Слава России, гордость Украины
Михаил Драгомиров: человек чести и справедливости
Обращаясь сегодня к историческому прошлому, напоминая о нем и изучая его, мы должны не только констатировать факты, но и переосмысливать их, перечитывая и горькие, и славные страницы нашей истории. Это переосмысление поможет опять открыть славные имена многих сыновей и дочерей Украины, потому что одни из них были не по заслугам забыты, других позволялось воспринимать необъективно, дозировано, в перспективе они тоже обречены на постепенное забвение. Как следствие — имеем много выдающихся людей и не знаем их. Поэтому жизнь и влияние таких людей на развитие событий отечественной истории еще ожидает своих исследователей. Главное, чтобы это ожидание опять не растянулось на долгие годы.
Итак, речь пойдет о генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, военном деятеле России второй половины ХІХ — начала ХХ вв., который был широко известен как на родине, так и за ее пределами. Его по праву считали олицетворением военной мудрости, а его жизненная философия была воплощением человеческого достоинства и военно-психологической истины, которые смогли подняться над обстоятельствами своего времени. Михаила Ивановича знали не только как боевого генерала, военного теоретика и публициста, активного реформатора и педагога, но и как талантливого администратора.
Рассказывают, что в древней Греции семь городов соревновалось за право называться родиной Гомера, а у нас столица пока что не может установить даже памятник или бюст нашему славному земляку, Герою Болгарии, командующему войсками КВО с 1889 по 1903 г., Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору, генералу Михаилу Ивановичу Драгомирову. Возможно, не то величие? Но все же...
Иногда в жизни случается так, что полученная даже из отрывного календаря информация может изменить мир твоих увлечений, твое сознание, твое мировоззрение. Так случилось и со мной.
Как-то приехав в отпуск в родной Конотоп, уже по окончании КПИ, именно на одном из листочков отрывного календаря я прочел, что на Конотопщине родился и похоронен наш известный земляк, генерал-лейтенант Михаил Драгомиров. Эта информация требовала ответа на вопрос: как случилось, что за первые 18 лет жизни, прожитых в Конотопе, я даже не знал, что являюсь земляком такого известного человека.
Тема жизни и деятельности генерала Драгомирова и его место в истории для многих читателей малоизвестна. Чтобы помочь землякам (и не только) осознать значение его личности в нашей истории, мной была написана о Драгомирове книга. Возможно, она посодействует повышению уровня заинтересованности нашим историческим прошлым, фигурой славного генерала как в Украине, так и за рубежом.
Действительно, мои кодовые связи с генералом Драгомировым земляческие. Нас объединяет земля Конотопщины. А это понятие глубокое и, видимо, философское. Поэтому мое желание попытаться развеять мрак забвения над его именем, рассказать об удивительном человеке, харизматике от природы, этом некогда известном в мире, а теперь малоизвестном генерале стало стремлением не столько политическим, как моральным. Последующие поиски материалов об этой незаурядной личности и привели к появлению книги о Михаиле Ивановиче. Работа над ней была непростой, ввиду «погоды» тех лет. Рождалась она достаточно трудно и долго. Сказывалась нехватка средств и свободного времени. Зато выход в свет этой книги, надеюсь, поможет в будущем дольше сохранить дом и усадьбу генерала, повлияет на дальнейшую судьбу сохранения лесного массива «драгомировщина» под Конотопом и др.
Родился М.И. Драгомиров 9 ноября в 1830 г. (по старому стилю) в семье мелкопоместных дворян казацкого происхождения под Конотопом (тогда — Черниговской губернии). Мать — Анна Романовна Балюра, отец — Иван Иванович Драгомиров, майор, участник войны 1812 г.
Начальное образование Михаил получил в уездном училище Конотопа, военное — во Дворянском полку в Петербурге. Военную службу начал в 1849 г. в лейб-гвардии Семеновского полка. Потом поступил в Академию Генерального штаба в Петербурге, которую окончил в 1865 г. с золотой медалью. Его имя, как одного из лучших выпускников академии, было начертано на мраморной доске. За всю дореволюционную историю существования академии такой же чести был удостоен еще лишь один выпускник.
По окончании академии он служил в генеральном штабе. В 1860 г. Драгомиров стал помощником профессора, а в 1863 — профессором тактики Академии Генерального штаба. В августе 1866 г. Михаилу Ивановичу было присвоено звание генерал-майора, а в 1869 г. его назначили начальником штаба Киевского военного округа. В 1873 г. Драгомиров стал командиром 14-й пехотной дивизии, дислоцировавшейся в Одесском военном округе. Один из ее полков располагался в Кишиневе, где жила и его семья. Здесь он познакомился с писателем И.С. Левицким (Нечуем-Левицким), работавшим в местной гимназии.
По служебным делам Драгомиров периодически приезжал в Николаев, где дислоцировался один из полков его дивизии. У военного губернатора Николаева адмирала Н.А. Аркаса он, возможно, именно в 1873 г. познакомился с двадцатилетним Николаем Аркасом, студентом Одесского университета, будущим автором оперы «Екатерина» и известного труда «История Украины-Руси». Именно в Одессе Михаил Иванович установил дружественные контакты с выдающимся деятелем украинского театра писателем М.Л. Кропивницким и профессором местного университета выдающимся биологом И.И. Мечниковым.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. именно драгомировская 14-я пехотная дивизия в ночь на 15 июня первой с боем форсировала Дунай около города Систово (сегодня город Свищов). Во время тяжелых боев на Шипке генерал Драгомиров был тяжело ранен, и это заставило его покинуть театр боевых действий.
1 апреля в 1878 г. М. Драгомиров занимает должность начальника Николаевской военной Академии Генерального штаба в Петербурге. Читает лекции по тактике. Что касается военно-педагогических взглядов генерала Драгомирова, заметим, что одним из главных его постулатов было то, чтобы из новобранца с помощью воспитания и выучки подготовить настоящего воина, не сломав в нем человека. Его идеи были тесно связаны с требованиями боевой практики войск, отличались стремлением к всестороннему развитию личности солдата, его моральных качеств.
Оценивая личность Драгомирова, следует руководствоваться и историческим подходом. Он был сыном своего времени, жил в конкретную историческую эпоху и при конкретных исторических обстоятельствах. Служба, на которой он находился, была царской, армия, которой посвятил свою жизнь, — имперской, администрация, где занимал высокие должности, — самодержавной. Он не был врагом существующего строя и в меру своего понимания искренне, добросовестно и самоотверженно исполнял свой долг гражданина, военного и администратора.
С другой стороны, Драгомиров — незаурядная личность, наделенная глубоким умом, с обостренным чувством чести и справедливости. Как-то офицерам, слушателям Академии Генерального штаба, он заметил: «Я с вами разговариваю как с людьми, имеющими свои собственные убеждения. Вы можете вступать в какую угодно политическую партию. Но прежде снимите мундир. Нельзя одновременно служить своему царю и его врагам».
О круге его знакомых из числа украинской и русской интеллигенции в то время узнаем, в частности, из воспоминаний председателя Совета Русского театрального общества, работника журнала «Новое время» В.С. Кривенко. Именно он познакомил Драгомирова со многими талантливыми людьми, в частности с актером В.Н. Давыдовым. «Как искренний хохол, М.И. умилялся, слушая украинские песни. Бывало, В.М. Давыдов как затянет песню «Не гай, а Божий рай», у Драгомирова выступают слезы, и просит он повторить еще и еще...» — вспоминал В. С. Кривенко.
Дружил Михаил Иванович и с известным писателем В.И. Немировичем-Данченко, с которым познакомился еще в 1877 г. в действующей армии во время русско-турецкой войны.
В 1880 г., избегая преследований местных «малороссов» от науки, из Киева в Петербург переехал украинский ученый-языковед, член-корреспондент Петербуржской АН П.И. Житецкий. Именно Драгомиров помог ему обустроиться с жильем и найти работу. Благодаря Житецкому в 1881 г. генерал сблизился с украинским историком М.И. Костомаровым, а также имел возможность общаться с историком М.М. Стасюлевичем.
В Петербурге судьба свела Михаила Ивановича с художником И.Е. Репиным. Во время визита в Петербург историка Д.И. Яворницкого, И. Репин пригласил его домой вместе с М. Драгомировым, где они живо обсуждали, в частности, будущую картину «Запорожцы». Кстати, на ней Д. Яворницкий изображен писарем, а М. Драгомиров фигурирует как кошевой атаман Иван Сирко.
Начальником Академии Генерального штаба М. Драгомиров работал 11 лет, после чего в августе 1889 г. его назначили командующим войсками Киевского военного округа. Кстати, почти половину из своих 75 лет Драгомиров прожил в Украине. 36 лет непосредственно, и 4 года в Кишиневе на службе в Одесском военном округе.
Не касаясь военной специфики его деятельности, отметим, что он много внимания уделял быту солдат. Ведь иногда доведенные до отчаяния издевательствами офицеров, солдаты кончали жизнь самоубийством. Стремясь в какой-то степени улучшить условия пребывания солдат в казармах и воинских подразделениях, уменьшить их тоску по родительскому дому, командующий заботился, чтобы представители одной местности размещались в одной части, а не были разбросаны по всему округу.
Генерал Драгомиров осознавал значение родного языка, в частности песен, для подъема духа и поддержания боеспособности войск. Его современник писал: «Следует сказать, что до Драгомирова петь в войсках украинские песни было строго запрещено, и снятие запрета было большой заслугой покойного перед родиной. Любя родные песни и вводя их в армии, Драгомиров не мог слушать родные мотивы без особого умиления. Нередко его можно было увидеть в обществе украинского кобзаря с поводырем, который пел под аккомпанемент бандуры какую-то старинную украинскую думу времен Сагайдачного, Дорошенко, Хмельницкого, Мазепы».
1 января 1898 г. командующего войсками КВО генерал-лейтенанта Драгомирова назначили еще и киевским, подольским и волынским генерал-губернатором. На этом посту он приложил много усилий для развития образования и культуры в Украине, из-за чего имел немало неприятностей.
Разносторонне образованный, он имел широкое мировоззрение. Как передовой человек не мог не видеть отвратительных явлений абсолютизма, рабского духа и отсталости в жизни края. Все это было несовместимо с его жизненной философией и побуждало вопреки господствовавшим тенденциям, хотя и в рамках системы, утверждать свой собственный оригинальный идеал военного и общественного деятеля.
Находясь на протяжении почти пяти лет на этих двух высоких и ответственных должностях в то суровое время революционных мятежей и все более реакционных действий правительства, он смог, с одной стороны, сохранить расположение и уважение к себе царя, служа ему верой и правдой, а с другой, — заслужить любовь и уважение многих киевлян, сохраняя строгий порядок в городе, уважая права граждан и никогда не прибегая к репрессивным мерам. С высоты своей немалой власти он требовал неукоснительного соблюдения закона, порядка и справедливости.
Следует напомнить, что еще в 1889 году генерал Драгомиров в одной из лекций высказал будущему царю Николаю ІІ мнение о месте и роли общественного деятеля, в том числе военного: «Общественный деятель должен полностью отдаваться обществу и не думать о себе. Работая не на себя, а на народ, он не имеет права проявлениями личной добродетели или сочувствия облегчать страдание противника и настолько же усиливать страдание своих войск или своего народа».
Новый генерал-губернатор энергично взялся за решение давно назревших, больных местных вопросов. Углубляясь в работу, он всесторонне изучал жизнь населения Украины, начал разрабатывать меры по подъему благосостояния края. Тщательно изучив состояние землевладения, осознав всю нищету и нищету и прозябание украинского крестьянина, он счел необходимым «направить усилия на подъем благосостояния и благоустройство жизни населения края, особенно крестьян, которые больше всего нуждаются в заботе в этом плане».
Драгомиров ставил под сомнение целесообразность введения в Украине некоторых ограничений в отношении уклада сельского и волостного самоуправления, доказывал, что население слишком обременено натуральным налогом. Как сторонник земского самоуправления, он отмечал, что благосостояние края зависит от правильного уклада земского крайне запущенного хозяйства. Драгомиров указывал на злоупотребления, связанные с выполнением крестьянами натуральных повинностей. По его мнению, объем последних следует уменьшить и заменить натуральные повинности денежными.
Он собственноручно составил проект о введении в Юго-Западном крае выборного земства. Однако министерство внутренних дел в очередной раз отклонило этот проект из-за «особенных местных условий» в Украине, где якобы открывать учреждения, основывающиеся на выборной основе, не ко времени. Правительство помнило о польском национально-освободительном восстании 1863—1864 гг. «Учитывая особенные местные условия наших окраин, предоставлять им учреждения, базирующиеся на выборной основе, преждевременно», — прочел Драгомиров в ответе МВД на его предложении.
Поэтому Драгомиров, обращая внимание царя на то, что в Украине введено много всевозможных ограничительных законов, отсутствующих в других районах России, писал: «Данные ограничительные законы притесняют основные интересы тех людей, которых они касаются. А это, в свою очередь, вынуждает людей с помощью денег данные законы обходить».
Занимая разные должности в разных украинских городах, Драгомиров всегда стремился расширять круг своих знакомых и друзей из числа деятелей литературы и искусства, историков и др.
Как-то в 1891 г., на своей фотографии для одного из лучших друзей он сделал такую надпись: «Опереться можно лишь на то, что сопротивляется». И это было не простое повторение мнения наших известных ученых из теории упругости сопротивления материалов В.Л. Кирпичева, директора КПИ, либо профессора того же института О.М. Дынника, а речь шла о надежном плече друга, на которое можно опереться в трудное время.
До конца своей жизни Михаил Иванович дружил с украинским историком и археологом, членом киевской «Старої громади», профессором Киевского университета В.Б. Антоновичем. Будучи высококультурным человеком с аналитическими способностями, Михаил Иванович также не мог не интересоваться историей, в частности археологией. Не имея возможности принимать непосредственное участие в археологических исследованиях или заниматься научной деятельностью в этой отрасли (не злоупотребляя админресурсом для получения для себя научных званий \не нашего времени человек!), Драгомиров следил за ее успехами и неудачами и способствовал проведению археологических съездов, совещаний, заботился о получении разрешений на раскопки и прочем. В 1899 г. он активно способствовал подготовке и проведению ХІ всероссийского археологического съезда в Киеве. На его торжественном открытии он выступил с приветственной речью, в которой, в частности, сказал: «Процветание нашей Отчизны находится в прямой зависимости от развития в ней интенсивной научной деятельности. Развитию народного самопознания среди других наук более всего способствует изучение отечественной истории, старого быта наших предков, истории их культуры и письменности...»
Поскольку по происхождению Драгомиров был потомком казаков и не скрывал любовь к родному краю, интриганы его часто упрекали в «если не полном сочувствии к сепаратному навождению, то в каком-то одобрении тенденций отделения Малороссии...» На обвинения в симпатиях к Украине, в украинофильстве он отвечал: «На всякий чих не наотвечаешься, родился я в сердце Малороссии — черниговском Конотопе, потому не может вдруг из меня получиться какой-то там тамбовец, могилевец или калужанин, и, конечно, не бердичевец — каждому свое».
Теплые взаимоотношения сложились у Драгомирова и с другим известным украинским историком Д.И. Багалием, которого он называл своим любимым во Христе братом. В одном из своих трудов Дмитрий Иванович писал: «Вспомним здесь и о славном земляке М.И. Драгомирова, который, приезжая на Харьковщину, разговаривал по-украински и искренне любил Украину и ее быт».
Образование, культура народа неразрывно связаны с искусством и литературой. Поэтому можно уверенно утверждать, что к вопросам развития украинского театра в частности и украинской культуры вообще Драгомиров относился благосклонно. Отмечая этот факт, украинский драматург Николай Садовский писал о Драгомирове: «Это был, могу сказать, тайный Никодим украинства (евангельский герой, втайне сочувствовавший и помогавший Иисусу. — А.М.). При его власти мы вздохнули свободнее. Поэтому, когда мне случалось обращаться к нему по какому-то театральному делу, он всегда очень радушно меня встречал, внимательно выслушивал все и даже разговаривал со мной на официальном приеме по-украински. Уже одно это свидетельствует о его приверженности ко всему украинскому...»
Искусство украинского народа, в том числе театральное, тогдашний царский режим официально не признавал. Постановку пьес украинских драматургов на родном языке цензура и власть запрещали. Известный украинский драматург и режиссер М.Л. Кропивницкий писал, что, невзирая на многочисленные ходатайства, снять запрет показывать украинские спектакли в городах Украины он так и не смог и «...только со вступлением в генерал-губернаторство М. Драгомирова для нас открылись сцены малорусских губерний». Например, драма Николая Садовского «Богдан Хмельницкий» двенадцать лет «изучалась» русской цензурой, и только в 1898 г. по ходатайству генерал-губернатора Драгомирова пьесу разрешили ставить на сцене.
В 1898 г. Драгомиров поддержал ходатайство композитора Н.В. Лысенко перед министерством внутренних дел об открытии музыкальной школы в Киеве. Тогда же к Драгомирову обратился историк, редактор журнала «Киевская старина» В. Науменко с просьбой разрешить печатать в нем статьи на украинском языке и отправлять журнал на просмотр местным цензорам, а не в Главное управление МВД по делам печати. Драгомиров послал в МВД мотивированное ходатайство, и через какое-то время Киевской цензуре было предоставлено право разрешать печатать статьи на украинском языке без их просмотра в Главном управлении.
Киевский костел Святого Николая (современный Дом органной музыки) был построен стараниями не только киевлян римо-католического исповедания и обер-прокурора Святого синода Победоносцева, но и генерал-губернатора Драгомирова.
Благодаря активной поддержке Драгомирова в 1901 году было завершено сооружение Дома народного просвещения (современный театр оперетты). При предыдущей власти передовая общественность Киева не могла и мечтать о том, чтобы получить разрешение на празнование юбилея или отправление панихид памяти Т. Шевченко. Однако при Драгомирове это стало возможным. Активнее всего в разное время заботились о получении разрешения отправить панихиду по поэту, используя личное знакомство с Драгомировым, А.М. Лазаревский, П.И. Житецкий, О.И. Левицкий, В.П. Науменко, семья Тарновских и многие другие.
Дружеские отношения поддерживал Драгомиров с известным украинским художником Н.К. Пимоненко. В 1912 г. И. Репин писал писателю И.И. Ясинскому: «Как его любил и уважал знаменитый генерал, философ Мих. Ив. Драгомиров, как настоящий хохол, безмерно увлекался он картинами Пимоненко. Благодаря Драгомирову мы имеем возможность любоваться картиной Пимоненко «В поход», потому что это одно из немногих произведений художника на историческую тематику, выполненних в 1902 г. по заказу командующего». До сих пор не известна судьба портрета Драгомирова его же работы, экспонировавшегося на ХХVI передвижной художественной выставке в Москве (в 1898 г.).
Отношения с подчиненными Драгомиров строил на взаимном доверии. Он считал, что проследить, как используют неограниченную власть высшие правительственные чиновники, ему самому трудно. Поэтому внимательно рассматривал и проверял жалобы людей на начальников подчиненных ему губерний. Если у начальника, даже губернатора, оказывались признаки мании величия, Драгомиров добивался перевода его в другое место службы необъятной России.
Выпуск газеты №:
№78, (2012)Section
Украина Incognita