«Страшная месть»
Для значительной части христиан Украины — православных и греко-католиков — светлая Пасха была омрачена попранием их прав со стороны государственного телевидения. В этом году телевидение безосновательно нарушило установленный ранее в стране обычай — обязательную поочередную трансляцию пасхальных богослужений из храмов украинских православных и греко-католической церквей. Наиболее пострадали миллионы верующих Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Они не только потеряли возможность виртуально находиться — благодаря ТВ — в своем кафедральном храме в самые торжественные и важные моменты церковной жизни, но еще и ощутили незаслуженную дискриминацию со стороны власти, убедились, что в стране до сих пор царит произвол — несмотря на все законы и служебные обязанности. События праздничной ночи в очередной раз показали нам истинные лица некоторых политиков-чиновников, которые на предвыборных экранах были такими интеллигентными, толерантными, беспристрастными. А потом — бах! — и отключили праздничную службу. Почему не ждать также отключения водоснабжения или электричества в домах или храмах?
Все, разумеется, поняли, что здесь речь шла о мелочной мести церквям и иерархиям, которые не захотели поддержать на недавних выборах так называемые партии власти. А с другой стороны — о «награде» рассудительной УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП), которая ухитрилась одновременно поддерживать на выборах и партию власти, и коммунистов-оппозиционеров (или, может, они не являются антагонистами?). Но при чем здесь миллионы простых верующих, не имеющих ни малейшего отношения к этим политическим играм с церквями, к спекуляциям духовными ценностями? Допустимо ли превращать Пасху в орудие чиновничьей мести?
Напомним, что все три наших православных церкви абсолютно равны перед законом, перед администрацией, потому что все они (канонические или неканонические) должным образом признаны и зарегистрированы государством, а Закон о свободе совести и вероисповедания обеспечивает им равные права во всем, в том числе в доступе к СМИ.
Понятно, что не просто составить и согласовать график трансляции праздничных богослужений трех православных церквей и одной греко-католической, — принимая во внимание то, что все они имеют одинаковую традицию, одни и те же часы служб. Однако в течение нескольких последних лет установилась определенная последовательность — первой, в наиболее важный отрезок пасхальной ночи (с 23.30 до 00.30) транслировалось богослужение УПЦ КП из Владимирского собора. По той причине, что эта церковь является наибольшим православным патриархатом в Украине. Потом включали УПЦ МП (это метрополия), а воскресный праздничный эфир предоставлялся УАПЦ и УГКЦ (архиепископия). Соответственно были настроены телезрители.
В этом же году Киевскому патриархату был предоставлен эфир только после полуночи, а уже начатая трансляция через 20 минут была — без предупреждений — прервана на целый час. Для передачи богослужения из собора Св. Владимира в Херсонесе (также УПЦ МП), где присутствовал Президент. Неожиданное выключение софитов даже вызвало моментальный страх, ощущение опасности у людей, собравшихся во Владимирском соборе на праздничную службу (впрочем, по мнению профессора Дмитрия Степовика, «трансляция или не трансляция, а пасхальная служба прошла красиво, торжественно, возвышенно».)
Патриарх Филарет рассказал, что в последнее время государственное ТВ — по его мнению, по указанию сверху — перестало освещать церковную жизнь Киевского патриархата, насчитывающего приблизительно 10 миллионов верующих. Без всяких причин и объяснений снята, например, постоянная программа первого канала ТВ «Открываем Библию». «Между тем, — говорит Патриарх, — опрос в программе ICTV «Свобода Слова» еще раз показал, что подавляющее большинство украинцев выступает за единую Поместную церковь. Политики, однако, не хотят посмотреть правде в глаза».
Праздничную службу в церкви на Аскольдовой могиле проводил глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар, который специально приехал на Пасху из Львова. Церковь маленькая, но трансляцию можно было бы организовать хотя бы из политических соображений — для улучшения отношений между Востоком и Западом. Но именно такая политика не для нас. И если в случае с УПЦ КП каждый чиновник-атеист может ссылаться на отсутствие каноничности (не имея ни малейшего понятия о том, что это, собственно, означает), то с греко-католиками в этом смысле все в порядке — они канонические и признаны всеми христианскими сообществами (кроме, разумеется, Московского патриархата).
В завершение этого небольшого экскурса в «пасхальную политику» позволим себе сформулировать несколько вопросов. Чьими интересами руководствуются власти предержащие, поддерживая изо всех своих административных сил церковь, подчиненную Московской патриархии? Ведь не является большим секретом тот факт, что Московская патриархия и ее духовенство активно настроены против политической независимости Украины (как и против независимости всех других бывших колоний России). А проблема статуса украинского языка, как государственного, может быть окончательно решена только при условии, что в стране не будет доминировать православное духовенство, которое считает этот язык недостойным для богослужебного употребления.
Выборы прошли, а их эхо все еще гуляет в гулких коридорах власти, приобретая иногда довольно причудливые акустические вариации.
Выпуск газеты №:
№82, (2002)Section
Украина Incognita