В чем причина упадка и гибели Киевской Руси?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010302/441-8-1_0.jpg)
Окончание. Начало см. «День», № 36
Принцип родового наследования княжеской власти, окончательно оформленный и введенный в ранг неписаного закона, положил начало закреплению удельного княжения. Род, вече, общественное мнение — основные рычаги народовластия, стали неудобным препятствием для княжеской власти.
Для народа само имя князя было божественно и почитаемо, ведь князь означает — «хранитель». Вместе с тем, князь Владимир, продолжавший оставаться символом «хранителя» Киевской Руси, использовал, как элементы предшествующей системы, так и устои, до сих пор невиданные на Руси. Устои христианства имели двойственный характер и носили в себе симбиоз человеческих воззрений и христианских заповедей — канонов и догм.
Насколько объективно отцы христианства относились к происходящему на Руси, можно видеть по событиям, связанным с крещением жителей Киева и Новгорода, в свете всем хорошо известных Святых заповедей Христа и в особенности одной их них «... не убий...». Новгород постигло страшное разорение с массовым избиением его жителей Добрыней и Путятой, выполнявшими волю Владимира. Но вместе с тем принятие христианства стало толчком к развитию архитектуры, живописи, книжного дела, признанию другими государствами равенства Руси; это — далеко не полный перечень последствий этого шага.
Что же происходило с Русью времен князя Владимира? Вышеслав — старший сын Владимира был «посажен» в Новгороде, Изяслав в Полоцке (по матери Рогнеде, из рода коренных кривичских князей был на этой земле принят как свой, родовой, вотчинный князь), Святополк в Турове, Ярослав в Ростове, Мстислав «держал» дальнюю Тмутаракань, Святослав — Смоленск, Судислав — Псков.
Новгород считался наиболее престижным после Киева княжением. После смерти Вышеслава, Владимиром туда должен был быть послан следующий по старшинству сын — Святополк. Но Святополк был у отца в немилости за необузданный нрав. Поэтому в Новгород Владимир послал Ярослава, в Ростов на его место — Бориса, Муром дал Глебу. Этих двух сыновей, самых младших, Владимир и отличал, и любил. Они родились от последней жены Владимира, дочери константинопольского базилевса. В отношении первенства старших сыновей был обычай, однако же закона о престолонаследовании не существовало. К концу княжения Владимира Святополк находился в Киеве под наблюдением отца. И те трагические события, которые развернулись позже, стали итогом проводимой им политики.
В течение многих столетий никто на Святой Руси не посягал на разрушение родовых устоев — святая святых восточных славян. Владимир посягнул на эту традицию. Дробление княжеств, борьба за уделы, реки крови дружинников, уничтожавших друг друга, защищавших интересы удельных князей, пусть даже самых талантливых и выдающихся — страшная цена, которую пришлось заплатить славянам. Итог этой политики — разорение Киевской Руси монголо-татарами в 1237—1241 годах.
МОГ ЛИ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ ПРЕДОТВРАТИТЬ РАСПАД ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Князь Ярослав достаточно большой период времени своего княжения вынужден был с 1015 по 1036 гг. потратить на междоусобные войны. И даже пример удачного политического союза (дуумвират с 1026 года с черниговским князем Мстиславом — родным братом Ярослава) не решил окончательно этой проблемы. Мстислав умер в 1036 году. Ярослав Мудрый стал единоличным правителем Руси. Совершенно очевидно — наиболее важной своей задачей он считал сохранение целостности государства.
Рассмотрим пути и методы, с помощью которых он решал эту задачу. В области внешней политики Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Положение той или иной страны в эпоху средневековья определялось династическими связями. Чем могущественнее было государство, и чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было иностранных правителей, желающих породниться с ним. Короли почти всех западных государств почитали за честь стать родственниками Ярослава Владимировича.
Сам Ярослав женился на дочери норвежского короля Олафа Ингигерде — Ирине. Норвежский принц, впоследствии ставший королем, Гарольд Смелый, основатель города Осло, был женат на дочери Ярослава — Елизавете. Король Франции Генрих I женился на дочери Ярослава — Анне, которая после смерти своего мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Один из сыновей Ярослава Всеволод женился на византийской царевне из семьи Мономаха; старший сын Всеволода от этого брака Владимир был назван в честь деда — Мономахом.
Во внутреннем устройстве страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась общим подъемом, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом «стольного града» Киева. Стоит упомянуть о значении конституции, так называемом «Уставе Ярослава», или древнейшей «Русской правде», которая была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Но Ярослав Владимирович закона о престолонаследовании не ввел. Незыблемым осталось и желание многих восточнославянских князей заполучить киевский стол. И вновь летят пущенные стрелы, ломаются копья, свистят мечи и заливается братской кровью земля Киевской Руси.
Ярослав Мудрый умер в 1054 году, оставив наследниками сыновей и племянников, между которыми разделил земли Киевской Руси. Киев, Новгород и Туровско-Пинские земли достались старшему сыну — Изяславу, Чернигов с Северской землей — Святославу, Переяславль с южным Левобережьем — Всеволоду; Волынская земля — Игорю; Галицкая — Ростиславу Владимировичу; Полоцкая — троюродному племяннику Всеволоду Брячиславичу. Старший сын Изяслав стал главой государства. Трое старших братьев — Изяслав, Святослав и Всеволод заключили союз для совместного управления государством, этот триумвират продержался около 15 лет. Отчаянные попытки спасти целостность Киевской Руси были предприняты Владимиром Мономахом. Не только сила традиций стала причиной гибели Киевской Руси. Страх потерять власть принуждал князей скрупулезно заботиться о прямом продолжении династического княжения.
Польский историк XV века Ян Длугош подчеркивал: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследие не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру». В хронике Длугоша прямо говорится все о том же династическом наследовании, которое погубило Русь. Что же, никто из князей в течение многих столетий не понимал, либо не хотел понимать к чему может привести такая политика? Можно ли обвинять в недальновидности княгиню Ольгу, ее сына — князя Святослава, Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого? Очевидно, и да, и нет. Причина не только в стремлении к удержанию власти или государственном эгоизме. Ментальность самого народа веками основывалась на уважении и почитании жрецов, волхвов, князей и старейшин, которых выбирало вече. Теперь пришла эра безусловного верховенства силы. Заповеди Христовы о заботе, любви к ближнему своему не трогали души князей, и поднимался меч на брата. Яркий пример княжеского деспотизма — «полюдье». Князья стали собирать дань для кормления рати; «полюдье» превратилось в жесточайшую форму порабощения, при которой у населения изымалась большая часть всего, что им производилось.
Человеческий эгоизм, себялюбие с привкусом заботы только лишь о себе, попрание законов общества, вырабатывавшихся веками, резкое изменение духовно-религиозных воззрений, наивность и слепое доверие народа к правителям и стали причиной падения Киевской Руси.
Выпуск газеты №:
№41, (2001)Section
Украина Incognita