Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сметенный революцией

24 марта, 19:59

7 апреля 1925 года, в день Благовещенья в Донском монастыре скончался Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин). Избрание митрополита Тихона произошло после почти 200 летнего перерыва российского патриаршества: в 1721 году сан патриарха был отменен — чисто «по большевистскому» — Указом царя Петра I. Тихон Белавин, 11-й Московский патриарх, занял патриарший трон после Февральской революции, во время, когда к власти как раз приходили большевики.

Патриарх Тихон начал с того, что в 1918 году анафематствовал большевиков, говорил: «Опомнитесь, безумцы! Вы творите дело сатанинское!..». В своем первом Пастырском послании он заклинает верующих «не вступать с такими извергами рода человеческого в какое либо общение». В широко распространенном обращении к Совнаркому 26 октября 1918 г. Тихон обвиняет власть в продовольственных и топливных затруднениях и в других народных бедствиях. Патриарх находился в сношениях с гетманом Скоропадским и благословлял его деятельность, а также с мятежными белыми генералами. По указанию Тихона создавались «приходские советы для защиты имущественных и иных прав Православной церкви»; он вел яростную кампанию против вскрытия мощей, которыми власть демонстрировала методы «опиума для народу». В случаях сотрудничества с новой властью он угрожал мирянам отлучением от церкви, а священнослужителям — лишением сана.

В 1923 году патриарх Тихон был арестован, началось следствие и подготовка к судебному процессу. (Документы следствия, резолюции и приказы Ярославского, Троцкого и других большевиков поражают фантастическим безразличием к личности, циничным попиранием элементарных прав человека.)

Заключение патриарха не осталось незамеченным в Европе. Посыпались протесты, требования освобождения; к Московскому правительству обратились Римский папа, Вселенский патриарх, Архиепископ Кентерберийский и другие известные европейские деятели. Фритьоф Нансен, в частности, просил «...дорогого г-на Троцкого употребить свое личное влияние для того, чтобы спасти жизнь патриарха Тихона ... Я боюсь, что если патриарх Тихон будет расстрелян, то деятельность организаций, которые в настоящее время работают на восстановление России, будет серьезно скомпрометирована». (Помощь голодающим регионам России ставилась тогда в зависимость от судьбы патриарха.)

Между тем Емельян Ярославский «работал» с заключенным. Вскоре он сообщил Троцкому, что «при нажиме и некоторых обещаниях Тихон пойдет на наши предложения. Его публичные заявления будут иметь огромное политическое значение: он будет скомпрометирован связкою с ГПУ; а его признания сделают его «еретиком» в глазах истинно православных».

16 июня 1923 года Тихон написал «Заявление в Верховный суд РСФСР». Там, среди прочего говорилось: «Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям... Я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения т.е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти не враг». Патриарх был освобожден и помещен в Донской монастырь.

В апреле 1925 года патриарх Тихон умер от очередного приступа грудной жабы. Накануне кончины Патриарх составил «Воззвание» — последний документ, который ярко засвидетельствовал его метания, боль и бессилие. Вот несколько цитат из этого предсмертного документа «...В гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее. А архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью, нужно предать суду Православного Собора. ...Призываем не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть — действительно прочная и непоколебимая.

Наши враги распространяют ложные слухи о том, что Мы на патриаршем посту не свободны в распоряжении словом Нашим и даже совестью, что Мы лишены возможности общения с паствою, Нами ведомою. Мы объявляем за ложь и соблазн все измышления о несвободе Нашей, поскольку нет на земле власти, которая могла бы связать Нашу Святительскую совесть и Наше патриаршее слово.

Призывая на архипастырей, пастырей и верных Нам чад благословение Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть.

Вместе с этим Мы выражаем твердую уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит Нашу власть относиться к нам с полным доверием, даст Нам возможность преподать детям закон Божий, иметь богословские школы для подготовки пастырей, издавать в защиту Православной веры книги и журналы».

Патриарх Тихон возглавлял Церковь восемь страшных лет, наполненных революционным произволом, свержением не только самодержавия, но и старого уклада жизни всех слоев общества страны, расстрелом царя, войной, голодом миллионов россиян и, что было для патриарха самым трагическим, — беспрецедентными в России гонениями на Церковь. Ему приходилось постоянно и опасно балансировать между долгом и властью, между жизнью и смертью. В последние годы своей жизни он перестал публично осуждать власть даже за самые жестокие действия. Но Патриарха постоянно мучил вопрос: «Не слишком ли я уступил?». Он не переставал размышлять о «катакомбах», но так и не позвал туда Церковь.

Тихон начал патриаршее служение преданием новой власти анафеме, а закончил — призывом православных к сотрудничеству с ней. Вчитываясь в события тех лет, можно отчетливо видеть, что такая махина, как Русь православная, с ее влиянием и с плотным охватом всей бывшей империи вширь и вглубь, имела исторический шанс изменить ход событий, сформировав православное сопротивление богоборческой власти. Для этого, однако, нужны были подвижники и герои, а их не в Церкви нашлось недостаточно. Трагическая капитуляция православия началась с того, что Церковь «смолчала, не заметила» убийства царя Николая II.

21 сентября 1991 года Архиерейский Собор Русской православной церкви канонизировал патриарха Тихона — причислил его к сонму святых Поместной церкви.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать