утверждение. В результате длительных раскопок на киевских холмах, которые ученые отождествляют с летописными горами Кия, Щека и Хорива, было обнаружено множество памятников восточнославянской культуры конца V—VI веков. Зародышем городской жизни ученые считают гору Кий (современное название — Замковая), а в дальнейшем «град Кия», — помните, по летописи братья основали «городок» во имя своего старшего брата, — стал развиваться на современной Старокиевской горе (территория Национального музея истории Украины).
Бесспорные, достоверные результаты археологических исследований доказали реальность исторической основы летописного пересказа, который, по мнению современных исследователей Бориса Рыбакова, Петра Толочко, Михаила Брайчевского, Николая Котляра и других, представляет собой осмысленное воспоминание о сооружении первого Киевского городища в конце V—VI веков.
А что же мы знаем о самом Кие? Летописец Нестор дает ряд важных фактов биографии своего героя, который возглавлял союз полянских племен. Он «ходил» в Константинополь, где принял «большую честь от царя», потом пытался утвердиться на Дунае и даже построил там городок Киевец. Однако находился на Дунае князь недолго, вскоре вернулся в свой город — Киев, где и умер.
Для создания исторического портрета полянского князя ученые обстоятельно исследовали материалы древнерусского эпоса и западнославянских переводов, памятников византийской, армянской, скандинавской, древнегерманской литературы, произведение готского писателя VI века Йордана. В результате, с некоторыми оговорками, реконструкция биографии Кия предусматривает следующую последовательность событий: в годы своей юности, в конце V века, он основал свой «град»; через нескольких десятилетий, уже пожилым человеком, посетил Константинополь, по соглашению с императором Юстинианом I (возможно и поступив к нему на службу) попробовал завладеть Подунавьем, но, потерпев поражение, вернулся в город на Днепре, где и закончил свои дни.
Пройдет почти триста лет, прежде чем на сцену восточнославянской истории выйдет следующий ее персонаж — киевский князь Аскольд. Те три века прошли не зря для восточных славян. В их недрах набирали силы процессы развития общественно-экономической, политической и духовной жизни. Постепенно складывались предпосылки для формирования государственности. Однако по неизвестным причинам летописец Нестор прерывает рассказ о племенах полян и их центре — Киеве. Известно только, что в городе на Днепре после смерти Кия правили полянские князья, и что к их династии принадлежал Аскольд.
Выпуск газеты №:
№218, (1998)Section
Украина Incognita