Ремесло политика глазами графа Честерфилда
Украинский политический театр нашего времени, хотя и самодеятельный, не имеет конкурентов даже среди опытных жрецов Мельпомены. Сколько там блестящих характерных актеров, какие детективные сюжеты! Что там Агата Кристи по сравнению, например, с «интригой и диалектикой» нашей выборной кампании. А мизансцены! Чего стоит, скажем, лобовая (в буквальном смысле слова) парламентская атака неприятеля или монологи народных трибунов, наполненные страстями и одновременно полностью лишенные содержания. Стоит отметить также незаурядное чувство юмора актеров, которые любые серьезные ситуации блестяще превращают в традиционные украинские юморески.
К сожалению, однако, и на солнце можно увидеть темные пятна. Как написал когда-то митрополит Андрей Шептицкий, «в нашем обществе слишком часто встречаются люди, считающие себя профессиональными политиками, хотя не имеют никакой профессии и никаких специальных знаний». Не хватает нашему политическому театру также «манер», благородного обхождения (не говоря уже о благородных мыслях), а еще — профессионального красноречия. Того высокого искусства слова, которое заставляет восторженных слушателей забывать о самом предмете выступления или речи.
Известный британский политик, писатель, философ граф Честерфилд (ХVIII в.) изложил в письмах к сыну, будущему дипломату, свои взгляды на то, каким должен быть «политический актер». Хотя и в его время в Парламенте заседали не только златоусты и сократы — в конце своей жизни граф Честерфилд написал: «Сейчас в Парламенте не осталось ни одного человека, которому бы хватало способности и слов для того, чтобы вызывать для себя экипаж». Ниже приводятся некоторые мысли и советы, собранные в «Письмах к сыну» Филиппа Дормера Стенхопа, графа Честерфилда. Сильные мира сего настолько самовлюбленные и тщеславные, что верят в то, что люди по своей доброй воле подчиняются им и прославляют их. Ни разу я не видел ребенка, который бы вел себя лучше после того, как его выпороли; я не хочу, чтобы наша власть превратилась в мачеху с плеткой в руке. Любое большое сборище, каких бы людей оно не включало, всегда является ничем иным, как толпой. А когда имеешь дело с толпой, то ум и здравый рассудок бессильны. Здесь нужно опираться исключительно на пристрастия, чувства и интересы этих людей. По поводу одной и той же проблемы всем людям здравого рассудка приходят в голову приблизительно одни и те же мысли. Именно поэтому в политике особенно важна форма, в которой эти мысли подаются. Настоящий политик никогда не оттолкнет от себя людей, споря с ними по поводу тех проблем, которые вообще невозможно решить, или тех, которые не имеют особенного значения. Опытный политик всегда умеет провести решительную границу между важным и второстепенным в своих делах и речах. Политик не имеет права доводить до того, чтобы его ссора с кем-то становилась непримиримой и окончательной из-за глупых вспышек гнева, из-за непродуманных слов. Когда-то я не понимал, что каждый человек вправе иметь свои собственные взгляды, как это право имею я. Если взгляды обеих сторон искренние, то здесь некого попрекать; только нужно быть взаимно терпимыми друг к другу. Очень важно первенствовать среди людей как раз в том, в чем они отличаются от зверей — в языке. Когда человек говорит на иностранном языке, то ему прощают даже серьезные ошибки. Но в родном языке наименьшие промахи замечаются всеми и всегда жестоко высмеиваются. Лучший метод отомстить политическому врагу, это быть с ним изысканно вежливым и при этом возвращать ему его выпады с процентами. Настоящая победа состоит в том, чтобы сделать своего врага смешным, не обижая его. Глаза политика должны быть всегда открытыми, но очень часто он обязан притворяться, что ничего не видит. В политике, как и в коммерции, очень важно иметь хорошее имя. Ибо ни в политике, ни в коммерции невозможно обманывать людей многократно.
Выпуск газеты №:
№219, (1999)Section
Украина Incognita