Победа преодоления
Генерал Петр Григоренко и принципы «морального сопротивления»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090731/4132-8-1.jpg)
Выбор собственной, неповторимой, единственной в целом мире судьбы — это тот Рубикон, который неминуемо вынужден перейти каждый человек. Можно, конечно, «мудро» уклониться от такого выбора, почти всегда неприятного, часто драматического, даже трагического — но в таком случае личность неминуемо капитулирует перед жесткими обстоятельствами бытия, растворяет собственное «я» в кислом, мертвом океане «житейской мудрости».
Герой нашего рассказа, легендарный генерал Петр Григорьевич Григоренко, счастливо избежал подобной судьбы. Он не уклонился от решающего выбора, будучи убежденным в том, что «кто-то вынужден это делать» (говорить правду власти, которая уже совершенно утратила чувство реальности из-за собственной абсолютной безнаказанности, требовать реального соблюдения Конституции СССР, которая будто бы «гарантировала» людям широкие гражданские права, защищать, как делал это и академик Андрей Сахаров, не только принципы гуманизма и демократии, но и реальных, живых людей, далеко не всегда абсолютных единомышленников во всем). Петр Григорьевич десятки раз бесстрашно переходил Рубикон своей судьбы, ставя под угрозу уже не свою карьеру, благополучие, престиж в советском понимании этого слова, а здоровье, свободу, саму жизнь — ведь руководствовался не шумно декларированной, однако абсолютно нерушимой системой ценностей. Это был Человек предельного бесстрашия мысли, бескомпромиссности в поступках; Человек, который, по меткому определению известного российского правозащитника Сергея Ковалёва, «относился к своему общественному долгу так, как перед этим относился к военной присяге». Все эти качества дали Петру Григоренко — украинцу от деда-прадеда, уроженцу села Борысивка Приморского района Запорожской области, сыну и внуку крестьянина — всемирное признание, сделали его, рядом с Александром Солженицыным, Андреем Сахаровым, Владимиром Буковским, Василем Стусом, Вячеславом Чорновилом, одним из наиболее ярких представителей движения «морального сопротивления» в СССР. Движения, которое в конце концов доконало «нерушимую» империю.
Жизнь Петра Григорьевича (16.10.1907—21.02.1987) — удивительный пример морального прозрения личности, которая не пожелала подчиняться «закону всеобщей лжи», человека, который, пройдя нелегкий жизненный путь (работал слесарем, сцепщиком вагонов, кочегаром, машинистом паровоза, был активистом комсомольского движения, членом ЦК Комсомола Украины, членом ВКП(б) с 1927 года, с 1931 года — кадровый военный, закончил Великую Отечественную войну в звании полковника на должности начальника штаба дивизии, был дважды ранен), сохранил в себе естественную человеческую доброту, естественное невосприятие деспотии, пренебрежения правами человека и нещадного преследования любой живой, свободной мысли.
С декабря 1945 по сентябрь 1961 года Григоренко (уже генерал) находится на преподавательской и научной работе в Военной академии им. М. Фрунзе, в 1948 году он защитил диссертацию на соискание степени кандидата военных наук, является автором 83 научных работ по военной истории, теории и кибернетике. В 1959 году П. Г. Григоренко возглавил кафедру оперативно-тактической подготовки Академии, за два года генерал-майор Григоренко подал для защиты докторскую диссертацию. Если руководствоваться только «ценностями» личной карьеры и персонального благосостояния, то перед нами — вполне «успешная» жизнь «состоявшегося человека» (как сейчас модно говорить). Но в том-то и дело, что моральные приоритеты Петра Григорьевича были другими. Благодаря этому он и оставил незабываемый след в истории.
