Перейти к основному содержанию

«Там есть настоящий театр»

Непровинциальное искусство Лохвицы
16 августа, 18:29

Когда приезжаю в славный казацкий город Лохвица, на Полтавщине, всегда ловлю придирчивым взглядом незабываемые еще с детства силуэты ее старых зданий, живописных уголков. Но с каждым годом все меньше встречаю среди прохожих знакомые лица. Отходит в вечность старшее поколение, а с ним — целая эпоха. Остаются только щемящие воспоминания о «родном пепелище» и о тех, кого хранит благодарная человеческая память.

Шел 1901 год. На многолюдной улице Лубенской (нынче Т. Шевченко) из-под лесов выросло стройное сооружение Народного дома. По ходатайству уездного земства и местной интеллигенции он был построен по проекту выдающегося украинского архитектора и художника В. Кричевского (1872—1952). Это был настоящий театр с большим зрительным залом, балконами, с верхним ярусом (галеркой), оркестровой ямой, гримерками, вестибюлем.

Дом возвели в деревянных конструкциях с четко выделенным фасадом, что придавало ему определенную импозантность. Его оживляли венецианские окна, «одетые» в резные наличники. Боковые одноэтажные пристройки выделялись тремя соединенными фронтонами над дверями и двумя окнами.

Народный дом в Лохвице открывали торжественно. Об этом оставила свои ценные заметки в «Киевской старине» (1902) О. Пчелка (1848—1930). Приведу их здесь частично: «В начале июля прошлого лета в соседнем уголке Полтавщины, в г. Гадяче, где я проводила лето, прошли слухи, что в Лохвице должен открыться Народный дом. Мы, гадячане, как ближайшие соседи лохвичан, считали, что это, в какой-то степени, наш общий полтавский праздник, а поэтому кое-кто из нас, в том числе, и я с братом, врачом А. Драгомановым, отправилась на время торжеств в Лохвицу. Мы, как настоящие туристы, никому неизвестные, отправились разыскивать в Лохвице новое выдающееся место — Народный дом. Мы нашли его, конечно, без труда. На ступеньках помещения была толпа. Его двери были широко открыты. Молебен уже закончился. На эстраде дочитывался доклад об истории строительства Народного дома. После делового отчета был зачитан господином В. Русиновым (предводитель уездного дворянства. — Г.Ш. ) реферат о значении театра вообще и национального в частности...»

Далее автор пишет, что на сцену под бурные аплодисменты поднялся московский гость, земляк, историк, вице-президент нового Шекспировского общества в Англии М. Стороженко (1836—1906), который, кстати, много сделал для подъема культуры в уезде. Он, в частности, передал в лохвицкую общественную библиотеку много книг. В тот торжественный день в Народном доме М. Стороженко с «редкостной задушевностью» прочитал лекцию о Т. Шевченко. После с большим успехом здесь прошло первое представление «Наталки Полтавки» И. Котляревского. Роль Наталки исполнила жена В. Русинова Ольга, выборного — М. Кропивницкий, которого специально пригласили в Лохвицу из Харькова.

С тех пор Лохвица стала известным театральным городом. Сюда приезжали на гастроли русские и украинские путешествующие театральные трупы, в частности, полтавского мецената и антрепренера Ф. Волыка. В ее составе были прославленные корифеи украинской сцены М. Заньковецкая, М. Кропивницкий, И. Марьяненко, М. Садовский и другие. Артисты трупы Общества русских драматических театров, которую тогда возглавлял выдающийся режиссер и балетмейстер М. Петипа (1849— 1930), впервые в провинции, в Лохвице, показали пьесу М. Горького «На дне», которая пользовалась, как писали современники, большим успехом.

В конце ХIХ века в Лохвице был создан полупрофессиональный театр, который с открытием Народного дома, получил постоянную сцену. Костяк его трупы состоял из местной интеллигенции: учителей реального училища и женской гимназии, певцов соборного хора, одаренной рабочей и сельской молодежи. При трупе работал и небольшой театральный оркестр. Много лет ею руководил талантливый режиссер и музыкант М. Дьяков. В его постановке на сцене Народного дома шли пьесы И. Карпенко- Карого, М. Кропивницкого, М. Старицкого, А. Чехова, В. Шекспира.

Лохвицкие актеры отличались высоким мастерством, которому учились у артистов и музыкантов, приезжавших в Лохвицу на гастроли по несколько раз в год. В 1902 году на сцене Народного дома с большим успехом выступал и хор, с которым гастролировал по Украине М. Лысенко. Всегда в его переполненном зале проходили и концерты хора народной песни под руководством Н. Городовенко, который учительствовал в родном городе в 1907—1909 годах. В начале 20 х годов в Народном домеплодотворно работал известный композитор и дирижер, бывший хормейстер Мариинского театра П. Толстяков (1880—1930). В Лохвице он руководил местным хором «Рух», выступал с ним в городах и селах Полтавщины. С 1925 года П. Толстяков связал свое творчество с Харьковом.

С городом была тесно связана и творческая деятельность «отца украинского театра» — драматурга, режиссера и актера М. Кропивницкого (1840—1910). Он не раз здесь бывал со своей прославленной труппой. Так, после окончания гастролей в Одессе писал: «Теперь едем в Лохвицу, потому что там есть настоящий театр...». У него завязалась дружба с местной театральной трупой, с писателем А. Тесленко (1882—1911). В родном селе Харкивцы по совету М. Кропивницкого Тесленко создал самодеятельный театр.

М. Кропивницкий очень помог лохвицкому любительскому театру в его творческом росте. Он участвовал в представлениях, осуществил постановки пьес при участии смешанных трупп городских и сельских актеров. Об этом мы узнаем из публикации газеты «Полтавский вестник» за 1903 год, в частности, в корреспонденции «По поводу гастролей М. Кропивницкого в театре Народного дома г. Лохвица», читаем:

«Года два тому известный артист М.Л. Кропивницкий выступил в с. Пизники на сцене домашнего театра как руководитель спектакля. Поразительно было видеть знаменитого народного артиста в окружении сельской молодежи, которая жадно прислушивалась к его сценическим указаниям. Поневоле рождалась мысль, что именно Кропивницкому следовало бы взять на себя руководство народными труппами, которые появились в различных населенных пунктах уезда».

Пожелание автора корреспонденции осуществилось. 27 и 28 сентября 1903 года М. Кропивницкий руководил постановкой в Лохвице двух своих пьес: «Доки солнце зійде, роса очі виїсть» и «Вуса». Комиссия Народного дома по организации народных развлечений обратилась с просьбой к М. Кропивницкому, чтобы он дал согласие несколько раз приехать в Лохвицу и помог в постановке спектаклей местными театральными труппами. На это прославленный актер и режиссер согласился.

Выступления лохвицких любителей превращались в настоящий театральный праздник для жителей города и окружающих сел. Они всегда проходили в переполненном зале Народного дома (он вмещал до 500 зрителей). Это была большая школа приобщения народа к национальной культуре, к сценическому искусству. Талантливая молодежь уезда бралась за постановки пьес во многих селах с большим энтузиазмом. Местные газеты того времени писали об одаренной игре сельских актеров, которые прошли хорошую школу у М. Кропивницкого — М. Дьякова, В. Русинова: А. Тесленко (Харкивцы), Т. Титаренко, П. Буця, С. Титаренко, Е. Апостола, М. Усенко, М. Апостола (Пизники), Л. Петренко (Яхники), О. Науменко, Г. Дробота (Лохвица) и других.

Как известно, обучение в школах и гимназиях в те годы велось на русском языке. Украинский язык был под запретом. Молодежь тянулась к сцене еще и потому, что в спектаклях украинских классиков игра шла на родном языке. Часто здесь звучала в исполнении актеров и украинская песня.

Памятным был для лохвичан и приезд к ним летом 1903 года М. Заньковецкой (1854—1934). Кстати, это было ее первое выступление в провинции после гастролей в больших городах Украины и России. В. Русинов походатайствовал о том, чтобы как можно больше молодежи из окружающих сел могли увидеть игру великой актрисы. Для этого уездное земство выделило несколько подвод. М. Заньковецкая тогда была очень растрогана чрезвычайно теплым приемом лохвицких зрителей. Вот как об этом писал в одном из своих воспоминаний И. Марьяненко, который выступал вместе с нею: «Наши спектакли были настоящим праздником не только для крестьян, но и для нас, актеров, потому что мы играли именно перед теми зрителями, для которых было написана большинство пьес нашего репертуара, и служить которым мы считали за свой самый первый, святейший долг».

На базе Народного дома в 1923 году был создан театр-студия, а в 1925 году он объединился с полупрофессиональными труппами. Так возник Лохвицкий государственный рабоче-крестьянский театр имени И. Тобилевича. Его основателями и руководителями стали И. Онищенко и И. Синяк. Театр просуществовал до 1941 года. В его репертуаре были пьесы Т. Шевченко, И. Карпенко-Карого, М. Кропивницкого, М. Старицкого, Б. Гринченко, М. Кулиша, В. Шекспира, Лопе де Вега, А. Бергера и других драматургов.

В 50—60-х годах незаурядной п опулярностью пользо вался в Лохвице местный драма тический коллектив, в котором были заняты талантливые любители сцены И. Заславец, Г. Емец, П. Солонуха, П. Зинченко, И. Лысенко, М. Коваленко, Г. Мирошниченко, П. Пономаренко, О. Кузьменко. Обретя высокое мастерство на самодеятельной сцене, профессиональными актерами впоследствии стали Т. Мирошниченко, Б. Триус, Г. Литвиненко.

Летом 1978 года, в Тернопольской картинной галерее у меня состоялась памятная встреча с Н. Ужвий (тогда она выступала с труппой франковцев в местном театре). Вспомнили и о Лохвице. Наталья Михайловна со светлыми искорками в васильковых глазах рассказывала, как она еще до войны, в 30 х годах выступала на сцене лохвицкого театра, фотографировалась около памятника Г. Сковороды, стоявшего рядом. Как всегда, прием местных зрителей был чрезвычайно теплым и незабываемым. Очень печалилась, когда узнала от меня, что здания Народного дома больше не существует...

С постройкой в 1974 году нового помещения районного Дома культуры старое освободилось и осиротело. Чтобы не иметь с ним забот, тогдашняя партийная власть распорядилась его разобрать, не позаботившись о сохранении этого уникального культурно-творческого памятника. Очевидцы разрушения бывшего Народного дома вспоминают, что много лохвичан, особенно старшего поколения, не скрывали слез, глядя, как погибает дорогая сердцу многих творческая святыня. В городе не было такого жителя, который бы не пережил прекрасные волнующие минуты встречи с прекрасным в стенах этого незабываемого исторического здания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать