Старая притча
Как всем известно, в старину люди вели кочевой образ жизни — подобно диким животным. Придут в какую-то красивую местность, поставят наскоро хлипкие шалаши, «попасутся», выбьют вокруг дичь, истопчут траву, повырубят деревья, замусорят источники и — идут искать другое пристанище. Шли тысячелетия, и кочевников на земле становилось все меньше: племена, одно за другим, находили себе по вкусу клочок земли, обустраивали его, обносили каменными стенами с высокими башнями и оставались там навсегда. Чем больше проходило времени, тем больше накапливалось за теми стенами «материализованного труда» (как говорили люди в старину) многих поколений и тем больше ценили и украшали свой дом бывшие кочевники. Ни кровавые войны с соседями, ни набеги степняков или страшные средневековые эпидемии не могли заставить «сидевших за оградой» бросить свою землю и начинать историю с нового начала.
Было, однако, на земле племя, которое — несмотря на общую «тенденцию» (старинный термин) — никак не могло окончательно осесть. В то время, когда их соседи уже давно укоренились, как дубы, в своей собственной земле, обычаях, языке, эти люди все бродили между чужими границами из одной части света в другую. Иностранцы, которым случалось побывать среди того народа, никогда не могли как следует понять причины его неудач. Ведь то были люди сильные, умные, склонные к наукам, ремеслам и искусствам. Ибо когда кто-нибудь из них случайно или вынужденно оказывался в чужом государстве, то вскоре поднимался по ступеням служебной или научной лестницы очень и очень высоко. Если же дома у него оставался, скажем, брат-близнец, тот всю свою жизнь так и протоптался «на нулевом уровне» — в стоптанных ботинках и полуголодный. Опытные путешественники считали это «Великой аномалией»: на чужих людей — могут работать, а обустроить жизнь своей страны, народа — не получается. «Может какая-то порча?» — думали ученые.
Так продолжалось не один век. И как-то тех людей, о которых идет наша скорбная речь, заметил сверху один маленький ангел. В то время ему нечего было делать, и он, свесив голову вниз, с любопытством смотрел на Землю. Когда же увидел и понял, как живут те люди, ему стало больно — настолько это не соответствовало Замыслу и Промыслу Божьему. И ангел решил помочь тем землянам. Долго думал, советовался с другими небожителями, провел даже небольшой собственный эксперимент, а потом в одну аспидно-темную ночь спустился на землю и посадил в центре той страны славное «Дерево Жизни». Красно-золотые листья дерева светились так, что его заметили самые отдаленные галактики.
(Справка автора. «Дерево Жизни», оно же — «Дерево Вселенной», было хорошо известно нашим пращурам. Современный человек утратил многие из тех древних важных знаний, но некоторые до нас таки дошли. Итак, мы знаем, что Дерево Жизни соединяет время, пространство, людей, жизнь и смерть. Именно оно разветвляет и выбирает «день или ночь», «лето или зиму», «прямое или кривое», «верх или низ», «силу или право», «жизнь или смерть», «правду или ложь» — то, от чего зависит все важное в этом мире. На этот выбор могут влиять также некоторые мудрые люди, которым соки Дерева дают силы менять лицо мира. Когда-то Дерево было таким высоким, что путешествуя по нему, человек мог не только переходить из одного мира в другой, но и возвращаться назад. Современные люди, впрочем, давно забыли, как это делается.
На вершине Дерева Вселенной селятся веселые птички и мудрые пчелы, на его ветвях подвешены небесные светила. Растет Дерево Жизни чаще всего «на горе, или в чистом поле при дороге, или у хозяина во дворе». В наши времена дерево может прижиться и на асфальте. Особенно, если его посадил ангел, а поливают молодые люди.)
Американские космонавты утверждают, что видели Дерево из космоса, но установить его координаты по каким-то причинам им не удалось. В связи с этим возникло поверье — землю, где растет Дерево, ожидает либо пышный расцвет, либо позор. Все зависит от людей. Ведь, хотя это дерево — вечное и вечнозеленое, для того, чтобы воспользоваться его благодатными возможностями, человеку многое необходимо. Речь идет о знании, вере, храбрости, стойкости и, не в последнюю очередь, — умении и желании заботиться о своем Дереве. Поэтому наш ангел, высадив Дерево прямо в асфальт большого Майдана посредине Земли, начал взволнованно наблюдать за землянами: хватит ли им смекалки воспользоваться этой, возможно, и последней, возможностью?
А что тем временем делали люди, на земле которых так неожиданно оказалось судьбоносное Дерево Жизни и Вселенной? Оказалось, что все они, как один, сидели, стояли, и даже лежали вокруг пылающего золотом дерева, а также танцевали, пели песни, водили хороводы, произносили речи. И не сводили с Дерева глаз, — чтобы не пропустить чуда, то есть момента возрождения своей земли.
Шло время. Земля вокруг Дерева высохла, золотые листочки утратили свою свежесть и начали понемногу осыпаться. Каждую ночь к Дереву прокрадывались какие-то темные фигуры, лупили топорами по стволу, ломали ветки и, набив мешки золотыми листьями, исчезали словно тени. А днем на улицах города можно было видеть еще больше личностей, которые носили на груди почетные знаки отличия из золотых листьев. Яблочки Жизни, которые было завязались на ветвях Дерева, нетерпеливые люди посрывали зелеными и горькими, кору пообдирали на сувениры, а землю вокруг ствола еще раз заасфальтировали — чтобы удобнее было водить хороводы. Вскоре дерево, которое когда-то звали Деревом Жизни, было невозможно отличить от старой, пожухлой, обмотанной грязными бумажными лентами «елки», которую забыли вовремя демонтировать и отправить на свалку.
Далеко наверху, в глубинах неба, спустив ноги с краешка розовой тучки, сидел маленький ангел и плакал. Слезы обильно капали вниз — на обезображенное Дерево Жизни, на головы тех людей, на остатки золотой листвы. Ангел горячо молился и просил только одного — чтобы то, что он увидел внизу, ему только приснилось. А может ангелу и вправду приснилось?
Выпуск газеты №:
№29, (2005)Section
Украина Incognita