Старые-новые календари
Недавно фракция Госдумы «Народная воля — СЕПР — Патриоты России» (партия Бабурина, социалистов, патриотов и бывших коммунистов) вновь внесла в Госдуму законопроект «О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по Юлианскому календарю». Особенно патриотически настроенные российские парламентарии предлагают ввести эту «новую-старую» систему летоисчисления с 1 января 2008 года. Депутаты считают, что принятие такого закона позволит россиянам «правильно» праздновать Новый год, а именно — после окончания Рождественского поста. «Ибо сейчас православные вынуждены терпеть вакханалию встречи Нового года в последнюю неделю поста, что является ненормальным». Они даже утверждают, вопреки всем расчетам ученых, что Юлианский календарь по сравнению с Григорианским «астрономически более точен» (!).
Однако наиболее важным стимулом предлагаемой календарной реформы есть то, что «все важнейшие события российской истории, включая Октябрьскую революцию, фиксировались в соответствии с Юлианским календарем. Хотя этот календарь был незаконно отменен той самой революцией, православие было и остается духовной основой российской государственности». Особенно привлекает календарных реформаторов то обстоятельство, что, перейдя на Юлианский календарь, русские «подчеркнули бы «особость» своей цивилизации и не жили бы по «чужому, навязанному им календарю».
По мнению ученых депутатов Госдумы, «календарь является основным инструментом(?) любой культуры», и поэтому для России жизненно важно вернуться к Юлианскому календарю — ради того, чтобы «сохраниться как цивилизация» (не много же России нужно для счастья — всего заменить календарь!).
Как известно, Юлианский календарный стиль ввел в России царь Петр в 1700 году; до этого Россия отсчитывала время от момента Сотворения мира. Интересно отметить, что российский царь-реформатор ввел Юлианский стиль в то время, когда почти вся любезная его сердцу Европа уже давно перешла на календарь Григорианский (введенный в 1582 году Римским Папой Григорием XIII). Это произошло, скорее всего, по той причине, что для «истинно русского человека» Григорианский календарь всегда имел (и имеет) неприятный привкус католицизма: уж лучше воспользоваться дохристианским (т.е. языческим) календарем римского латинянина-завоевателя Юлия Цезаря! Вопреки тому, что этот календарь с течением времени все более и более отстает от астрономических точных часов (на сегодня это астрономическое отставание составляет 13 суток). Современных реформаторов не смущает и тот факт, что через некоторое (довольно, впрочем, длительное) время Пасху по этому календарю будут праздновать где-то в конце лета (вопреки Евангелиям).
Поэтому позволим себе порекомендовать депутатам Госдумы — исключительно ради надежности и стабильности «российской цивилизации» — вернуться не к Юлианскому, а к тому календарному стилю, который отсчитывает время от Библейского сотворения мира. Сегодня на шкале этого календаря светится 7515 год — именно столько лет отделяют Россию от момента сотворения мира.
История свидетельствует, что ученым всегда было очень нелегко однозначно установить эту точку отсчета, т.е. определить промежуток времени «от Адама до Христа» — по причине сложности вычислений длительности жизни или служения древних иудейских патриархов и пророков, правления царей и др. Вот только один далеко не полный пример предполагаемой длительности жизни библейских персонажей, принятый средневековой славянской хронологией: Адам — 230 лет, Сиф — 205 лет ... Иисус Навин — 32 года, царь Кир — 32 и т.д. Почти единственным источником старинной хронологии была Библия, в частности, — ее греческий перевод «Септуагинта» (II ст. до н.э.), которую в христианскую эру (IV ст. н.э.) перевел на латинский язык св. Иероним (это знаменитая «Вульгата» — «общеизвестная» Библия).
Летоисчисление от Рождества Христова основал и вычислил римский монах славянского происхождения Дионисий Малый в 525 году. Именно он впервые разделил все историческое библейское время на «до» и «после» Рождества Христова. В своих расчетах Дионисий опирался на Евангелие от Луки — на слова: «На пятнадцатом году правления кесаря Тиберия, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи ... слово Божье было к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне…». Но позднее было установлено, что Дионисий Малый ошибся и сделал Иисуса моложе на несколько лет: Сын Божий родился, по-видимому, в 6 году до нашей эры (расчеты известного астронома ХVII ст. Кеплера). Поэтому сегодня более точно говорить «до или после Новой эры», а не «до или после Рождества Христова», как это предлагал Дионисий.
Западная церковь начала регулярно использовать отсчет времени «От Рождества Христова» только со времени Папы Евгения IV (1431) — того самого, который созвал в Лионе «униатский» Собор. Константинополь и Восточные церкви также обсуждали до ХV ст. время появления на земле Иисуса Христа.
Как обстояло с христианской хронологией в Древней Руси? До ХIV столетия в Украине считали время только «От сотворения мира». Под влиянием Польши, однако, начало использоваться принятое в латинском мире летоисчисление от Рождества Христова. Об этом свидетельствуют многочисленные летописи того времени. А после папской реформы календаря 1582 года все документы Великого княжества Литовского (и украинские) начали датироваться в соответствии с новым Григорианским стилем.
Интересно отметить, что летоисчислением «от Рождения Иисуса Христа» отмечены также казацкие, гетманские и полковничьи универсалы ХVI—ХVIII столетий; для месяцев тогда использовались римские названия — генвар, априль, травень и др. Вместе с христианством Древняя Русь приняла от Византии также сентябрьский календарный стиль — отсчет начала года от первого сентября (теперь это уже 14 сентября). Однако и после принятия христианства наши предки в течение нескольких столетий отмечали начало года весной, то есть жили по языческому мартовскому стилю, почитая календарь природы.
В материале использована работа Ивана Климишина «Календар і Пасхалія»
Выпуск газеты №:
№8, (2007)Section
Украина Incognita