Православная служба в католическом храме
Недавно Католическая церковь Испании предоставила один из своих храмов в провинции Наварра на пять лет в бесплатное богослужебное пользование православным. Предусматривается, что в будущем православные построят себе собственную церковь, однако, нет никаких сомнений, что этот срок будет при необходимости продлен и православных на улицу не выбросят.
Как известно, Испания — одна из «самых католических» стран Европы; с Католической церковью связаны весьма важные события ее истории. В первую очередь Реконкиста — «Отвоевание» испанцами-католиками Пиренейского полуострова и изгнание оттуда мусульман (мавров) и иудеев, — продолжавшаяся почти шесть столетий. А также объединение населения полуострова в единое государство (конец ХV в.) во времена так называемых Католических величеств — королевской пары Фердинанда и Изабеллы. В средние века испанцы отмечались чистотой веры (в значительной степени благодаря инквизиции) и даже фанатизмом, сегодня же неуклонно растет число так называемых непрактикующих католиков, которые, подобно многим украинским православным, посещают храмы только в большие праздники.
К церковным праздникам, однако, испанцы относятся с большим энтузиазмом, принимают активное участие в уличных процессиях и благочестивых представлениях на библейские и исторические сюжеты. На Рождество, Пасху, а также в прочие многочисленные праздничные дни по улицам городов, городков, сел днем и ночью идут крестные ходы (по- нашему); плывут на плечах верующих тяжелые подмостки с «Голгофой» или «Вифлеемской пещерой»; движутся толпы «кающихся» в средневековых костюмах, стегающие себя хлыстами. В каждом городе и селе отмечают свои местные, очень уважаемые праздники, вокруг которых объединяется общественная жизнь. Интересно, что есть немало семей, члены которых из поколения в поколение выполняют одни и те же роли или функции — одни представляют трех королей, принесших дары новорожденному Иисусу, другие обновляют средневековые костюмы, третьи содержат в порядке платформу для представлений и др.
В будни старинные величественные, ни с чем не сравнимые испанские храмы-музеи заполнены почти исключительно толпами туристов- иностранцев. Они успевают бросить один взгляд на готический фасад, второй — на интерьер, границы которого уходят куда-то вдаль, за золотое сияние алтаря, и бегом дальше — мимо райского сияния витражей, мимо каменных святых с лицами средневековых мастеров, удивительных химер и ящеров. Мимо тайны лиц апостолов, написанных Эль Греко для храма в Толедо. Бегом мимо даже его же «Надругательства над Христом» в красном хитоне — картины, в которой непостижимым образом сконцентрирована вся мистика католической веры.
Но вернемся к упомянутому выше жесту Католической церкви — к бесплатному предоставлению храма православным. В чем тут дело? Ведь среди испанцев православных нет. Оказывается, что речь идет о духовных нуждах иммигрантов из Восточной Европы, особенно из Украины, Беларуси, России, присутствие которых в Испании становится все более заметным. Интересно, что наименее многочисленная там русская иммиграция, и представлена она в подавляющем большинстве не строителями, уборщицами или сиделками, а небольшими колониями бизнесменов различного уровня и легальности. Так называемые простые россияне не спешат на тяжелые заграничные заработки. Является ли это проявлением традиционного неприятия и опасения «чужого и иностранного»? Только ли большей территориальной отгороженностью от Запада? А может, это индикатор того, что в России выше уровень жизни и ниже уровень безработицы?
Как бы там ни было, а передача православным католического храма — значительное событие. Особенно на фоне того, что этой весной еще более обострились и без того сложные отношения между католиками и православными — между Ватиканом и Московской патриархией. По той причине, что в последнее время Ватикан провел административные изменения в структуре своих церквей в России и в Украине. В частности, в Украине созданы две новые диоцезии (епархии) Римско-католической церкви — Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская (всего в Украине теперь 6 католических диоцезий). В России так называемые администрации (временное управление) заменены регулярными диоцезиями. Это структурное дело Католической церкви вызвало весьма негодующую реакцию Московской патриархии, протесты Данилова монастыря против «католической экспансии» и нарушения неприкосновенности канонической православной территории» (включая Украину), против агрессии и прозелитизма. Выразила обеспокоенность даже часть депутатов Государственной думы. А о возможности встречи патриарха Алексия II и папы Иоанна Павла II сейчас и речи быть не может. Как заявил в интервью газете «Известия» патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, подобная реакция отнюдь не является страхом перед католическим влиянием на российских православных: «Мы лишь стремимся к взаимоуважительным и конструктивным отношениям с Римско-католической церковью».
Именно эта ситуация спровоцировала наш рассказ о католическом храме в Испании, в котором теперь проходят православные богослужения. Надеемся, что это будет воспринято как проявление уважения и лояльности к православным со стороны Католической церкви.