Праздник праздников — Пасха
Великий день Пасхи установлен в память о тех событиях священной истории, которые составляют основы христианской веры — Крестных страданий, Смерти и Воскресения Иисуса Христа Сына Божьего, Спасителя человечества. Поэтому неудивительно, что украинцы называют праздник «Великодень». Это древнейший христианский праздник годового цикла — он был определен еще во II веке христианской эры; но с апостольских времен (I ст.) и доныне Воскресение Христово отмечается в храмах каждое воскресенье (от чего и пошло русское название соответствующего дня недели).
Уже со II века Пасхе предшествовал обязательный пост, хотя его длительность и содержание долго не было окончательно установлено — в течение нескольких веков христианской эры каждая церковь имела свою собственную традицию. В старину во время поста категорически запрещались шумные развлечения, свадьбы, даже празднование дней святых; люди воздерживались от мяса и вина. Власть в эти дни предоставляла временную свободу или амнистию заключенным. Особенно строгим пост должен быть на страстной неделе. Не допускались не только какие-либо развлечения, но и занятия — всякий труд, за исключением благотворительной деятельности. Кроме Пасхи, очень важным для древних христиан был также страстной четверг — день установления на Тайной вечере причастия, евхаристии: Иисус «взял хлеб и, поблагодарив, разломал и дал апостолам, говоря: «Вот тело мое, которое за вас отдается. Делайте так в память обо мне». Также взял чашу после ужина, говоря: «Эта чаша — Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается».
Откуда пошло слово «пасха»? Известно, что христианство, рожденное в лоне иудейской религии, сохранило немало ветхозаветных традиций, о чем, в частности, свидетельствует и название «Пасха». Слово происходит от иудейского праздника «Pesach», установленного задолго до христианской эры в честь успешного исхода евреев из египетского рабства (приблизительно за 1250 лет до рождения Иисуса из Назарета). Христиане, сохранив название, полностью заменили содержание слова «Pesach», хотя и признают Ветхий Завет.
Пасха — так называемый подвижный праздник, число и месяц которого на каждый год определяется специальными астрономическими вычислениями. Довольно долгое время (столетия) в христианском мире не существовало единства в отношении этой даты. Были времена, когда каждая крупная церковь (Александрийская, Иерусалимская, Римская и др.) праздновали Пасху согласно своим собственным рассчетам и календарям. Например, малоазиатские христиане отмечали Пасху вместе с иудейской — 14 числа месяца нисана, и их Пасха вовсе не всегда приходилась на воскресенье.
Стоит подчеркнуть, что в первые века христианства такое существенное разногласие, как дата Пасхи, отнюдь не всегда нарушало единство христианского мира. Бывало даже наоборот — иногда поиски общего решения становились причиной активного общения между различными церквями, между Востоком и Западом. Вот один пример.
Как рассказывают старинные христианские хроники, в середине II века один из восточных иерархов Поликарп, епископ Смирнский посетил по приглашению Римского епископа Аникиты Рим. ( N.B. Поликарп — легендарная личность, младший ученик апостола Иоанна Богослова.) Поликарпу было тогда уже почти 100 лет, но желание устранить разницу между восточным и западным пасхальными календарями победило его недуги и опасности далекого путешествия. В Риме он пробыл довольно долго, постоянно общаясь с главой Римской церкви, — они вместе молились, вели долгие дружеские беседы, а когда пришел праздник (по римскому пасхальному календарю), вместе совершили Пасхальную литургию. Своей цели — установить общехристианский день Пасхи — Поликарп не достиг, но это не омрачило его пребывания в Риме. (Вскоре после возвращения на Восток епископ Поликарп погиб мученической смертью и позже был причислен к лику святых.)
В IV веке церковными делами энергично занялся император Константин Великий, весьма заинтересованный в единстве христиан (иными словами — в единстве империи). В частности, он хотел, чтобы все его подданные праздновали Пасху в один день. В 325 году император созвал в городе Никея первый в истории христианства Вселенский собор, которым, как пишут современники события, сам и руководил. После принятия на соборе Никейского Символа веры, святые отцы перешли к определению дней празднования Пасхи и вроде бы достигли здесь согласия. Вскоре, однако, оказалось, что эту проблему не смог решить даже Константин Великий — церкви продолжали придерживаться собственных календарей. Так, в 387 году Пасха в Риме и в Александрии разошлась на 5 недель. Только со времен Юстиниана I (VI ст.) действительно началась унификация.
Проблема, впрочем, не урегулирована и по сей день, более того — после принятия Западным миром (начиная с 1582 года) Григорианского календаря она снова обострилась. На сегодня арифметика такова. На земле сейчас живет более двух миллиардов христиан. Большинство из них — приблизительно 1,7 миллиарда людей — вместе отмечают Пасху, день и месяц которой соответствуют новейшим астрономическим вычислениям. Это протестанты и католики. Меньшая часть христиан — 300 миллионов православных, греко-католиков плюс некоторые восточные церкви — празднуют Пасху по устаревшему календарю более чем двухтысячелетней давности. Этот календарь дает значительную ошибку при определении, в частности, одного из важных пасхальных параметров — дня весеннего равноденствия.
Но в некоторые благословенные годы дни восточной и западной Пасхи совпадают, — несомненно ради того, чтобы напомнить христианам об их единстве, о том, что они признают одного Бога. Именно таким символом и предтечей будущего объединения является нынешняя Пасха. Ведь 11 апреля, благодаря календарному совпадению циклов (или Промыслу Божьему?), православные, протестанты, католики, а также все остальные христиане вместе празднуют Воскресение Христово. В связи с этим подумалось: «Почему бы христианам не установить обычай хотя бы в подобные — истинно знаменательные — дни посещать храмы и богослужения братьев-христиан других конфессий, поздравлять их с Праздником, угощать пасхальным хлебом?»
Выпуск газеты №:
№64, (2004)Section
Украина Incognita