Патриарший Томос
Исполняется 75 лет с того времени, как Православная церковь Польши получила статус автокефальной и вошла в сообщество общепризнанных независимых церквей мирового православия. Таких церквей сегодня 14.
В 1920 году, сразу же после восстановления независимой Речи Посполитой, православные граждане Польши отошли — без формального разрешения — от Московского патриархата и образовали независимую Православную церковь. Подавляющее большинство инициаторов автокефалии составляли украинцы, которых «ветер революции» перенес в соседнюю Польшу после окончательного порабощения Украины большевистской Россией: солдаты УНА, представители творческой интеллигенции, политики, духовенство. (Кстати, сегодня среди православных Польши есть также поляки). Независимая церковь Польши определенное время считалась неканонической и пребывала вне сфер межправославного общения.
А всего через четыре года, 13 ноября 1924 года, Константинопольский патриарх Грегори VII подписал «Патриарший и Синодально-Канонический Томос (церковный законодательный указ) Вселенской Константинопольской патриархии о признании Православной церкви в Польше церковью автокефальной», т.е. независимой ни от кого. Тем самым было упразднено ее подчинение Московскому патриархату. (После Второй мировой войны, когда Польша стала сателлитом СССР, ее Православная церковь de facto опять оказалась в определенной зависимости. И не только от Московского патриархата — ее использовали также «компетентные» органы, готовя международные «духовные кадры» в Духовных академиях Союза).
Почему нас интересует эта страница из истории церкви Польши? Прежде всего потому, что в тексте упомянутого выше Томоса Вселенского патриарха были написаны еще такие знаменательные слова: «Отделение от Нашего Престола Киевской митрополии (это случилось в 1686 году. — К.Г. ) и православных митрополий Литвы и Польши, зависимых от Киевской, а также приобщение их к Святой Московской церкви состоялось не согласно каноническим правилам». Таким образом, почти через 250 лет после события Константинополь признал неканоничность того «генделя», который когда- то заключил с Москвой один из его патриархов, тогда весьма зависимых материально от «поминок» (подарков) Москвы.
Приведенные выше слова Константинопольского патриарха предоставляют возможность оценивать современный статус украинского православия несколько отличающийся от позиции Московской патриархии. Ведь Томос 1924 года недвусмысленно напоминает о незаконности («не согласно каноническим правилам») давнего, многими теперь забытого, включения Киевской митрополии в Московскую патриархию. Действительно, это случилось давно и при совсем других исторических обстоятельствах. Но ведь православные церкви славятся своей верностью традициям, правилам и законам, действовавшим сотни и сотни лет тому назад.
Почему у нас такая невезучая история? Вот, скажем, Польша. После Первой мировой войны ее народ не только добился, в отличие от Украины, признания своего государственного статуса мировым сообществом, но даже небольшая община православных иммигрантов Польши (в большинстве украинцев) сумела стать Автокефальной церковью. И всего за четыре года. Наших православных хватает на три больших мировых церкви, и ни одна из них не имеет канонической автокефалии. Не видно также, когда будет иметь. Украинские православные, являющиеся членами независимых (но неканонических) УПЦ КП и УАПЦ, сегодня подлежат заметной дискриминации — со стороны как части общества, так и государственных чиновников — даже у себя дома. Может, именно тут кроется причина — в том, что мы сами себя не признаем и не уважаем?
Выпуск газеты №:
№196, (1999)Section
Украина Incognita