Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последний оплот: величие, гибель, и воскресение Батурина

К 307-й годовщине разрушения гетманской столицы московскими войсками
12 ноября, 18:19
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

…Подъём, мощь, а впоследствии звериное превращение в руины, совершённое оккупационными войсками Петра І и Меншикова. По-видимому, немного найдётся в истории Украины городов, чья судьба была бы настолько же драматической, как судьба Батурина — гетманской столицы Левобережной Украины в 1669—1708 годах (во времена Демьяна Многогришного, Ивана Самойловича и Ивана Мазепы), захваченной 2 (13) ноября 1708 года карательной московской армией под руководством царского любимца Меншикова. Батурин был до основания разрушен — жертвами погрома, устроенного русскими вояками, которые по-зверски мстили за союз, который на неделю раньше заключил гетман Мазепа со шведским королём Карлом ХІІ, стали, по меньшей мере, восемь тысяч мирных граждан (резали, сжигали, кололи, топили всех подряд, включительно со стариками, женщинами и маленькими детьми) и 6,5–7 тысяч военных — казаков и сердюков. Вместе 15 тысяч убитых. Собственно, это был настоящий геноцид в пределах отдельно взятого города — столицы Левобережной гетманской Украины и центра антироссийского сопротивления на наших землях. Не только военного, а, главное, политического центра.

Стоит подчеркнуть, что первые атаки московских воинов были отражены успешно. Обороной Батурина руководил полковник Дмитро Чечель — человек бесстрашный и опытный в военных делах. Однако окружение Меншикова нашло и подкупило предателя — Ивана Ниса (не первый и не последний в нашей истории «землячок»-иуда. Откуда они берутся? Жадность к деньгам, страх перед якобы «сильной» властью и полное отсутствие хотя бы наименьшего представления о чести — вот такое дьявольское сочетание в душе «хохла-малороса», которым, собственно, и был этот Нис). Он указал карателям подземный ход, с помощью которого они и проникли в Батуринскую крепость.

Чечеля и его соратников, устроив в Батурине жестокую резню, вывезли в Глухов, где полковника истязали и колесовали. Кстати, этот герой имел такие титулы: «знатный военный товарищ» и «украинский шляхтич». В 1708 году в Батурине было 17—18 тысяч жителей. Почти все эти люди погибли. В 1726 году, через 18 лет после уничтожения гетманской столицы, это место было практически безлюдным, а уцелевшие жители жили по окраинам (428 дворов).

Вот так трагически завершилась яркая история Батурина — города, который является эталонным памятником казацкой эпохи, культурный слой которой по степени насыщенности и информативности не имел себе равных в Украине. И когда посетители гетманской столицы осматривают такие выдающиеся памятники нашей истории, как дом генерального судьи Василя Кочубея, дворец гетмана Кирилла Розумовского, Покровский собор, Воскресенскую церковь — хотелось бы, чтобы они помнили: это – не просто мемориальные «холодини», за ними – труд, боль, кровь и борьба тысяч живых людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать