Радость общения с читателем
Отшумел наш скромный «семейный праздник — трехлетний юбилей Газеты. Опять сидим за компьютерами, бегаем по городу в поисках новостей, чешем затылок в надежде на интересную мысль (чаще всего безуспешно), думаем-передумываем, пишем-переписываем, а также надеемся на приход «Апостола правды и науки».
Сегодня, как и три года назад, «День» поглощает человека целиком и полностью, с ботинками и шляпой, подобно библейскому Левиафану. Проглоченный человек радикально трансформируется и начинает чувствовать себя машиной, которая все впечатления бытия перерабатывает, хочет того или нет, в «материал» для печати. Словно бы живешь, чувствуешь, думаешь, путешествуешь не для себя, а для этих самых материалов. Которым цена — один-единственный день, ведь следующий номер их полностью обесценивает и требует новых, других, лучших, более важных. И каждый день — один и тот же информационный водоворот.
Может, важнейшая ипостась «Дня» — контакты с людьми. Значительными, думающими, интересными, добрыми, разными. Здесь и европейцы-горожане, и философы-крестьяне, и мудрецы, которые пока еще учатся в средней школе, и седовласые юноши-ученые; даже из-за океана иногда прилетают ласточки. До дня последнего юбилея эти контакты ограничивались преимущественно письмами, которые критикуют, учат и поддерживают одновременно.
В прошлое воскресенье наши далекие абстрактные читатели чудесным образом, что называется, материализовались — пришли и приехали поздравить Газету, посмотреть материалы фотовыставки, принять участие в нашем празднике. На что имели полное право как соавторы — многие из них не только постоянно откликаются на материалы Газеты, но и печатаются на ее страницах.
Общение с читателями — это поучительный, но не всегда легкий и комплиментарный опыт. Даже тогда, когда тебя прямо не критикуют. Поскольку имеешь возможность убедиться в том, что не всегда достаточно ясно излагаешь свои мысли; что читатели ставят акценты не совсем там или вовсе не там, где их ставишь ты; что материалы, которые ты сама считаешь наиболее удачными, никто и не вспоминает. А какая-то мысль «на заднем плане» оказывается замеченной и оцененной. А сколько предложений, сколько тем, предложенных для освещения, — жизни не хватит обо всем написать! Вот подходит ко мне женщина и рассказывает об «украинском» детском садике, в который ходит ее внук: «Но там же ни одна воспитательница украинского не знает — дети их постоянно исправляют!». Другой рассказывает, к сожалению, хорошо известную, но очень горькую историю о «битве за храм» между православными в родном селе. С одной женщиной мы сидели в каком-то тесном углу и делились воспоминаниями о «светлом пятне» прошлого — «Литературной газете». «А сейчас, кроме «Дня», и в руки ничего нельзя взять — замараешься». Люди очень нуждаются в том, чтобы их слушали, чтобы считались с их мнением. Между тем Газета — это всего лишь микроскопический остров в океане равнодушия, который затопил сегодня наше общество.
Иногда, очень редко, газета «День» дает своим работникам отрадное ощущение (скорее всего, иллюзорное) того, что они своими слабыми силами делают какой-то, пусть даже небольшой, взнос в становление нового украинского общества, вносят хотя бы одну, пусть даже невидимую, каплю добра в человеческие отношения.
Выпуск газеты №:
№176, (1999)Section
Украина Incognita