Перейти к основному содержанию

«...Побідний прапор — наш Третій Універсал»

К 90-летию одного из самых важных документов Центральной Рады
23 ноября, 00:00
СОСТАВ 1-го КАБИНЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ СЕКРЕТАРЕЙ УКРАИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ. СИДЯТ В ПЕРВОМУ РЯДУ: С. ПЕТЛЮРА, С. ЕФРЕМОВ, В. ВИННИЧЕНКО, Х. БАРАНОВСКИЙ, И. СТЕШЕНКО. СТОЯТ ВО ВТОРОМ РЯДУ: П. ХРЫСТЮК, Н. СТАСЮК, Б. МАРТОС. СВЕРХУ НАД ПЕРВЫМ РЯДОМ, НА ФОНЕ ТЕМНОГО КРУГА, ПОРТРЕТ В. САДОВСКОГО

Окончание. Начало читайте в «Дне», №199

Собственные украинские законодательные акты вызвали повсеместно общий подъем, понимание того, что именно народ является источником власти. Это эмоционально выразил поэт Ф. Невестюк, который писал:

«Вона була така чудова

Ота сімнадцята весна.

Дріжали тюрьми і окови

Вставала нація вільна

Котився злотим хоралом

Вільних грудей свободний спів

І в світ несли універсали

Слова розкованих рабів»

Не имея возможности по понятным причинам немедленно провозгласить независимое украинское государство, чтобы не подвергнуть его опасности, УЦР, осторожно, но настойчиво шла к этой цели. Уже в I ее Универсале провозглашались воля раскованных украинцев-рабов: «Хай народ український на своїй землі має право сам керувати своїм життям».

Эти события дали новый импульс становлению украинского войска. В созданном вскоре первом украинском правительстве — Генеральном секретариате была установлена должность Генерального секретаря (министра) военных дел. Им был назначен избранный первым и вторым военными съездами председатель Украинского генерального военного комитета (УГВК) С. Петлюра. УГВК имел отделы: мобилизационный и военной коммуникации, военно-инженерный, военных школ, свободного казачества, санитарно-медицинский, комиссию спецслужб и тому подобное. Летом и осенью 1917 г., несмотря на помеху российской власти, разногласия взглядов в руководстве УЦР относительно путей военного строительства, различные эксцессы и провокации, увеличивалось количество украинизированных полков, до 60 тысяч человек увеличились ряды «свободного казачества», осторожно образовывались структуры государственного военного руководства. С июня, по инициативе одесских воинов, возникают гайдамацкие курени и коши. В ноябре, из галицких сечевиков, которые попали в русский плен, формируется Галицко-Буковинский курень во главе с Е. Коновальцем, взявшим под охрану Центральную Раду, ее главу М. Грушевского.

Знаменательным событием стал третий Всеукраинский военный съезд 20—31 октября 1917 г. при участии 2,5 тыс. делегатов. После получения известия о вооруженном восстании 25 октября в Петрограде и переходе власти в России к Совнаркому во главе с В.И. Лениным, участники съезда прервали заседание и объявили себя полком, который переходит в распоряжение УЦР. Продолжив работу 28—31 октября, съезд принял историческое постановление с единодушным требованием «немедленного провозглашения... Украинской Демократической Республики» в этнографических пределах Украины. В ней вся «общественная и военная власть» должны принадлежать Центральной Раде и Генеральному секретариату. Они, «опираясь на революционное украинское войско», должны осуществлять «всю полноту власти» в стране.

7 (20) ноября глава УЦР М. Грушевский, ссылаясь на постановление военного съезда, который, по его словам, «был представительством трех миллионов вооруженного люда», принимая во внимание общее стремление большинства народа, объявил достопамятный Третий Универсал, которым впервые в ХХ веке была возобновлена украинская государственность.

Такому течению событий содействовали и конкретно- исторические обстоятельства, сложившиеся в тогдашней России, в частности, низвержение Временного правительства. Последний всячески отрекался от самоопределения украинства, даже дал приказ привлечь Генеральный секретариат к судебной ответственности «за сепаратизм»; подготовить в петроградской тюрьме камеры для заключения украинских проводников. Свержение этого самозванного российского руководства большевиками (нравится это кому-то сегодня или нет) устранило в конце октября—ноябре 1917 г. такую очевидную угрозу Украинской революции, создало благоприятную ситуацию для восстановления государственности нашего народа. Это также дало возможность УЦР, не признавая Совета Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным, но и не враждуя с ним, констатировать отсутствие центрального правительства в Российской республике, а после того и прекращение существования последней. Поэтому тезис Универсала «не отделяясь от республики Российской» не имела практического наполнения, играла роль тактического и пропагандистского маневра. Тем более, что далее речь шла о необходимости создания союза (не единое государство, не федерацию) равных и свободных в любом смысле народов бывшей империи. Провозглашение Совнаркомом 2 (15) ноября «Декларации прав народов России», которой признавалось право народов на самоопределение вплоть до отделения, снимало и юридические препятствия для такого хода событий. Другое дело, какие у кого были настоящие намерения, как именно Совнарком следовал провозглашенным принципам. Дальнейшие события свидетельствовали об очевидном отступе от них. Но в ноябре 1917 г., как свидетельствовал В. Винниченко: «Робітничо-селянська революція в Росії... розірвала ті нитки, якими пов’язав нас Тимчасовий Уряд, увільнила наші руки, якими ми зараз же утворили зазначений в Універсалі стан на Україні».

Провозглашение Украинской Народной Республики в корне изменило ситуацию и требовало быстрого конституционного закрепления этого нового статуса Украины. Своим IV Универсалом Центральная Рада ставила задачу «якнайскоріше», «за кілька тижнів» созывать Украинские Учредительные собрания, которые бы «закріпили свободу, лад і добробут, Конституцію нашої незалежної Української Народної Республіки на добро всього трудящого народу».

Уже под непосредственной угрозой государственного переворота УЦР 29 апреля 1918 г. приняла Устав о Государственном строе, правах и вольностях УНР — Конституцию государства. В ней Украина провозглашалась суверенной демократической парламентской республикой, в которой гражданам гарантируются широкие права и свободы. Верховную власть в республике должны осуществлять Всенародные Собрания, как законодательный орган, и совет народных Министерств — орган исполнительный. Предусматривалось, что председатель Всенародных Собраний «іменем республіки сповнює всі чинності, зв’язані с представництвом Республіки». Особенностью документа, по сравнению с конституциями западных государств, было установление однопалатного органа высшего государственного управления (Всенародные Собрания). Конституцией не предусматривался пост Президента.

Гетманский переворот не дал возможности вступить этой Конституции, как и другим законам, в действие. Но эти акты остались в истории в качестве примера мужественности и последовательности в украинизации государственных структур, в отстаивании прав украинского народа. Их содержание должно прислужиться к законодательной деятельности и развитию сегодняшней независимой Украины.

Важным направлением украинизационной деятельности УЦР была ее забота в отношении разрешения острых социальных проблем. К этому побуждала действительность, с ее острыми социальными разногласиями, с притеснением большинства нации — рабочих и крестьян, собственный опыт многих деятелей УЦР. Заместитель ее главы, В. Винниченко писал: «З дитинства, з того часу, як поміщик Бодіско бив мого батька у себе в економії, як обдурив його, як визискував, як вигнав у землянку в полі, де я пас череду, з того момента вже прийняв в душі собі зерно ненависті до соціального визиску, до Бодісок усякого гатунку: потом усе життя організовуючи те зерно в свідому, безоглядну, жагучу ворожість до соціального, політичного і всякого панства».

Немало тогдашних украинских лидеров рассматривали украинство как преимущественно крестьянскую (мужицкую) и рабочую нацию. Возрождение ее они ставили в прямую зависимость от удовлетворения обоснованных злободневных запросов основы нации — крестьянства и рабочего класса. Анализируя опыт освободительных соревнований, В. Винниченко писал: «...Помилкою було б думати, що ця національна боротьба була поза сферою соціальною. Навпаки, з цієї доби так само виразно видно, що національний і соціальний моменти неподільні. Тут цілком виразно помітно, як національний утиск капіталістичних кляс на Україні тісно йшов із соціальною і політичною реакцією, як в ім’я і ради соціальних інтересів паразітарних кляс їм необхідно треба було нищити національні українські здобутки. І так само наочно в идно, як справа національного визволення неминуче в’язалася з справою соціальною, з інтересами українських робітничих мас». Учитывая небольшое количество украинцев среди крупных промышленников и землевладельцев, желание последних сохранить свои привилегии, и невнимание к социальным проблемам у украинских крестьян и рабочих «це, — писал В. Винниченко — зарані згода на панування руської реакції, руської феодальної і фінансової буржуазії, а значить, на панування руської культури й національності. Такий підхід мав би згубні наслідки і для державності. Трудніше і майже неможливо утворити тепер буржуазну українську державу — отмечал он в 1919 г., — бо не маємо власних буржуазних кляс». Стремление же сохранить привилегированное положение зажиточных прослоек «нічого іншого не можуть дати, як панування буржуазії, а як своєї немає, то неукраїнської, себто знищення української державності і поневолення української культури».

Из 19 партий, которые действовали в УЦР — 17 были сторонниками социалистической идеи. Но они видели ее иначе, чем то, что произошло позже, в частности, в 1920— 1940 гг. ХХ ст. Социалистический строй рассматривался ими как состояние реального народовластия, где бы обеспечивалась государственная независимость Украины, национальное возрождение, права человека, благосостояние и высокая культура людей. «Я, як демократ і соціяліст, ...усе своє життя стояв на обороні прав національності, і не тильки своєї...», четко определял свою позицию М. Грушевский.

Являясь одним из руководителей Украинской партии социалистов-революционеров, членом украинской секции Международной социалистической конференции в Люцерне, Грушевский всегда отстаивал коренные интересы украинского народа. В подписанной ими и другими деятелями УЦР Декларации украинской секции Интернациональной социалистической конференции в Люцерне (1919 г.) отмечалось, что «свобода угнетенных народов... является необходимым предварительным условием для прогресса социализма».

В УЦР понимали опасность разрыва между национальными и социальными проблемами, противопоставление этих жизненно важных сторон украинизационного процесса. Поэтому в III Универсале, последующих законах, предусматривалось удовлетворение основных тогдашних социальных требований — отмена помещицкой собственности на землю, осуществление государственного контроля над производством, отмена казни, 8-часовой рабочий день, принятие законов о пенсиях, об увеличении оплаты труда различным категориям работников, об общественных работах и т.д. Всего УЦР было принято около 20 законов социального направления. Это соответствовало представлениям тогдашнего украинского руководства об украинизации и соответствующих направлениях своей деятельности. «Єдина можливість урятуватись, — отмечал заместитель председателя УЦР В. Винниченко, — це, перехопивши владу з рук руських большевиків, добивати на Україні приватний і великий капітал, нищити (не фізично, а соціально) буржуазію і провадити господарство методами громадської ініціативи, надавши укркооперації роль торговельного й промислового фактора. Кооперація справилась би з цим завданням, бо в ній сполучається і особистий інтерес, і громадський, і національний».

УЦР объединяла разных, иногда романтических, но рьяных, в достижении поставленной цели, людей. Характерно, что в течение длительного времени члены УЦР не получали какой-то твердой зарплаты. С 25 ноября 1917 г. им начали компенсировать расходы в форме своеобразных командировочных за дни участия в сессиях УЦР. И при этом в ней не было коррупции.

Подытоживая деятельность Центральной Рады, Грушевский говорил в марте 1918 г.: «Ми не лукавили. Ми просто йшли, у нас нема зерна неправди за собою. Українська Центральна Рада за рік своєї діяльності не політиканула ні однієї хвилі, вона не зробила ані одного фальшивого кроку, вона мала перед собою тільки мету послужити інтересам многострадального українського народу і тих народів на Україні сущих, котрі з нею зв’язала історія... Ми можемо з гордо піднятим чолом підняти над своєю землею прапор Української Центральної Ради. Ми винесли його не заплямованим».

Целесообразно было бы установить памятный День восстановления украинской государственности, который отмечать ежегодно 20 ноября, когда в 1917 г. было объявлено Третий Универсал.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать