Первый отечественный авиатор

Несмотря на это происшествие, Куприн любил проводить время в обществе летчиков. Находясь в Гатчине и наблюдая за полетами, он писал: «...Много чего-то от свободных и сильных птиц — в этих смелых, живых и гордых людях... Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть... вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота — все это как бы выжигает, вытравливает из души настоящего летчика обычные низменные чувства — зависть, скупость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь...»
Эти прекрасные слова в полной мере относятся к первому авиатору Украины Михаилу Никифоровичу Ефимову. Родился М.Н.Ефимов 1 ноября 1881 года на Смоленщине в семье крестьянина. Вскоре семья переезжает в Одессу, с которой и будет связана вся дальнейшая жизнь братьев Ефимовых — Владимира, Михаила и Тимофея.
Закончив железнодорожно-техническое училище, средний брат Михаил работал электриком. Но основное место в его жизни занимал спорт. Сначала он увлекался велогонками, а в 1908—1909 годах был и чемпионом России по мотогонкам. Одесские газеты писали, что «Ефимов приобретает славу первого русского моториста». А Михаил уже с волнением следил за сообщениями в печати о первых полетах на аппаратах тяжелее воздуха во Франции. И что для него было особенно важно: первые авиаторы в прошлом, как и он, занимались вело- и мотоспортом!
В 1908 году в Одессе появился аэроклуб. Его энтузиасты поднимаются на воздушных шарах, строят планер. Увы! Подняться на нем никому не удалось, и планер выставили на площадь на всеобщее обозрение. И тогда Михаил, прочитавший к тому времени всю имевшуюся литературу о воздухоплавании, неожиданно решил и сам попытать счастье. Ко всеобщему удивлению, он взлетел в небо с первой же попытки и продержался в воздухе несколько секунд. А вскоре одесские газеты уже называли этого юношу рекордсменом по количеству полетов на планере. Вслед за ним в воздух стали подниматься и другие спортсмены, в том числе и известный велогонщик Сергей Уточкин.
Наконец в клуб прибыл первый аэроплан, заказанный его владельцем Ксидиасом во Франции. Но, к сожалению, подняться в небо на нем никому не удалось. И тогда Ксидиас решил отправить во Францию в летную школу своего лучшего планериста М. Ефимова с тем, чтобы после обучения в течение трех лет он публично демонстрировал полеты, принося огромные прибыли клубу. Это была единственная возможность научиться летать и стать профессиональным летчиком — и Ефимов согласился.
В это время авиация во Франции бурно развивалась. С самолетом ученик «разобрался» быстро, а вот ротативный, сложный мотор никак не давался, тем более без знания французского. И тогда новичок устроился работать на завод, где собирали моторы. Мотор был изучен Михаилом блестяще. Оценив летные способности русского ученика, один из знаменитых пионеров воздухоплавания Анри Фарман вызвался обучать его лично.
25 декабря 1909 года Ефимов совершил свой первый самостоятельный полет, пробыв в воздухе 45 минут! Одесские новости сообщали: «Из русских воздухоплавателей Ефимов является первым признанным в Париже пилотом- авиатором». А в январе 1910 года первый представитель России в школе Фармана становится дипломированным летчиком. «Одесский листок» поведал, что «полеты Ефимова, за которые он удостоен Золотой медали, произвели сенсацию даже среди авиаторов». «Поднявшись на высоту свыше двухсот метров, он летал более часа. Из мировых авиаторов только шесть человек: Латам, Полан, О.Райт, Ласбер, Ружье и Ефимов достигли на аэроплане такой высоты», — отмечает журнал «Спорт и наука». 31 января того же года на Шалонском поле Ефимов перекрыл мировой рекорд О.Райта на длительность полета с пассажиром, преодолев в воздухе 115 км и продержавшись в полете 1 час 50 минут.
Знаменитого авиатора встречала вся Одесса. Всем хотелось увидеть своего земляка и аппарат «Фарман-4», который он привез. После полетов над городом члены клуба надевают на прославленного пилота лавровый венок с надписью: «Первому русскому авиатору». Теперь М. Ефимов свободен и мечтает об участии в международных состязаниях в Ницце. Туда уже съехались авиаторы с мировыми именами — Юбер Латам, Шаве, Ван-ден-Борн... В первый же день полетов абсолютным победителем стал Михаил Ефимов, завоевав все четыре приза. В итальянской Вероне М. Ефимова снова ждал успех: он поднялся на высоту 1096 м. На очередные состязания в Реймсе (Франция) из Петербурга прибыл великий князь Александр Михайлович, шеф авиации Российской империи. Он выступил с инициативой создания воздушного флота, а затем занялся подготовкой летных кадров и заказал во Франции несколько аэропланов.
Но не только радости выпали на долю Михаила. Вынашивая планы по развитию летного дела в России, он вызвал в Мурмелон старшего брата Владимира, у которого были и свои авиационные задумки. Обучив брата летать, Ефимов-средний надеялся на сотрудничество, в котором так нуждался, но Владимир неожиданно заболел и умер. Это был тяжелый удар для Михаила, и после смерти брата он решил вернуться на родину.
На 5 сентября 1910 года в Петербурге было назначено открытие Всероссийского праздника воздухоплавания. В этот день «знаменитый Ефимов, — писала «Нива», — показал действительно чудеса летания. Он то падал «камнем» вниз, выпрямляясь и задерживая спуск лишь у самой земли, то описывал восьмерки и петли. Нырял, сразу взлетал с поверхности земли и садился на землю с небывалой до сих пор точностью». Как и везде, здесь он завоевал все призы. Интерес вызвали ночные полеты смелого летчика, и даже в сильный туман он не побоялся лететь с двумя пассажирами.
Великий князь предложил Ефимову место шеф-пилота создаваемой школы авиации. Михаил Никифорович согласился с условием, что он сможет работать над собственным проектом аэроплана. Школу планировалось разместить в Гатчине, но поскольку климат здесь был дождливым, решено было организовать ее в Севастополе. Старшим инструктором назначили М. Ефимова. Вскоре школу перевели в Качу. Благодаря своей доброте и душевности в сочетании с высокой требовательностью и работоспособностью, Ефимов снискал всеобщую любовь учеников. Здесь, в Каче, он научил летать и младшего брата Тимофея, который в 1912 году в составе авиаотряда участвовал в Балканской войне, а затем стал последователем Петра Нестерова.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Михаил Ефимов сразу же подал рапорт об отправке добровольцем на фронт. В авиаотряде он заведовал техчастью, совершал боевые вылеты, проводил разведку и осуществлял бомбометание. За успешное выполнение боевых заданий он получил четыре «Георгиевских креста». Однако Качинская авиашкола затребовала его обратно «для усиления личного состава». М. Ефимову пришлось подчиниться. Фронт он покидал в чине прапорщика. Теперь он обучал курсантов, занимался испытаниями, многочисленными усовершенствованиями. Его считали одним из лучших авиаторов-конструкторов. Еще в 1912 году М. Ефимов предложил прибор, дававший пилоту возможность поднять машину в воздух без посторонней помощи. А в феврале 1916 года его командируют в Киев, в 25-й корпусный авиаотряд для работы над проектом нового истребителя. Однако дело ему не удалось довести до конца, и М. Ефимов снова на фронте. «Ввиду выдающихся способностей управлять быстроходными самолетами» его переводят в 4-й отряд истребителей на Румынский фронт. Затем — снова Севастополь, гидроавиация.
После октябрьской революции Севастопольский ревком назначает М. Ефимова флагманским летчиком гидроавиации. Когда деникинские войска захватили Одессу, Ефимов находился в городе. Он был задержан и расстрелян. Через три месяца умер от голода и его брат Тимофей.
Так и не пришлось Михаилу Никифоровичу увидеть свой самолет в небе. Ему не исполнилось еще и 40 лет. Не успел он завести и семью. Но осталось его огромное бескрайнее небо и проникновенные слова выдающегося летчика-первопроходца:
«Стоит мне подняться выше тысячи метров, и все существо охватывает какое-то удивительно безмятежное спокойствие. Я в это время совершенно забываю о своей неизбежной связи с землей, о громадной высоте, на которую поднялся... Может быть, это не поддающееся описанию блаженное настроение главным образом и привлекает меня, тянет неудержимо к аэроплану. Мне кажется, что когда авиация сделается доступной для каждого, — многие, кроме практической выгоды, увидят в ней лучший способ отдохновения от надоедливой сутолоки жизни». Да, прав был А.И. Куприн: Михаил Ефимов действительно был сродни свободной и сильной птице...
Выпуск газеты №:
№5, (2002)Section
Украина Incognita