7 сентября 1961 года проходила (накануне ХХІІ съезда КПСС) партийная конференция одного из районов Москвы, где, в частности, обсуждался проект будущей Программы «ленинской партии». Григоренко записался на выступление. Свое внутреннее состояние Петр Григорьевич описывал так: «В моей душе господствовал разлад. Мне тяжело было молча терпеть лицемерие правителей, но одновременно я понимал, что выступление будет стоить мне образа жизни, который вполне меня устраивал. С особой силой навалилась на меня мысль, которая уже давно преследовала меня: «Нужно выступать. Нельзя молчать!» Григоренко взял слово; он обратился к присутствующим с призывом «усилить демократизацию выборов и широкую сменяемость, ответственность перед избирателями». «Изъять все условия, порождающие нарушения ленинских принципов и норм, в частности высокие оклады, несменяемость. Решительно усилить борьбу с наследием культа личности Сталина, который ещё не преодолён», — призывал Григоренко. Выступление генерала было квалифицировано как «политически незрелое», он был немедленно устранен от преподавания в Академии, получил «строгий выговор» по партийной линии и переведен (с существенным понижением) на службу в Дальневосточный военный округ.
Это было первое «грозное предупреждение» тоталитарной власти. Но Григоренко (в этом исключительность его личности) и тогда, и впоследствии воспринимал эти сигналы «с точностью до наоборот»: действовал ещё решительнее, ещё откровеннее, сжигая за собой очередные, казалось бы, жизненно необходимые мосты. Осенью 1963 года Петр Григоренко организовал подпольный «Союз борьбы за возрождение ленинизма». В то же время, по собственному признанию, он «осуществил идейно-теоретическую работу и укрепился в душе, что с руководством КПСС нужно вступать в борьбу». Мировоззренческим прорывом в жизни генерала был вывод, который он сделал несколько позже, в середине и конце 1960-х годов: эта борьба непременно должна иметь открытый, гласный характер, должна быть ориентирована на наиболее широкую советскую и мировую общественность!
В феврале 1964 года Петр Григорьевич был впервые арестован в Хабаровске. На предложение председателя КГБ В. Семичастного «покаяться» Григоренко отвечает решительным отказом. В ответ к нему были применены методы советской «спецпсихиатрии»: свыше года генерал находился на принудительном лечении с диагнозом «параноидальное развитие личности, которое возникло в связи с психопатическими чертами характера». В апреле 1965 года П. Г. Григоренко был освобожден, впоследствии работал охранником, экскурсоводом, грузчиком в магазинах (в возрасте почти 60 лет!), мастером в строительном управлении. 1967—1969 годы стали судьбоносными в жизни Петра Григорьевича: именно тогда он сознательно избрал свой дальнейший путь — самоотверженная защита прав репрессированных тоталитаризмом народов СССР (в первую очередь — прав крымских татар, которым он заявил мужественно и жестко: «Вам нужно твердо усвоить — то, что принадлежит по праву, не просят, а требуют! Начинайте требовать; и требуйте не часть, не кусочек, а все, что у вас незаконно отнято — требуйте восстановления Крымской Автономной Социалистической Республики. Свои требования не ограничивайте писанием петиций. Подкрепляйте их всеми теми средствами, которые вам предоставляет Конституция — используйте свободу слова и прессы, митингов, собраний, уличных походов и демонстраций!». Крымскотатарский народ считает Петра Григоренко своим национальным героем), защита каждого человека, незаконно осужденного тоталитарной репрессивной машиной империи.
Этого ему не могли простить. В 1969—1974 годах генерал Григоренко на протяжении пяти лет находился в закрытом психиатрическом заведении в г. Черняховске Калининградской области, где подвергался психическим и физическим издевательствам. Только под давлением мировой общественности, которая высказывала опасение за его жизнь, генерал был освобожден. В 1977 году Григоренко позволили выезд в США на лечение; а вскоре, в феврале 1978-го, он был официально лишён гражданства СССР, что делало для него невозможным возврат на Родину. Последние годы жизни Петр Григорьевич Григоренко, несмотря на почтенный возраст и болезни, очень активно участвовал в международном и украинском правозащитном и национально-освободительном движении. Умер Петр Григорьевич на 80-м году жизни, 21 февраля 1987 года; похоронен на украинском («казацком») кладбище в городке Баунд-Брук, вблизи Нью-Йорка.
Необходимо отдельно остановиться на роли Петра Григорьевича Григоренко как всемирно известного деятеля общественного движения за деколонизацию СССР, за политическую, экономическую и духовную самостоятельность Украины, ее освобождение из-под имперского ига. Именно Петр Григорьевич, вместе с Николаем Руденко, Левком Лукьяненко, Олесем Бердником, Мирославом Мариновичем, Олексой Тихим, Оксаной Мешко, другими известными борцами за правду создал 9 ноября 1976 года Украинскую группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений, что стало событием исторического значения для отечественного правозащитного движения. Замысел Григоренко, его соратника, русского диссидента профессора Юрия Орлова, украинских правозащитников был простым, но исключительно эффективным: трансформировать в известной степени капитулянтский со стороны Запада «детант» («разрядку международной напряженности», пользуясь тогдашней советской терминологией; её составляющей «кремлевские старики» эпохи Брежнева представляли себе также и Хельсинкские соглашения) в точку опоры для правозащитного движения, требовать от СССР выполнения международно признанных и им же подписанных (это было важным!) демократических прав и свобод. Именно такая тактика и дала успех. Как подчеркивал профессор Орлов, «центральной фигурой для нас и нашего движения был генерал-майор Петр Григоренко». Ведь именно Григоренко был посредником в контактах украинской, русской правозащитных групп с организациями других республик и наций, так же как и с Западом, где он имел колоссальный авторитет.
Григоренко никогда ни к кому не приспосабливался — в этом была его сила. И когда 70-летний генерал оказался в эмиграции в США, он возглавил Заграничное представительство Украинской Хельсинкской группы (что сразу на порядок подняло ее престиж), то он упрямо продолжал «гнуть свою линию». А именно: государственная самостоятельность Украины является непременным, решающим условием деколонизации СССР в целом, условием освобождения всех наций, которые входят в его состав, в том числе, между прочим, и русских («Да здравствуют независимая Украина и независимая Россия!» — этот лозунг Петр Григорьевич и его жена и друг Зинаида Михайловна выдвинули и горячо поддержали ещё 30 лет назад!). Однако Григоренко никогда не считал, отстаивая лозунг украинской независимости перед всем миром, на встречах с Рейганом, Тэтчер, другими мировыми лидерами, предлагая ООН принять Декларацию (Акт) о деколонизации СССР — никогда при этом не считал, что, как заявляли крайне правые представители украинской диаспоры в США и Европе, «с москалями можно говорить только языком оружия». Наоборот, он выступал за тесное сотрудничество с русскими демократами, часто печатался в русскоязычном парижский журнале «Континент», не раз заявлял о глубоком уважении к Сахарову и Солженицыну (несмотря на серьезные идейные расхождения с последними). Все это вызывало постоянные, ожесточенные нападки на Григоренко упомянутых «крайних правых» (к тому же, Григоренко, постоянно вспоминая о трагедии всемирного масштаба — Голодоморе в Украине , прибавлял при этом, что необходимо помнить и чтить также и жертвы голода в России, Казахстане, других республиках СССР, что тоже не всем нравилось).
Жизнь Петра Григорьевича Григоренко, человека исключительной скромности и моральной чистоты (уже будучи известным во всем мире, он как-то сказал: «Собственно говоря, в моей жизни было не так уж и много героизма», но читатель может сам судить, так ли это), является вызовом нам. Вызовом и призывом: понимать, что противопоставлять права личности и права нации — это опасная фальшь. И понимать, что за свободу (политическую, экономическую, духовную) каждое новое поколение вынуждено вновь платить. Платить собой. В ином случае свобода эта становится фикцией.