Перейти к основному содержанию

Щит над Царьградом

Киевский князь Олег Вещий: история жизни
29 сентября, 19:56

Сегодня речь пойдет об одном из наиболее таинственных, поистине «теряющихся в тумане истории» правителей Украины-Руси.

Предполагают, что киевский князь Олег родился приблизительно в 855 году. О происхождении князя в различных источниках имеются различные толкования. Так, киевский летописец Нестор в своей знаменитой «Повести временных лет», написанной в 1112 году и являющейся первым историческим исследованием о происхождении Руси, сообщает, что в 879 году новгородский князь Рюрик, умирая, передал власть родственнику Олегу, а также «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал» (ему было 2 годика. — Авт. ). Уточняя это родство, Воскресенская летопись и некоторые другие именуют Олега племянником Рюрика. Известная Иоакимовская летопись называет Олега шурином Рюрика, т.е. братом его жены Ефанды, «Князем урманским» авт. — мурманским), мудрым и храбрым. В свою очередь, Новгородская первая летопись именует Олега просто воеводой князя Игоря.

НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ОЛЕГА В КИЕВЕ

После смерти новгородского князя Рюрика Олег три года княжил в Новгороде и, упрочив здесь свое положение, собрав дружину из варягов и северных племен, решил отправиться на юг по водному пути Волхов — Днепр. Как сообщает летописец Нестор, в 881 году князь Олег с военной дружиной взял город Смоленск и обязал кривечей платить ему дань, а затем направился вдоль Днепра и, завоевав города Любеч и Чернигов, наложил дань на северян. В 882 году князь Олег пошел на Киев, зная, что там правят князья Аскольд и Дир, имеющие свою отважную дружину.

Не вступая пока в военное противостояние, Олег пошел на хитрость. Вот как об этом сообщается в «Повести временных лет». Оставив позади войско, Олег с юным Игорем на руках и немногими людьми приплыл к берегам Днепра. Спрятав вооруженных ратников в лодках и прикрыв их брезентом, он велел объявить князьям киевским, что варяжские купцы, отправленные князем новгородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, сошли на берег. В одно мгновение воины Олега их окружили, а Олег заявил: «Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь» — и, показав Игоря, промолвил: «Вот сын Рюриков»! Осужденные на казнь, Аскольд и Дир тут же погибли, а Олег вошел в Киев как победитель. Жители города, устрашенные самим фактом злодеяния и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Прелести Киева, судоходный Днепр и возможность торговать или воевать с греческим Херсоном, с хазарской Тавридой, с Болгарией и Византией — пленили Олега и он с большой уверенностью сказал о Киеве: «Се да будет матерью городов русских»! После этого столица княжества была перенесена из Новгорода в Киев. Освоив Киев и полянские земли, родину украинцев, мудрый и отважный киевский князь Олег обратил свое внимание на соседние племена. Вначале он покорил свирепых древлян (883 г.) и обязал их платить дань куницами. Затем двинулся на северян (884 г.) и, так как они практически не сопротивлялись, наложил на них меньшую дань. В 885 году Олег завоевал соседей-радимичей и они согласились платить князю такую же дань, как давали хазарам — по шелягу (мелкая монета) с каждой сохи. Таким образом, соединив цепью завоеваний Киев и Новгород, Олег уничтожил господство хана хазарского в Витебской и Черниговской землях.

Покорив север, Олег обратил внимание на юг, где слева от Днепра жили славяне, единоплеменные с черниговцами, завоевал их, а также нынешние Подолье, Волынь и часть Херсонщины. При этом следует отметить, что вся организация Олегового государства была построена на простых, военных основах. Решающей была воля князя и при его дворе была сосредоточена вся власть Киевского княжества. Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. Как считают некоторые историки, 882 год следует считать датой образования раннефеодального государства Русь-Украина.

ТОРГОВЛЯ И ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ

Основой киевской торговли с Византией и другими странами были продукты лесного хозяйства (мед, мех, сушеные ягоды и т.п.), собранные с покоренных Олегом земель. Используя известный путь по Днепру «из варяг в греки», который был не из легких (только сложных порогов вдоль Днепра приходилось преодолевать более семи с высадкой из лодок людей и при проталкивании грузов вброд через узкие отверстия в прибрежных скалах), добирались купцы к греческим городам. Но не только этими транспортными трудностями отличался путь к грекам: приходилось и защищать свои товары от грабежей со стороны печенегов. Кроме того, сами греки, обладая монопольной торговлей со всеми прибрежными городами Черного моря, в собственных интересах старались не допускать развития украинской торговли.

Чтобы заставить Константинополь изменить свою торговую политику в отношении Киевского княжества, Олег решил начать военный поход на Византию. Собрав в 907 году большое войско из всех покоренных им племен, Олег посадил воинов на 200 кораблей (по 40 человек в каждом), а часть войск отправил конным походом. Греки закрылись в Царьгороде и закрыли порт. Войска Олега высадились и, уничтожив окрестности, церкви и строения, взяли в плен и убили множество людей. Чтобы скорее добраться к самому Царьграду, Олег приказал своим воинам приделать колеса к лодкам и поставить на них паруса. Используя попутный ветер, войска вскоре оказались под стенами греческой столицы. Греки испугались штурма города и обратились к Олегу с мирными предложениями. Отказавшись от вынесенного греками вина и еды, предполагая, что они могут быть пропитаны отравой, Олег потребовал контрибуций. Начались переговоры, где основными условиями Олега были следующие: 1) греки обязаны заплатить по 12 гривен серебром за каждого его воина и дать подарки для «великих князей», что правили в Киеве, Переяславе, Любече и других крупных городах Руси Украины; 2) послам, которые будут приезжать из Киева в Царьград, император Византии должен от себя давать содержание; 3) киевские купцы, находясь в Византии, должны в течение 6 месяцев быть обеспечены хлебом, мясом, рыбой, вином и овощами за греческий счет. А при возвращении в Киев — продуктами и корабельными орудиями (паруса, канаты, якоря и т.п.); 4) Олег дал обещание, что его люди не будут причинять вреда в греческих краях и будут входить в Царьградские ворота без оружия и не более 50 человек под присмотром императорских чиновников. Проживать они должны в определенном месте — около монастыря св. Маманта.

Эти условия были подписаны обеими сторонами, причем греки принесли присягу на кресте, а русичи — на своем оружии и своим языческим богам Перуну и Велесу. Указанный договор с Византией 907 года считается первым дипломатическим актом Киевского государства. Как утверждает летописец Нестор, возвращаясь в Киев, в знак своего победоносного похода в Византию, князь Олег повесил свой щит над воротами Царьграда. В Киев он возвратился с богатой добычей: золотом, тканями, разными драгоценностями, винами, фруктами и т.п., а народ, удивленный его славою и богатством, им привезенными, единогласно назвал Олега «вещим», т.е. мудрым или волхвом.

ВТОРОЙ ДОГОВОР С ВИЗАНТИЕЙ

Послав в 911 году в Византию своих послов, князь Олег велел заключить новый, более обширный и юридически обоснованный договор с греками и Русью Украиной, который2 сентября 911 года и был подписан. Как замечает летописец, договор 911 года отличался тем, что в нем «уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили свою любовь и клялись в том по закону русскому своим оружием». Договор состоял из 10 статей, которые можно свести к следующим основным положениям: 1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам; 2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности; 3) преступления имущественные: кражи с поличным и грабежи; 4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов; 5) отыскание рабов, охрана наследства, возвращение скрывающихся преступников. Чтобы убедиться, насколько суровыми, но справедливыми были статьи этого договора, достаточно в качестве примера привести одну из них, например ст. 3: «Если грек убьет русича или русич — грека, то виновник должен быть убит на месте злодеяния. В том случае, если убийца скроется, то его имение отдается ближнему родственнику убитого». Этот договор установил на длительное время (около 20 лет) мирные отношения между Киевом и Константинополем. Как договор 907 года, так и 911 года следует считать ценнейшими источниками нашей истории. В них Русь Украина выступает какгосударство, которое не уступает Византии своей культурой, имеет свою политическую организацию, устойчивое законодательное право. Весьма выразительно о значении договора 911 года для престижа государства сказал российский историк Н.Карамзин: «Сей договор представляет нам россиян уже не дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность, право наследия, силу завещания, имеют торговлю внутреннюю и внешнюю».

ПОХОД ОЛЕГА НА КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

Расширение торговых отношений потребовало от Олега обратить внимание не только на Запад, но и на Восток, откуда из Туркестана, Персии и даже из Аравии шли в Русь Украину купцы и купеческие караваны с восточными товарами. Ряд историков считает, что Олег и в восточной торговой политике стремился, как и на Черном море, закрепить позиции своих купцов на берегах Каспийского моря. Вначале он постарался устранить со своего пути хазар и освободить дорогу для своих купцов на Дальний Восток (хотя отдельные зарубежные источники считают, что разгром Олегом хазарского каганата имел целью только осуществление грабежа). Так, арабский писатель Масуда описывает великий поход войск Олега следующим образом. Княжеская флотилия в составе 500 кораблей (по 100 человек в каждом) перешла с Дона на Волгу. Хазарская охрана попыталась воспротивиться этому переходу, но воины Олега пообещали дать им половину полученной в Каспийском море добычи, с чем хазары и согласились. Как только русичи перешли с Волги в море, они начали уничтожать прибрежные города и селения и дошли аж до «нефтяной земли» (Баку). Местные жители, которые много лет не видели у себя воинских дружин, а только мирных купцов и рыбаков, были страшно напуганы. Те из мусульман, кто, пытаясь обороняться, не мог противостоять огромной воинской силе, были убиты, а их жены и дети попали в невольники, как военная добыча. Так хозяйничали русичи несколько месяцев на берегах Каспийского моря.

Возвращаясь домой той же дорогой, дружинники Олега отдали половину добычи хазарскому каганату, который был готов свободно пропустить русичей домой. Однако местное мусульманское население воспротивилось этому и решило отомстить за понесенные бедствия. Воины князя отважно приняли бой, войско вышло из кораблей на берег и стало против хазар. Бой продолжался три дня, но хазары имели конницу и хорошее вооружение и окончательно разбили Олеговы полки, на месте боя было убито много тысяч русичей, остальные спаслись бегством, но их убивали и соседние народы. Так трагически и несчастливо закончился этот Каспийский поход князя Олега.

ЛЕГЕНДЫ О СМЕРТИ ОЛЕГА

Как пишет летописец Нестор в «Повести временных лет», волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого своего коня. С того времени князь не хотел ездить на нем. Прошло четыре года, в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости, стал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался. Как известно, легенду о гибели князя Олега использовал А.С.Пушкин в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Следует заметить, что смерть Олега от укуса змеи русские летописи датируют по- разному. Так, летописец Нестор указывает на 912 год, а Новгородская летопись младшего свода — на 922 год. Олег был похоронен, по одним сведениям в Киеве на горе Щекавице, по другим — в Ладоге, по третьим — где-то за морем. Очевидно, предпочтение следует отдать данным, указанным в «Повести временных лет», тем более что, как известно из истории, по приказу потомка Олега князя Ярослава Мудрого, кости Олега были откопаны из могилы, окрещены и вторично похоронены под Деснянской церковью. Описывая последствия кончины Олега, Нестор отмечает, что узнав об этом, «народ стонал и проливал слезы». Таким образом, видно, что князь Олег Вещий не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. В заключение так и хочется завершить эти заметки о жизни киевского князя Олега известным четверостишьем В.Высоцкого: Каждый волхвов покарать норовит, — А нет бы — послушаться, правда? Олег бы послушал — еще один щит Прибил бы к вратам Цареграда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать