Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Первый Вселенский

09 июня, 00:00

11 июня православные христиане отмечают память святых отцов первого всехристианского — Вселенского — собора, состоявшегося в 325 году. В четвертом веке молодая церковь Иисуса Христа была еще едина, и в Соборе приняли участие представители всех восточных и западных церквей. Первый Собор занимает значительное место в истории христианства: тогда начался процесс формулировки основных догматов христианской веры, т.е. «Символа веры», который сегодня произносят на каждой литургии («Верую» или «Кредо»).

Весьма интересен факт, что инициаторами созыва Собора являлись не люди церкви, а светский человек — римский император Константин Великий. За несколько лет до Собора (313 год) Константин покончил с гонениями на христиан и уровнял христианство в правах с другими религиями римской империи. Это стало переломным моментом в истории христианства, ставшего в скором времени государственной религией империи.

По какой причине император Константин — политик, полководец и в то время еще язычник (он продолжал исполнять обязанности верховного жреца прежних римских богов и приносил им кровавые жертвы) — вмешивался в церковные дела? Лучше всего ответили бы на это вопрос, по-видимому, наши современные политики. Император вел постоянные войны и хотел располагать стабильными тылами и монолитным войском. Тем временем в стране бурлили религиозные страсти — не было единства в христианской вере, пылала смертельная вражда между сторонниками различных богословских школ. Константин не мог не вмешаться, особенно принимая во внимание то, что христиане составляли существенную часть легионов империи.

Поэтому император разослал во все подчиненные края «почетные грамоты», приглашая епископов как можно скорее прибыть в Никею — небольшой город на берегу Босфора, временную резиденцию императора. (Города Константинополя тогда еще не было). Среди «никейских отцов» (их было более 200) преобладало греческое духовенство, латинских представителей с Запада было всего 7. Историк Теодорит пишет о делегатах: «Было здесь множество мужей, украшенных делами апостольскими, много и носивших раны Господа на своем теле».

Заседания Собора продолжались 2 месяца. По свидетельствам тогдашних историков, император Константин внимательно следил за ходом обсуждений, более того — руководил ими и часто выступал сам (у него была наклонность к ораторскому искусству). Благодаря этому довольно быстро был согласован весьма сложный теологический вопрос о сущности Иисуса Христа — признана Его божественная ипостась. Учение Ария, который считал Христа простым «творением» Бога, подобно всей прочей «твари» на земле, было осуждено как ересь, а его сторонники преданы анафеме. (После смерти Константина, однако, единство церкви опять нарушилось.)

Так на I Вселенском соборе началось формулирование основных догматов христианской веры. Хотя только в 381 году, на II Вселенском соборе, собранном в новой столице империи Константинополе, был окончательно принят Никее-Константинопольский Символ веры. На протяжении столетий его одинаково произносили во всем христианском мире.

После окончания Собора все никейские отцы (кроме преданных анафеме) были приглашены на роскошный прием в императорский дворец. В своей речи император Константин сказал: «Вы — епископы внутренних дел церкви, а я — поставленный от Бога епископ ее внешних дел.» Так Константин Великий положил начало явлению, которое вскоре пышно расцвело в православной церкви Византийской империи. Речь идет о «цезарьпапизме» — полное подчинение светской власти церковной иерархии. Подобная система была позже унаследована Россией.

В условиях современной двойной схизмы в украинском православии многие видят выход в решительном вмешательстве светской власти, в частности, президентской, в дела церкви. Опыт Первого Собора свидетельствует, однако, что даже императоры не все могут. И вряд ли украинцы согласятся на действительное восстановление цезарьпапизма в отношениях между церковью и государством. Не так легко возвратить в старую колею людей, вдохнувших немного демократии, — даже против своей воли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать