Суровый диагноз
Исторический феномен долгой бездержавности Украины в сочетании с никогда не исчезающим общественным осознанием своей национальной идентичности, отдельности языка и культуры украинцев является постоянным предметом анализа ученых. Одни видят здесь влияние только внешних факторов (нашествие кочевников, агрессивные соседи, провоцирующая география страны, падение Константинополя и тому подобное); другие ищут причины в характере украинцев, в частности, в поведении нашей элиты; третьи только качают головами и ссылаются на Судьбу. Сегодня кратко излагаем взгляды представителя украинской диаспоры Богдана Цимбалистого (1919 — 1991) — философа, историка, социолога, психолога, публициста. Искреннего патриота, который немного не дожил до провозглашения Независимости. Одна из самых известных его работ — «Тавро бездержавності», где он определяет политическую культуру украинцев как систему «подданного типа».
По мнению Богдана Цимбалистого, «долгая бездержавность Украины, в частности, отсутствие в нашей истории периода, когда бы все украинские племена, земли и слои были объединены одной сильной центральной властью, не дала украинцам возможности научиться думать категориями целости украинских земель и единства всех жителей Украины.
Одной из трагических особенностей истории Украины является и то, что она многократно теряла своих «панов», то есть свою ведущую политическую прослойку. В течение ХVI—ХVII веков тысячи украинских богатых родов ополячились, в ХIХ веке тысячи потомков казацкой старшины обрусели. На наших глазах более активные от природы единицы идут на службу интересам советской империи и отчуждаются от своего народа».
Вследствие этого в народе не только выработалось чувство отчуждения, но и недоверие к своим панам, своим руководителям. Враги народа очень умело подпитывали это недоверие. И потому, когда некоторые лица из «панов» начали возвращаться к своему народу, широкие массы и интеллигенция относились к ним с недоверием и враждебностью. Галицкое общество долго не могло согласиться с тем, что граф Шептицкий стал митрополитом греко-католической церкви в Галичине; национально сознательная интеллигенция Надднепрянщины не могла согласиться с мнением, что российский генерал Скоропадский, помещик, который не мог говорить по-украински, стал гетманом Украины.
Не только само порабощение и бездержавность в течение столетий, но и факт, что украинцы жили долго под властью разных стран, под влиянием разных культур, добавил к тому, что между жителями разных украинских земель создались глубокие различия в ментальности, быту, политической зрелости и ориентации, даже в национальном сознании. Эти различия не принимаются добродушно и с чувством юмора. Наоборот, они порождают среди нас нетерпимость одних к другим, взаимное пренебрежение, недоверие и нежелание. Для галичан надднепровцы — это люди «широкого степного» нрава, склонные к безответственным анархическим акциям, люди слабого национального сознания, наконец — это «советские люди» или «схидняки», то есть люди второго сорта. Для надднепрянцев галичане — неполноценные украинцы, «католики»; их язык неправильный, засорен полонизмами и тому подобное.
Одним из самых трагических последствий долгой бездержавности является у нас общее негативное отношение к власти вообще. Поскольку власть была чужой, ненавистной, в представлении людей приобретает значение мотив освобождения от всякой власти, всяких ограничений, принуждения и законов. Переход от отвергания власти к позитивной установке, уважению к власти и ее законам является одной из тех сложных проблем, которые стоят перед каждым народом, освободившимся из колониальной неволи.
Бездержавность не дала украинцам также возможности воспитать в себе такие гражданские добродетели, как готовность к сотрудничеству с другими, основанному на доверии к своим землякам, к их искренности, честности, без чего модерное демократическое государство не может исправно функционировать. Ведь каждый украинец всегда считает, что его мнение единственно верное и разумное. Он готов сотрудничать, но при условии, что все его будут слушать. Украинцам очень сложно изменить свой взгляд и согласиться с мнением других. Последнее они чаще всего ощущают как личное поражение. Поэтому каждая мелочь может стать настолько важной, что приводит к расколам в обществе. В наше время психология недоверия и враждебности между украинцами проявляется в отношениях между политическими группами. Среди них находятся многие, действующие по принципу: «Если Украина не может быть такой, какой ее видит моя партия, то пусть не будет никакой Украины!».
Из-за всего этого, по мнению автора, чрезвычайно высокое значение должно придаваться гражданскому воспитанию украинцев, цель которого — взрастить доверие к своим землякам, уважение к ним, готовность искать сотрудничества. Даже и именно несмотря на все различия между людьми. Нельзя брать под сомнение моральный характер человека или искренность его патриотизма только потому, что он не соглашается с нами. Нужно создать среди нас атмосферу взаимного доверия, чувство согласия и единства. Начиная от товарищеских отношений с украинцами разного территориального происхождения, разной веры и без веры, разных взглядов. Необходимо также воспитание, которое приведет к победе рационального мышления над эмоциональным, к умению различить, что существенно, а что — второстепенно.
От вышеупомянутого зависит, станем ли мы в конечном итоге нацией-государством, или наоборот — останемся народом, который сумел пережить все лихолетья, но не сумел объединить и организовать себя, чтобы жить свободно. «То есть останемся народом, который мечтал о свободе и боролся за нее, но всегда оставался рабом».
Использованы материалы альманаха «Хроника» (Украина: философское наследие веков)
Выпуск газеты №:
№44, (2004)Section
Украина Incognita