Перейти к основному содержанию

Родственник императоров на службе Украины

Габсбург, который стал Василием Вышиваным
28 августа, 18:47

Имя Архикнязя Вильгельма Габсбурга является малоизвестным в Украине. В его честь не называют улиц и скверов, не открывают памятников и мемориальных досок. Однако, продолжатель рода древних европейских династий Габсбургов и Лотарингов является наиболее ярким примером в новейшей истории Украины, когда личность с такой родословной сознательно стала на защиту украинства, ради этих идеалов отреклась от семьи и громкой фамилии и под именем Василия Вышиваного интегрировалась в политическую, военную и культурную жизнь Украины.

60 лет назад — 18 августа 1948 года — Вильгельм Габсбург закончил свою жизнь в Киеве, а место его последнего пристанища и по сей день остается неизвестным.

ГАБСБУРГ-ЛОТАРИНГ

Вильгельм фон Габсбург родился 10 февраля 1895 года недалеко от города Пула в Далмации, в родительском имении отца — эрцгерцога Карла Степана Габсбурга. Именно эта ветвь Габсбургов-Лотарингов дала миру нескольких австрийских королей и императоров, в частности, и Франца Иосифа, который был троюродным дядей Вильгельма. В разные времена Габсбурги владели Германией, Нидерландами, Испанией, Чехией, Венгрией...

Карл Габсбург был адмиралом австрийского военно-морского флота и благодаря этому шестеро его детей, в частности, самый младший — Вильгельм, с детства много будут путешествовать по Адриатическому морю. А с десятилетнего возраста Вильгельм отправится в большие путешествия, которые будут охватывать не только Европу, но и Африку, Америку и Азию.

Но решение отца бросить военную службу и переехать в городок Живец, который находится в Польше, не прервало череду путешествий маленького Вильгельма. Именно отсюда, в 14-летнем возрасте, он осуществит основное путешествие своей жизни — тайно для семьи на протяжении нескольких дней, пока его не найдет жандармерия, будет странствовать по Гуцульщине. За идею такого путешествия он будет благодарить польскую шляхту, которая часто бывая в гостях в имении австрийского эрцгерцога, вспоминала об украинцах как о разбойниках и бандитах. Романтический образ украинцев-разбойников привлекал юного Вильгельма:

«Было это летом. Через Львов и Станислав добрался я до Ворохты. Вышел из поезда и пошел в село. По дороге встретил одного гуцула-крестьянина, лет около 40, и спросил его по-польски, нет ли у него жилища для меня. Он ответил положительно, и я остановился у него. Ходил по горам, ездил на лошадях и повозкой, был в Жабью (совр. Верховина. — С.Л.), везде искал украинских разбойников. Но — зря! Это меня разочаровало. Тогда зародилось у меня в душе недоверие к моим информаторам, которым я так долго верил. Вот тогда я совсем изменился и в Живец вернулся другим, не таким, каким выехал...»

После этого путешествия Вильгельм ищет причины больше узнать Украину. И когда вместе с братом Лео будет учиться в военной академии, то как свободный факультативный курс, изберет именно украинский язык.

Следует отметить, что Вильгельм с детства получит очень хорошее образование — в семье дети общались на итальянском языке, благодаря отцу овладели немецким, а частные учителя учили французскому и английскому. Вильгельм вспоминал, что еще с детства увлекался произведениями Гайне, Данте, Петрарки и Боккаччо. Когда юный архикнязь овладел польским языком, то заинтересовался произведениями Генрика Сенкевича и Юлиуша Словацкого.

Языками и путешествиями не ограничивалось образование сыновей Карла Стефана — отец стремился дать своим детям профессиональное и качественное военное образование. Хотя это было нехарактерным для Габсбургов — юноши императорского рода получали офицерское звание автоматически. Вильгельму же пришлось жить в казармах вместе с другими курсантами.

КАК ГАБСБУРГ СТАЛ ВЫШИВАНЫМ

Начало Первой мировой войны ознаменовалось назначением Вильгельма Габсбурга в 13-й уланский полк, который состоял преимущественно из украинцев Золочевского уезда (современная Львовщина). Эрцгерцог Вильгельм очень быстро украинизировал свою часть, избавившись от поляков и венгров. Сам же, при помощи вояка из Тернопольщины по фамилии Приймак, продолжил углубленно изучать украинский язык, а впоследствии и прочитал первую книгу на украинском — краткую «Историю Украины» Михаила Грушевского.

Любовь солдат к своему командиру проявилась в подарке, который получил Вильгельм — вышитой рубашке. Позже вышиванку часто можно было увидеть под военной униформой Габсбурга, а 4 февраля 1917 года «Вестник Союза Освобождения Украины» напечатал фото Вильгельма Габсбурга в вышиванке, что и повлекло за собой появление прозвища «Вышиваный».

Уважение, которое получил архикнязь Вильгельм от украинцев, было обратно пропорционально восприятию его поляками, которые называли его «красным князем», имея в виду «Красную Русь» — Галичину. Но, первое официальное выступление архикнязя в украинском деле состоялось только осенью 1917 года — когда Габсбурги поручили ему приветствовать во Львове, от имени императора Карла, наибольшего украинского авторитета — митрополита Шептицкого, который возвращался из русского плена.

Ощутимое воздействие на украинские дела Вильгельм осуществлял и раньше. Как член сената эрцгерцог познакомится с украинскими парламентариями, последние будут оценивать приобщение Вильгельма Габсбурга к украинским проблемам как наибольший успех украинских политиков. Считается, что и не без участия эрцгерцога был назначен первым министром народного здравоохранения Австро-Венгрии украинец Иван Горбачевский (стоит добавить, что Горбачевский стал первым в мире министром здравоохранения).

Политическим планам Вильгельма и украинских политиков в пределах империи не суждено было осуществиться, зато сам эрцгерцог добился своего назначения руководителем военной «группы эрцгерцога Вильгельма», к которой принадлежал и курень Украинских Сечевых Стрелков (УСС).

На Юге Украины Габсбург взял под свою опеку отдельных украинских атаманов, которым угрожало немецкое наказание. Более чем через десятилетие генерал Омелянович-Павленко будет вспоминать об этом в своих воспоминаниях: «Мое мнение, что вовсе не романтизм и какие-то особые эгоистические, политические комбинации привлекают к нашему делу полк Вышиваного, а что-то большее, и настолько существенное, что даже наше милитаристическое и политическое поражение не останавливает его при всяких возможных случаях выступать всегда со своим неизменным адъютантом, сотником Ляришенко в обороне нашего дела. Когда в Европе украинство было синонимом «большевизму второго сорта», — архикнязь всегда украшал себя нашей национальной лентой. Полковник Василий Вышиваный и на Екатеринославщине оставил после себя хорошую память и как человек, и как старшина, и как политик. В общем, — хотя и не сразу, но дело наших атаманов было опять взято на рассмотрение и закончилось для них вполне мягко...»

Популярность Вильгельма Габсбурга среди украинцев была такой большой, что к нему неоднократно обращались военные и политики с предложением возглавить восстание против гетмана Скоропадского и взять власть в свои руки. А сам Скоропадский трижды посылал в Берлин заявления с требованиями отозвать из Украины архикнязя Вильгельма. Последнему приходилось объяснять свою позицию в украинском вопросе перед императорами Австро-Венгрии и Германии. В конечном итоге, его вместе с сечевыми стрелками отправили из Надднепрянщины в Черновцы, где в то время стоял вопрос провозглашения самостоятельности западных регионов Украины.

Несмотря на свое невмешательство в политические события, Габсбург опять встретился с требованиями украинских граждан Буковины о том, чтобы он возглавил украинскую власть. А с другой стороны, после провозглашения Западно-Украинской Народной Республики, правительство ЗУНР предложило ему пожить некоторое время при монастыре отцов Василиан в Бучаче, подальше от водоворота политических событий и желания отдельных групп видеть его при власти.

Эрцгерцог Вильгельм, который образцово нес свою военную службу, в который раз оказался на перекрестке украинских политических междоусобиц.

В очередной, и этот будет последний, раз услугами Вильгельма Габсбурга воспользуется Директория УНР. Главный атаман Симон Петлюра принимает его под именем Василия Вышиваного и предоставляет ранг полковника. Но военная катастрофа не обойдет уже ни Украину, ни Петлюру, ни Габсбурга-Вышиваного.

«ПРОХОДЯТ ДНИ»

В 1921 году в Вене появится сборник стихотворений Василия Вышиваного под названием «Проходят дни». Меланхолия этих слов передает состояние, в котором оказался представитель рода Габсбургов после поражения украинских освободительных действий.

Петр Карманский — украинский писатель и представитель правительства ЗУНР встречал Вышиваного в Вене: «...зустічав я часто цього розмріяного українського полковника на всіляких українських сходинах і святах, як він, не слухав, а всею душею ловив мелодії й слова січових пісень, находячи в них єдину розвагу після втрати недавньої казки боїв за українську державу. Наша публика, як звичайно, не церемонилася з цією жертвою молодечої нерозваги й мрійної вдачі, і він звичайно стояв у кутку самотній, всіма забутий, бо тепер не носив уже німбу Габсбургів, а був тільки полковником Василем Вишиваним, носив однострій української армії й сіру шинелю та жив зі скупої вояцької платні, на яку було стати урядові на еміграції».

9 января 1921 года случится еще одно событие, которое фатально отразится на отношениях Вильгельма с семьей и политическими кругами Директории — в австрийской газете Neues Wiener Journal будет опубликовано интервью с Василием Вышиваным с осуждением польского захвата Галичины. Это вызовет острую реакцию отца (см. дополнение), который на то время рассматривался как один из претендентов на польский престол. А дипломатический корпус УНР затребует опровержение этой статьи. Вышиваному тоже не понравились определенные моменты, искаженные журналистом, но больше всего его задело то, «что еще и указано — «Архикнязь Вильгельм Австрийский» — имя, которого я не ношу и не смею носить, как украинский гражданин Василий Вышиваный». Однако он не стал опровергать данную публикацию.

Василий Вышиваный окажется один на один со своим «украинским вопросом». Хотя, будут существовать украинские монархические круги, которые попытаются не в первый раз выдвинуть Вышиваного на украинский трон, но в газете «Соборная Украина» он окончательно опровергнет инициативы относительно своего правления.

В последующие годы Вышиваный организует собственный бизнес, из прибыли будет помогать украинским эмигрантам. Как авторитетный украинский деятель, который не замарал военный мундир и аристократическое имя, будет организовывать встречи украинских политических деятелей-оппонентов. Во времена Второй мировой войны он откажется от сотрудничества с нацистами, а после того, как советской контрразведкой СМЕРШ (рус. «Смерть шпионам») будет похищен из Вены и почти через два десятилетия опять окажется в Киеве, — то решительно будет отбрасывать все обвинения.

Обвиняемый в связях с ОУН, сотрудничестве с английской и французской разведками, постановлением особого совещания Габсбург должен быть осужден на 25 лет. Однако 18 августа 1948 года В. Габсбург-Вышиваный умирает в больнице тюрьмы №1 г. Киева с диагнозом «двухсторонний кавернозный туберкулез легких».

Петр Карманский, вспоминая о полковнике Вышиваном, оставит украинской общественности вопрос, на который и до сих пор мы не смогли достойно ответить: «За що терпить ця шляхетна душа колишнього аристократа, що, на своє горе, впала в крутіж нашої визвольної драми? І чи багато знайдеться між нами таких, що уміють оцінити чин ідеаліста і мрійника...»

КСТАТИ

Открытая переписка Карла Габсбурга с Василием Вышиваным:

«С сожалением читаю в разных журналах всякие вести об архикнязе Вильгельме. Считаю своим долгом успокоить публичное мнение заверением, что архикнязь Вильгельм, после распада Австрии, вовсе не возвращался в родной дом, и что всякие связи между родным домом и ним разорваны. Его поведение не одобряю ни я, ни родня. Оба моих старших сына служат в польской армии. Один из них был ранен в битве под Радеховым. В конце заявляю, что ни один из членов нашей семьи не солидарен с поведением архикнязя Вильгельма.

Карл Степан Габсбург»

«Мой отец заявляет публично, что он и вся семья не соглашаются с моим поведением и не одобряют его. Это может относиться только к моей национально-политической деятельности, потому что в моей частной и семейной жизни я не сделал ничего такого, на что моя семья могла бы публично реагировать. Относительно моей национально-политической деятельности, то имею честь публично заявить:

Во-первых, я совершеннолетний на основании украинского гражданского закона, который я для себя признаю; я также совершеннолетний по семейному закону, который меня не обязывает, но может обязывать моего отца. Принимая во внимание это, не признаю над собой никакой опеки и поступаю так, как считаю необходимым.

Во-вторых, утверждаю, что я не одобряю всей политики, которую против украинского народа вела моя семья с постоянной несправедливостью для того же народа в течение веков. И поэтому это был один из мотивов, который побуждал меня пойти на службу к украинскому народу и украинской республике, но эту службу я буду нести до конца, — все равно, на какой уровень поставит меня украинская легальная власть и невзирая на то, нравится ли это моему отцу и семье, или нет.

На всякий случай, публично задетый, вынужден также публично высказать свое удивление, что мой отец использовал эту меру под воздействием поляков, роль которых не принадлежит к благородным ни по отношению к народам, которые ищут свободы, ни по отношению к тем, кому они вечно на коленях присягали на верность.

Вена, дня 10 февраля 1921 г. Василий Вышиваный»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать