Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

19 ноября, 00:00

Торжественные церковные сооружения Украины издавна украшали ее города и села. С большим мастерством во время создания храмов украинские зодчие вкладывали в камень и дерево опыт не одного поколения строителей архитектурно-творческих церковных зданий. С окончанием внутреннего убранства храма и его освящением, возведенное величественное сооружение становилось своеобразным и неповторимым творением национального украинского духа.

Постепенно строительство церковных культовых сооружений приобретало широкий размах. Росла архитектурно-творческая изысканность церквей и их количество. Очень часто небольшие города Украины имели несколько храмов. Так, например, в XVII ст. в волостном городке Лысянка Звенигородского уезда Киевской губернии действовали шесть церквей: Михайловская, построенная в 1723 г., Преображенская (1730 г.), Вознесенская (1730 г.), Георгиевская церковь (1723 г.), Николаевская церковь (1718 г.) и Успенская (1720 г.). В XIX веке в Лысянке построили римско-католический костел. При нем до 1832 г. находился францисканский монастырь, а в 1861 г. в Лысянке была освящена новая каменная церковь, относящаяся к 3-му классу и имевшая 119 десятин земли.

Наибольшее распространение на территории этнических украинских земель приобрели православные церкви, названия которых имеют широкий спектр. В частности, в XIX в. на территории Лысянщины Звенигородского уезда действовало шесть церквей, названных именем Святой Покровы, три Богородичные церкви, две Успенские церкви, две Свято-Михайловские, две Троицкие, а также Вознесенская, Николаевская, Воздвиженская, Богословная, Свято-Николаевская; другие носили имена Архистратига Михаила, Иосифа Обручника, мучениц Александры, Параскевы, великомученика Георгия, святого Василия — епископа Парийского.

К большому сожалению, в истории Украины церковная архитектура неоднократно претерпевала уничтожение: еще внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский в 1169 г. захватил Киев, ограбил и уничтожил историко-церковное достояние; в 1240 г. хан Батый на месте многих церквей оставил одни пепелища; страдала церковная культура и во времена Руины, когда под гнетом Польши уничтожались православные церкви; во время Гайдамаччины 1768 г. повстанцы уничтожили сотни греко-католических церквей. Настоящему разгрому подверглись церкви в период советской власти.

С образованием в 1922 г. Советского Союза советская власть, боровшаяся против любой религии, вынуждена была сберечь Русскую православную церковь, поскольку та поддерживала становление нового советского государства. В то же время Украинская Автокефальная православная церковь была уничтожена, ибо идея существования автокефалии основывалась на идее независимости Украинского государства.

Новая власть с самого начала, согласно постановлению № 10 отдела высшей школы Народного комиссариата образования с подписями заведующего отделом Назарова и секретаря Фридмана, по всей территории Украины изымала религиозные символы: иконы, лампады, изображения святых и тому подобное из высших и других школ; передавала (очень часто уже в неполном составе) в ближайшие церкви и храмы, которые вскоре подверглись разрушению и ограблению. Научные заведения историко-религиозного характера переименовывались в высшие школы и, таким образом, попадали под действие этого постановления.

С проведением в жизнь советскими органами власти Декрета об отделении церкви от государства нарушилось органическое развитие украинского села. Религиозные сооружения начали подвергаться варварскому истреблению. Рассмотрим это на примере небольшой территории Киевщины — Лысянщины (нынче Лысянский район Черкасской области). Исторические исследования свидетельствуют, что в Лысянском районе в 1935 году была снята с учета и использовалась как склад церковь в селе Смильчинцы. В 1939 году в селе Хижинцы того же района на месте церкви был создан сельский клуб. В сельский клуб была преобразована и Почапинская Свято-Троицкая церковь, которую закрыли в феврале 1936 года. Из акта передачи помещения этой церкви мы узнаем, что во время реорганизации церкви в дом культуры, были сняты колокола медные и со сплава меди и серебра, а также разрушен иконостас, уничтожены многочисленные иконы. Склепы похороненных в подземелье помещиков Четвериковых и Преснухиных, находившиеся в подвальных помещениях под церковью, были ограблены и выброшены. Деревья вокруг церкви (многолетние липы, клены, ясени и ели) были вырезаны, как по распоряжению органов местной власти, так и отдельными гражданами — жителями села Почапинцы. Такие «мероприятия» приобретали массовый характер по всей территории Украины.

В целом на территории современной Черкасщины за пятьдесят лет — с 1919 по 1969 годы — органами власти было закрыто около 700 православных и пять старообрядческих храмов, 10 католических костелов, около 60-ти синагог, много из которых были безжалостно уничтожены. Одновременно с разрушением церковно-архитектурных храмов распространялись репрессии, предпринимались настойчивые попытки использовать церковь с целью геополитических изменений, что приводило к ее уничтожению.

На территории Лисянщины были закрыты и использованы под склады церкви в селах Яблунивка, Журжинцы. В 30 годах в городке Лысянка разрушен многовековой польский католический костел. В 1960 году преобразована в склад церковь в селе Чаплинка, в 1961 году — церковь в селе Верещаки, в 1959 году — церковь в селе Репки. С 1961 года был закрыт и в течение многих лет по инициативе местных органов власти постепенно уничтожался православный Свято-Михайловский храм в городке Лысянка, и уже в конце 70-х годов он перестал существовать.

Кажется, мы забыли одно: эти сооружения составляли большую архитектурно-творческую и историко- культурную ценность, они являлись жемчужинами зодчества и памяти и играли важную роль в становлении национальной культуры, были связаны с важнейшими историческими событиями.

С провозглашением в 1991 году независимости Украины ситуация несколько изменилась. Постепенно начали нормализоваться государственно-церковные отношения, создаваться условия для нормального функционирования религиозных организаций, начался бурный процесс религиозного возрождения, восстановления культовых сооружений — этих архитектурных творений.

В частности, на территории упомянутой выше Лысянщины в декабре 1993 года, на основании Закона УССР от 23.04.1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях», Постановления Кабинета Министров Украины от 5.04.1991 г. «О передаче культовых сооружений религиозным организациям» и Указа президента Украины от 4.03.1992 г. «О мерах относительно возвращения религиозным организациям культового имущества», а также решением сессии Почапинского сельского Совета народных депутатов, помещение Свято-Троицкой церкви в селе Почапинцах открыла в собственность Свято-Троицкой парафии Киевской епархии. А осенью 1995 года отремонтированная и возрожденная церковь в селе Почапинцы открыла двери для своих прихожан. Начали действовать церкви в селах Верещаки, Журжинцы, вознеслись величественные купола возрожденной Свято-Михайловской православной церкви над древним украинским городом Лысянка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать