Перейти к основному содержанию

Пастырь ХХ века

Митрополит Андрей, и до сих пор непознанный...
18 ноября, 19:52
МИТРОПОЛИТ АНДРЕЙ (ФОТО), ЕГО ПЕЧАТЬ И ТЕКСТ ЕЖЕДНЕВНОЙ МОЛИТВЫ

Окончание. Начало читайте — «День» №206

Прежде всего это был добрый и чуткий человек. Можно сказать даже — святой человек. С каким спокойствием и равновесием духа он жил, не обижался, не сердился, когда кто-то не мог его понять, постичь величие его духа. Его не понимали при жизни, подозревали, что он на стороне поляков. Его не понимали после смерти, так как в советский период его очерняли, делали украинским буржуазным националистом. Его не понимают даже сейчас, тут можно назвать много причин. Возможно, его кое-кто не может почитать как святого из-за отсутствия информации. В 1945 году, после смерти Митрополита, его родной брат о. Климентий пишет семье: «Щораз то більше чується про ласки та чуда, отримані за посередництвом молитов нашого Митрополита Андрея». Он успел воспитать на своем жизненном примере целое поколение. Его еще при жизни называли «святцем со Святоюрской горы». Ему верили, его любили. А после 1945 года пытались уничтожить саму память о греко-католической церкви. Уничтожали людей, расстреливали, высылали. 50 лет не давали правду о Митрополите, поэтому сейчас нужно вернуть эту правду и распространять ее.

Советская власть позволила провести публичные похороны Митрополита, потому что не имела другого выхода. В 1939 году они хотели арестовать Митрополита, но побоялись. Ведь он стал личностью, о которой знали во всем мире. В 1941 году немцы были недовольны его выступлениями. В частности, нужна была очень большая отвага, чтобы во время немецкой оккупации написать «Не убий!». Когда оккупационные власти убивают, он пишет послание, в котором осуждает всякого рода убийство. Немцы не посмели «прогневаться». Приходит снова советская власть и неизвестно, как бы сложились обстоятельства, если бы Митрополит не умер. Хотя они видели, что Митрополиту уже 79 лет, чтоб он утомлен жизнью и болезнями. А после смерти решили сделать «широкий» жест, позволили устроить похороны. Удивляет отвага людей. Поприезжали из сел, дальних районов. На второй-третий день эти люди исчезали. И они знали о том, что их ждет. Однако отважились и прошли процессией через весь город.

Отец Климентий пишет: «Власне сьогодні о половині другої, в обід заснув у Господі наш дорогий Митрополит. Розумієш, як мені важко, яка пустка витворилася, і відчуваю, що й для вас це буде великий удар. Він був такий добрий, таке гаряче, широке серце. Під кожним оглядом — виняткова людина. Що ж робити, Божа воля. Завтра експортують домовину до Катедри, а в неділю опустять до крихти у підземелля святого Юра…Після життя праведного пішов по нагороду, уявляю собі, як його там вітали наші — і мама, і тато, Юрій, і Леось. Але як тяжко тим, що лишилися на землі…»

Как рассказывает пани Оксана Гайова, она начала заниматься Митрополитом Андреем в 1990 году. До этого все документы, касавшиеся национально- освободительной борьбы или истории украинской церкви, были на тайном хранении. После рассекречивания появилась возможность их обработки. До сих пор у нас не было какой-то нормальной объективной литературы, какой-то биографии Митрополита Андрея Шептицкого, и когда пани Оксана уже начала работать над его письмами, не могла уже их оставить. Ведь не по книгам делала его биографию, а по письмам. И каждый раз дивилась: «О! Митрополит Андрей был основателем Национального музея во Львове. Митрополит Андрей был основателем народной больницы, госпиталя, сиротских приютов, украинской школы. Здесь встречается дата — 29 июля, то есть 125 лет Митрополита Андрея. Наша церковь еще официально из подполья не вышла, Собор Святого Юра еще находился в руках московского патриархата, и у пани Оксаны зародилось ощущение несправедливости. Человек ведь так много сделал, об этом никто не говорит! И тогда родился замысел сделать выставку документов и материалов к 125-летию Митрополита Андрея. Знаменательно и интересно, что эта выставка несмотря на разные сложности все-таки состоялась.

В архиве пани Оксаны хранится основной комплекс документов о жизни Митрополита Андрея, а так же те документы по истории украинской греко- католической церкви, которые Митрополит еще при своей жизни искал и хранил. Интересно, что помещение центрального государственного исторического архива находится непосредственно рядом с церковью святого Андрея, где венчались родители Митрополита — граф Иван и графиня София. В этой церкви сам Митрополит Андрей приступил к первому причастию. Так что где-то тут его дух витает. И дальше здесь продолжается работа над обработкой материалов, которые касаются жизни Митрополита Андрея. Пани Оксана рассказывает: «Это нелегко — открывать, мне иногда становилось страшно к этому прикасаться. Прежде всего, это частная корреспонденция, чувствовала сначала неудобство. А потом думаю: эти письма не даются только мне, чтобы я ими радовалась, восхищалась. Я должна об этом рассказать, мне все эти вещи нужно донести до людей».

Говорят, будто есть снимки, где Митрополит изображен со странным значком, похожим на гитлеровский. Однако стоит помнить, что мало кто имел доступ к архиву Митрополита Андрея в советский период. Пользуясь тем, что объективные ученые не имели возможности проверить данные, их фальсифицировали. Да, есть снимки, где ему пластуны, организация отнюдь не фашистская, вручает знак солнца. Фашизм пришел к власти в 1933 году. А это был 1929 год, пластовый лагерь в Подлютом, еще о фашизме речь не шла…

Следует отметить и то, что во все времена, будь-то период 1914 года или украинско-польской войны, или 1939 года, Митрополит всегда отстаивал интересы своего народа. Оккупанта хорошего нет. Но Митрополит пишет письмо и Сталину. Что, из большой любви? Он знал, какая власть идет, и ему нужно была сохранить свой народ живым. У Митрополита не было иллюзий по поводу немецкой власти, но у него уже был за плечами опыт другой страшной силы. Хотя позже в письме к Его Святейшеству он пишет, что это правительство немецкое оказалось намного более жестоким, чем большевистское, и даже можно говорить, что дьявольским. Он был дипломатом, хотел чтобы Украина имела свое войско — какое государство без своего войска? Поэтому он создавал в 1914-м Сечевых стрельцов, УСС, поэтому он надеялся, что с приходом немецких войск что-то изменится. После отхода советских войск, 30 июня 1941 года, было провозглашено Украинское государство. Митрополит хочет, чтобы было и свое войско, и это вовсе не СС немецкое, это — Сечевые Стрельцы. Ничего удивительного, что он вел переговоры на разных уровнях, хотя иллюзий больших не питал.

А евреи, которых прятал Шептицкий, — это общеизвестный факт. Курт Левин, сын раввина, почти всю мировую войну скрывался в Митрополичьих палатах. Его семью расстреляли, и восьмилетний мальчик прибежал на Святоюрскую гору. Сейчас он живет в США, своих сыновей назвал одного Андреем, а второго Климентием. В 1944-м Митрополит его благословил и отправил на Запад.

Известно, что в своей библиотеке Шептицкий прятал и Кагане, львовского раввина, который позже выехал в Израиль и давал очень позитивные свидетельства об акции спасения Митрополита Андрея. Кроме того, что Митрополит в своих палатах прячет выдающихся фигур еврейского мира, в монастырях, в Унове прячут более 150 еврейских детей. Если бы произошла облава, то монахов расстреляли бы вместе с этими детьми. И не раз Митрополит получал анонимные письма: предупредите, пожалуйста, того или другого священника, чтобы не выписывал фальшивых метрик, справок о крещении, будто это — украинцы и греко-католики, поскольку за ним уже следят…Так, священник Эмилиян Ковч, который спасал еврейские семьи, уничтожен был вместе с ними.

Сегодня читаешь послания Митрополита, его декреты, и удивительно становится, какие они современные. Как о многом он задумывался… Например такое: «Завдання українського народу буде в тому, щоб створити такі суспільно-християнські обставини, які запевнювали б громадянам правдиве і стале щастя та мали досить внутрішньої сили, щоб поборювати відосередні тенденції внутрішнього розкладу і успішно захищати межі від зовнішніх ворогів. Такою могутньої та запевнюючою щастя всім громадянам організацією може бути Батьківщина тільки тоді, коли не буде цілістю, зложеною штучно з різних різнородних частин, а подібним до моноліту організмом, себто тілом, оживленим одним духом». Мы к этому и до сих пор идем.

А особенно утешают слова Митрополита, сказанные им перед смертью: «Я всегда буду молиться за вас, но прошу также и ваших молитв. И будьте уверены, что в ту минуту, когда вы обратитесь ко мне, в ту минуту я к вам приду».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать