Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Славный командир «запорожцев»

Полковник Петр Болбочан: тайны жизни и борьбы украинского военачальника
17 апреля, 19:55
ПЕТР БОЛБОЧАН ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ

28 июня 1919 года недалеко от железнодорожной станции Балин, которая находится поблизости Каменец-Подольского, прозвучало несколько выстрелов. Они, вместе с немилосердными ударами прикладами винтовок, оборвали жизнь Петра Федоровича Болбочана, которому суждено было стать одной из наиболее известных фигур гражданской войны в Украине 1917—1921 гг. Казненному украинскому военачальнику было тогда всего 36 лет...

Сам Петр Болбочан вошел в украинскую историю не только как яркий, колоритный военный деятель, а и как человек, который воспринимался и до сих пор воспринимается нашими соотечественниками очень неоднозначно. Те, кто писал о Болбочане, создали о нем, высказываясь научным языком, две полностью противоположные концепции. По первой из них, Петр Болбочан был настоящим, чуть ли не идеальным патриотом украинского независимого государства, по второй — хитрым, коварным, скрытым врагом этого же самого государства, политически беспринципным человеком, который своими действиями помогал врагам Украины. Так кем же он был на самом деле, полковник армий гетмана Скоропадского и Симона Петлюры — П. Ф. Болбочан? Мы надеемся, что в этом очерке будет дан хотя бы частичный ответ на этот достаточно непростой вопрос.

ВМЕСТО СВЯЩЕННИКА — ЦАРСКИЙ ОФИЦЕР

5 октября 1883 года в семье священника Федора Болбочана из села Гиджеу на Бессарабии родился сын, которого родители назвали Петром. Судьба мальчика, казалось бы, была решена раз и навсегда. Как и большинство родителей, которые хотят видеть детей наследниками своего дела, гиджейский «батюшка» решил, что его сын Петр также станет духовным лицом...

Сначала юный Петр Болбочан и действительно пошел по пути своего отца, став студентом духовной семинарии в Кишиневе. Однако сын Федора Болбочана довольно рано осознал, что родительская нива ему не подходит и что его настоящее призвание — профессия военного. Спустя некоторое время вчерашний студент-семинарист бросает обучение, поступает в юнкерское училище в Чугуеве, успешно заканчивает его и становится офицером российской царской армии.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, в составе 58 Тобольского полка молодой офицер поехал на фронт. Командовал полком известный теоретик военного дела П. Эйгель, а сам Петр Болбочан был назначен его адъютантом. Боевыми дорогами прошел капитан царской армии Петр Болбочан через Раву-Русскую, Минск, переправы на речке Сян... В начале апреля 1917 года вражеская пуля попала Болбочану в грудь. Серьезное ранение вынудило офицера провести в госпитале несколько длинных месяцев, а потом даже временно оставить активную военную жизнь и стать интендантом.

Как и большинство молодых старшин-украинцев, капитан Болбочан полностью принял Февральскую революцию, создание Центральной Рады, а особенно — украинизацию подразделений российской армии в Украине. Одна из таких частей, Богдановский полк, который прибыл на фронт еще летом 1917 года, нашел в лице Петра Болбочана верного друга и дееспособного покровителя. Пользуясь своим немалым опытом, который он обрел на адъютантской и интендантской должностях, Петр Федорович помогает богдановцам материально, укрепляет полк новобранцами. Однако вскоре Болбочан заметил, что украинизация Богдановского полка была в свое время осуществлена формально, часть его солдат украинскому делу явно не сочувствовала. Болбочан настоял на реорганизации этого подразделения, и вскоре в его составе был выделен новый полк, который на этот раз состоял уже исключительно из сторонников Центральной Рады. Он получил название 1-го Республиканского пехотного полка, а его командиром был утвержден Петр Болбочан.

ПОЛКОВОДЕЦ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ

Новообразованный полк во главе с Петром Болбочаном входил в состав 5 Гвардейского корпуса. Тем временем наступила осень 1917 года, которая принесла с собой значительное обострение общеполитической ситуации в Украине. Уже в декабре 1917 года в составе корпуса состоялся политический раскол, причем достаточно значительная часть его воинов склонилась на сторону большевиков. Но 1-й Республиканский полк и сам Болбочан сохранил верность Центральной Раде, за что сразу же был подвергнут суровому испытанию. В один из дней большевистские части корпуса неожиданно атаковали «республиканцев», а вражеская артиллерия открыла по ним шквальный орудийный огонь... В жестоком бою подчиненные Петра Федоровича понесли поражение, однако Болбочан, благодаря умелому командованию, сумел сберечь жизнь многим своим бойцам. Они прорвались к Киеву, присоединились к Сердюцкой дивизии и заняли боевые позиции на Подоле. Время было тревожное. К Киеву уже подходили большевистские части во главе с известным недоброй памятью советским военачальником Муравьевым...

Подчиненным Болбочана, как и другим защитникам Киева, на этот раз тоже не судилось стать победителями. Вскоре начался отход войск Центральной Рады на запад, замыкал отступление полк Петра Болбочана.

Около села Игнативки разъединенные и очень уставшие украинские части объединились в одно большое подразделение, получившее название Запорожского отряда. Вскоре при благоприятных для себя обстоятельствах (Центральная Рада заключила тогда военный союз с Германией и Австро-Венгрией) отряд начал наступление на Восток. В ходе нескольких боев «запорожцы» победили большевиков, значительно пополнили свой состав и вскоре развернулись в Запорожскую дивизию, 2-м пехотным полком которой командовал Петр Болбочан. 1 марта 1918 года вместе с другими украинскими частями командир 2-го пехотного полка вошел со своими воинами в Киев. А уже 2 марта Запорожская дивизия с генералом Натиевим во главе начала наступление на Полтаву и Харьков. И именно тогда, во время этого похода, впервые убедительно раскрылся неоспоримый военный талант Болбочана. Преодолевая упрямое сопротивление большевиков, болбочановцы захватили Гребинку, Ромодан, Яготин, Мерефу, а 30 марта вошли в Полтаву. А дальше состоялось быстрое и победное наступление Запорожской дивизии на Харьков, которым фактически руководил уже сам Петр Федорович. 6 апреля 1918 года Харьков был освобожден от большевиков.

Вскоре дивизия развернулась в Запорожский корпус, который уже состоял из двух отдельных дивизий, а командиром 1-й Запорожской дивизии стал Петр Болбочан. Но почивать на лаврах было тогда еще очень рано: большевики удерживали достаточно значительную часть территории Украины. Комдив Петр Болбочан получил от командующего Запорожским корпусом генерала Натиева очередной приказ — освободить от коммунистов юг Украины и Крым. В середине апреля 1918 года 1-я Запорожская дивизия выступила на Юг, «запорожцам» вскоре удалось выбить большевистские подразделения из Лозовой, Александровска и Мелитополя. 21 апреля 1918 года Болбочан и его бойцы уже стояли перед «гнилым морем» Сивашем — воротами в Крым...

Прорыв на территорию полуострова командир «запорожцев» решил осуществить через Сивашский железнодорожный мост. Хотя, сам мост мог быть и заминирован большевиками, но Болбочан решил рискнуть, и его расчет успешно оправдался. Один из передовых отрядов Запорожской дивизии неожиданно для противника переехал на моторных дрезинах этот мост и бросился на врага, красные отряды не выдержали атаки и начали отступать. 22 апреля 1918 года Болбочан захватил Джанкой, а уже 25 апреля — Симферополь и Бахчисарай.

Казалось бы, еще немножко — и украинский полководец со своими солдатами станет хозяином Крыма. Но неожиданно возникли осложнения с другой стороны. Вслед за дивизией Болбочана в Крым подошла немецкая дивизия генерала фон Коша. Немцы требуют от Болбочана остановить наступление, а в ответ на его отказ внезапно окружают украинские войска со всех сторон. Генерал фон Кош ультимативно потребовал от Болбочана разоружения Запорожской дивизии и ее скорейшего ухода из Крыма. Смысл действий немецких оккупантов был достаточно ясен — они хотели, чтобы очень важный в стратегическом плане Крымский полуостров принадлежал им, а не украинцам. Однако Болбочан решительно отбросил ультиматум кайзеровцев и приказал своим воинам готовиться к бою — на этот раз уже с новым противником.

Этот бой, однако, так и не состоялся. Немного поразмыслив, командир дивизии понял: очевидное численное и техническое преимущество — за немцами, украинский Крым он все равно не удержит, но при этом положит своих бойцов в жестокой битве всех до единого. Болбочан принимает ультиматум немцев, а те, в свою очередь, соглашаются на почетный уход «запорожцев» из Крыма (с развернутыми знаменами и с оружием в руках). В один из последних дней апреля комдив Петр Болбочан и его солдаты оставили Крым. Во времени это событие совпало с другим и к тому же достаточно важным — 29 апреля 1918 года при немецкой поддержке генерал Павел Скоропадский сбросил Центральную Раду и стал гетманом Украины.

СЛУГА И ПРОТИВНИК ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО

1-ая Запорожская дивизия Болбочана сначала была дислоцирована в районе Мелитополя, а позже — в Александровске. Во время пребывания в этом городе случилось событие, которое довольно ярко характеризует Петра Болбочана как патриота украинской земли. По его предложению Запорожская дивизия посетила остров Хортицу, с которого, как известно, началась овеянная легендами история Запорожской Сечи. Оставляя славный остров, Болбочан приказал своим бойцам поставить здесь большой крест — памятник, который символизировал бы искреннее уважение новых запорожцев к своим героическим предкам.

Как же отнесся Петр Федорович к гетманскому перевороту, который навсегда положил конец правительству Центральной Рады? Вне всякого сомнения, — довольно негативно, на что у командира «запорожцев» были весомые причины. Следует учитывать, что в тот момент Болбочан уже был членом партии украинских социалистов-самостийников, которая, отражая, в первую очередь, интересы «крепких» крестьян, с одной стороны, отбрасывала различные социалистические «крайности», а, с другой — негативно отнеслась к реставрации гетманским правительством крупного помещичьего землевладения. Но не меньший протест у Болбочана вызвало тогда и усиление в Украине различных «правых» российских сил — сторонников восстановления «единой и неделимой России». Петр Федорович решил поставить на другого человека — австро-венгерского эрцгерцога Вильгельма Габсбурга, более известного в нашей истории под именем Василия Вышиваного, которого определенные круги Австро-Венгрии и Украины выдвигали как альтернативного Скоропадскому гетмана. Убежден, что в роли гетмана Вышиваный будет намного лучше, чем Скоропадский действовать в интересах Украины, комдив однажды предложил Вильгельму Габсбургу свои войска для захвата власти... Однако сам Василий Вышиваный, будучи отнюдь не против занять гетманскую должность, одновременно решительно отбросил военный и насильственный путь реализации своей цели. Для самого же Болбочана эта история едва не имела роковые последствия. Однажды Украину облетела сенсационная новость: командир Запорожской дивизии Петр Болбочан поднял восстание против Скоропадского, захватил Александровск и провозгласил себя новым гетманом Украины...

Сильно опасаясь, что этой клевете могут серьезно поверить в Киеве, Болбочан сел на поезд и помчался в столицу. К счастью, гетманские чиновники ему поверили. Но вскоре возник новый «сюрприз». Однажды Запорожская дивизия была неожиданно атакована... союзниками-австрийцами. К счастью, кровь «запорожцев» тогда не пролилась. Позже выяснилось, что кто-то «ошибочно» принял подразделение Болбочана за большой большевистский отряд...

Нет никаких сомнений, что это все были провокации. И организовывали их те, кто отнюдь не был заинтересован в укреплении власти Павла Скоропадского. А за этим могли в принципе стоять различные политические силы — противники украинского гетмана и «слева» (скажем, большевики и левые эсеры), и «справа» (например, русские монархисты) и даже — сами немцы. Запорожская дивизия была едва ли не лучшим подразделением гетманской армии, а именно таких отрядов и боялись иностранные оккупанты, потому что они однажды могли выбросить их прочь.

Летом 1918 года Запорожская дивизия Петра Болбочана находилась на Харьковщине и Черниговщине, ведя тяжелые и постоянные бои с большевистскими войсками, которые явно прощупывали гетманский режим на прочность. Надо сказать, что в этом плане болбочановцы проявили себя довольно хорошо. Но... Однажды в район дислокации «запорожцев» прибыл гетманский военный министр Рогоза, который объявил Запорожскую дивизию... расформированной. Однако и сейчас комдив сумел отразить очередную атаку на свое подразделение, и военный министр вернулся в Киев, которого Болбочан убедил в том, что эта дивизия — надежная вооруженная опора Украинского Государства. Больше враги не трогали ни «запорожцев», ни их командира, хорошо поняв, что они им — не по зубам. 5 ноября 1918 года Петр Болбочан получил высокое звание полковника гетманских вооруженных сил.

Но военное повышение Болбочана во времени почти совпало с резкой активизацией борьбы против гетманской власти. В середине ноября образовалась Директория, которая провозгласила начало всеукраинского восстания против «помещичьего режима». Ряд гетманских военачальников переходят на сторону восставших. А что же полковник Болбочан? Известно, что сам Петр Федорович занимал тогда довольно своеобразную политическую позицию, которая существенно отличалась от взглядов Симона Петлюры, Владимира Винниченко и других деятелей революционной Директории. Если они считали главным врагом Украины «реакционный» гетманский режим, то для самого Болбочана главными врагами были не гетман и его министры, а многочисленные и влиятельные белогвардейские элементы — убежденные враги украинской независимости. Именно против них, считал Петр Федорович, и нужно было поднять вооруженное восстание. И однажды Болбочан лично появился у Павла Скоропадского с довольно оригинальным предложением — помириться с «левой» украинской оппозицией и... возглавить всенародное восстание против многочисленных и очень опасных сторонников «единой-неделимой». Но украинская история пошла тогда не по схемам Болбочана. Наоборот, сам гетман, как известно, заключил тогда официальный союз с белогвардейцами против восставших, что, однако, не спасло Украинское Государство от гибели, и 14 декабря 1918 года подразделения Директории вошли в Киев. Приблизительно тогда же в Полтаву и Харьков вступили части Запорожского корпуса, командир которого, полковник Петр Болбочан, также перешел на сторону антигетманской революции...

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «Украина Incognita»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать