Последняя гетманская столица
Глухов: материк уничтоженной памяти«Життя пішло геть далеко на
полуднє, ближче до моря,
до вугілля, до заліза —
залишивши Півночі ці старі церкви,
панські садиби, козацькі гробовища,
останки співацьких цехів,
фольклорні скарби й діалектичні
пережитки — багатющі наукові
й національні клейноти...
Тут поховані секрети Старої України —
і зародки Нової».
Академик Михаил ГРУШЕВСКИЙ
«Чернігів і Сіверщина в українській історії»
Когда в конце 70-х годов суждено было мне стать студентом исторического факультета Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко, я с удивлением убедился в том, что определенная часть профессиональных историков не владела информацией о городе Глухов и его месте в истории Украины. Глухов не был изображен на учебных исторических картах, о нем практически не вспоминали учебники, последние гетманы руководили Украиной не понятно из какого центра.
Да и сейчас, в независимой Украине, если поехать из Киева на северо-восток и в Коптях свернуть в сторону границы с РосаФедией, то позабавит вас информация о многих значительных исторических центрах — музеях П. Кулиша и М. Заньковецкой, мемориал «Героев Крут» и приглашение в «Гетманскую столицу Батурин». Даже музей трижды Героя Советского Союза летчика И. Кожедуба, находящийся в 40 км от трассы, и тот оставил свою визитку. Но на протяжении 300 км — никакой информации для туристов о Глухове. И, возможно, выезжая из Украины в сторону пограничного пункта Бачевск, повернет кто-то голову вправо и увидит на горизонте купола, колокольни, башню, прочитает надпись «Глухов — 3 км» и не будет готов к встрече с последней столицей Гетманщины, столицей И. Скоропадского, П. Полуботка, Д. Апостола и К. Розумовского. В отличие от Чигирина, Гадяча, Батурина, Глухов уже был не просто ставкой гетманов, а столицей европейского (министерского) типа. Канцеляристы составляли значительную прослойку населения города. Именно в Глухове, во времена гетмана Д. Апостола принимается первый государственный годовой бюджет. В 1743 году утверждается первый украинский правовой кодекс «Права, по которым судится малороссийский народ», на старшинском совете в 1763 году принимается решение — больше гетманов не выбирать, а государственную власть сделать преемственной в семье Розумовских — Украина предпринимает шаг к монархии, следовательно, к автономии. Поэтому позиция российских и советских историков понятна — забыть и замолчать. Так и сделали. А украинские историки оценивали Глухов как центр русификации Украины. Итак, замолчать и забыть.
И только в одной теме Глухов всегда присутствовал — в ноябре 1708 г. в Глухове был предан анафеме «изменник» гетман И. Мазепа. Слава Богу, в апреле 2013 года Блаженнейший митрополит Владимир (царство ему небесное) признал, что эта анафема была не канонической. Но процесс предания анафеме ясновельможного гетмана провели украинские священники. Следовательно, несправедливость церковного действа падает грехом на православную церковь и на Украину. Глуховские краеведы бьют во все колокола — церковные иерархи, приезжайте в Глухов, отмените анафему, пропойте гетману Ивану Мазепе вечную память.
ГЕТМАН ИВАН МАЗЕПА. ИМЕННО В ГЛУХОВЕ ОСЕНЬЮ 1708 г. СОСТОЯЛСЯ ЧИН «АНАФЕМСТВОВАНИЯ» МАЗЕПЫ, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧИЛ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ С КАРЛОМ XII
Стена молчания вокруг Глухова начала рушиться в 1995 году в связи со всеукраинским празднованием 250-й годовщины со дня рождения первого реформатора музыки в Украине и России Максима Созонтовича Березовского. Не забыли, что в Глухове действовала и первая в Украине и России певческая школа. Однако немногие знают, что инициатором создания этой школы был гетман Даниил Апостол. Он понимал — нация объединяется вокруг своего чего-то неповторимого, уникального. Почти всегда это — язык. Но украинский язык находился под масштабным запретом. Д. Апостол увидел отличие церковного пения — киевскому партесному стилю противостоит «московское столбовое пение». И вот как раз в киевском стиле начинает обучать певцов глуховская школа пения. Но это отдельная тема становления украинской культуры. Равно как и деятельность на Глуховщине святителя Дмитрия Ростовского, и жизнь глуховского девичьего монастыря, основанного Агафьей Ефимовной (в монашестве Афанасия) Кимбарой, монастыря, который вместе с киевским Вознесенским находился под руководством Марии-Магдалены, матери гетмана И. Мазепы. Монастырь славился на всю Украину вышиванием золотыми и серебряными нитями.
Именно Глухов становится театральной столицей Украины: в 1730 году в доме Миклашевских начинает действовать театральная труппа — ставят пьесы Мольера, Корнеля, Расина и др. Доведенный предыдущими властями до ужасного состояния, этот дом требует немедленного спасения.
ГЕТМАН УКРАИНЫ В 1750 — 1764 гг. КИРИЛЛ РАЗУМОВСКИЙ, ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ КОТОРОГО НАХОДИЛАСЬ В ГЛУХОВЕ
Отдельная большая тема «Глухов времен серебряного века» — конец ХІХ — начало ХХ веков». В этот же период, в результате поражения Российской империи в Крымской войне и системе реформ правительства Александра ІІ, начинает активно действовать общественное сообщество — земцы. В Глухове это — Амосов, Трохименко, Беловский, Квасников и в первую очередь Терещенко. Глухов, дотла уничтоженный пожаром в 1784 году и запрещенный к восстановлению Екатериной ІІ, начинает возрождаться. Взаимодействие уездного земства и местного дворянства (потомков бывших старшинских родов) превратили Глухов в довольно крупный культурный и просветительский центр. Город застраивается красиво и разумно. Жемчужиной городской архитектуры является храм Трех святых Анастасий — родовая усыпальница семьи Терещенко. В 1874 году в Глухове основано первое в Украине специализированное учебное педагогическое заведение — Глуховский учительский институт (сегодня Глуховский национальный педагогический университет им. Александра Довженко), из стен которого вышли и академики, и доктора и кандидаты наук, и директора школ и ведущие методисты, поэты и писатели — жизнь и деятельность некоторых уже стали предметом диссертационных исследований.
Безусловно, за последние двадцать лет стена молчания вокруг Глухова начала рушиться. Академик НАН Украины глуховчанин правовед Ю. С. Шемшученко способствует многоплановому освещению державотворческих достижений Гетманщины глуховского периода и всесторонним краеведческим исследованиям; обстоятельная монография доцента В. И. Белашова «Глухов — столица Гетманщины (До Глуховского периода истории Украины (1706—1722 гг.) — настольная книга студентов, изучающих историю Украины; кандидат архитектуры В. В. Вечерский (кстати, руководитель проекта Глуховского историко-культурного заповедника — в настоящий момент «Национальный заповедник «Глухов») посвятил истории и архитектуре нашего края целую серию монографических исследований; бывший директор Сумского областного архива Г. М. Иванущенко напечатал несколько сборников уникальных документов по истории Глуховщины, в частности о «Ярославецкой республике» — там объединились десятки сел Кролеветчины, Путивльщины и Глуховщины на борьбу с Советской властью. Интересные телевизионные материалы готовили о нашем крае известные специалисты — А. Зотиков и Л. Сакада-Островская.
И вот, наконец, хвала Господу, возможно, Глухов навсегда избавится от навязанного нам стереотипа — «глухеньке містечко сумної області». Осенью прошлого года, в связи с местными выборами и борьбой кандидатов за должность городского главы Глухова, глуховчанам протянул руку помощи коллектив газеты «День». Искренняя благодарность всем, кто делает эту газету, и в первую очередь, главному редактору пани Ларисе Ившиной, которые предоставили избирателям в Глухове возможность поверить в себя, почувствовать, что мы нужны Украине, что этот мир можно сделать лучше и справедливее.
А прочтение многих таинственных страниц Сиверщины в целом и Глуховщины в частности — еще впереди.
Выпуск газеты №:
№24-25, (2016)Section
Украина Incognita