В эпицентре конфликта цивилизаций — Христианской и Мусульманской
Окончание. Начало читайте на стр. «УкраиIncognita», «День» № 48
В марте 1669 года в Чигирин прибыл турецкий чауш (посланник) с письмом, в котором султан соглашался принять под свою опеку казацкую Украину; на совете в Корсуне гетман Петр Дорошенко со старшинами добились такого желанного протектората Турции, хотя торопиться с присягой на верность султану не стали.
Согласно заключенному договору, Порта обещала создать из отвоеванных (конечно же, казацкими саблями) у Польши и Московского царства земель единое политическое тело: саджак — по-турецки, или провинцию — по-нашему. Подобный статус имели Молдова, Валахия и Семиградье (Трансильвания): они рассматривались как отдельные самостоятельные, однако не суверенные территории, которые управлялись по собственным законам и даже имели право на международные сношения с другими государствами. Получить в Османской империи подобный статус было весьма просто: достаточно было признать ее протекторат и формально стать страной ислама.
В свою очередь, согласно договору, П.Дорошенко обязывался участвовать в войнах, которые вела Турция против христианских государств. Хотя Украина и объявлялась страной ислама, гетману удалось отстоять пункт договора, чтобы турки не строили мечетей на казацкой территории.
Принятие протектората Османской империи означало, что казацкая война, начатая Богданом Хмельницким, уже даже формально переросла этнические границы, то есть в ней решались не только задачи украинского этноса (наподобие локальной независимости и т.п.), а, в первую очередь, — надэтнические проблемы Восточной христианской Европы. Украина оказалась в самом водовороте противостояния Мусульманского Мира с Христианским.
Вся Европа готовилась к войне, которую, согласно сообщениям резидентов из Стамбула, собиралась начать Османская империя на континенте. Турецкий властитель Мухамед IV решил лично повести войска на Польшу. Завершив военные действия против Венеции, он летом 1672 года переправляет 200-тысячное войско через Днестр и осаждает статегически важную крепость Каменец-Подольский. Там к нему присоединилась 50-тысячная татарская орда и 12 тысяч казаков во главе с П.Дорошенко. После того, как защитники крепости капитулировали, султан и два его вассала — татарский и казацкий — торжественно въехали в город, а польское войско под командованием коронного гетмана Яна Собеского отошло на запад.
Новоизбранный король Речи Посполитой Михаил Вишневецкий, тщедушный сын знаменитого воина Яремы Вишневецкого, вынужден был заключить мир с Турцией. Но осенью 1673 года Собеский разгромил турецкое войско под Хотином, и только неожиданная смерть короля не позволила развить успех, а на следующий год османы вытеснили поляков из Молдовы.
В следующем году на украинских землях началась новая война между султаном Мухамедом IV и новым польским королем Яном Собеским. Оставленный на произвол судьбы, «турецкий гетман» Петр Дорошенко отрекся от постылой булавы, и его отвезли в Москву. Там он получил на «кормление» село Ярополче и даже был некоторое время воеводой в далекой Вятке.
17 октября 1676 года Речь Посполита заключила с Турцией мирный договор, развязав, таким образом, султану руки в войне против Православного Мира.
Сначала Мухамед IV обратился к константинопольскому патриарху, чтобы тот уговорил Дорошенко опомниться, но патриарх посоветовал использовать на вакантную должность украинского санджак-бея более достойную, по его мнению, кандидатуру: сына Богдана Хмельницкого — Юрия. Последний с 1673 года, после того, как Дорошенко передал его туркам, пребывал в Стамбуле, в одном из греческих монастырей и даже достиг чина архимандрита.
В 1677 году Юрий Хмельницкий, по требованию великого визиря, подписал обращение к казакам придерживаться договора с Турцией; потом патриарх «расстриг» архимандрита, а султан предоставил ему титул гетмана (точнее — эмира санджака) и «князя Сарматии».
В начале августа того же года против Православного Мира выступила 100-тысячная османская армия под командованием Ибрагим-паши, в свите которого везли и «князя Сарматии». Турки осадили казацкую столицу Чигирин, но понеся значительные потери, осенью отступили. Однако через год новая армия, уже более многочисленная (200 тысяч воинов), во главе с великим визирем Кара-Мустафой, опять появилась под стенами Чигирина и после ожесточенного штурма таки овладела городом. Хотя удерживать Чигирин турки долго не могли, и осенью они опять отошли за Днестр, в границы своих владений. Но перед этим великий визирь велел разрушить до основания казацкую столицу Богдана Хмельницкого. «Паде, — писал казацкий летописец Самийло Величко, — паде Украина тогобічна, малоросійська, козакоруська... Як стародавній великий град Вавілон... через незгоду тогдашню казаки всі пропали, самі себе звоювали».
После двух неудачных Чигиринских походов Османская Порта не отказалась от своих намерений наступления на Православный Мир. Но эти события заставили христианские государства консолидировать свои силы и согласовать действия, чтобы противостоять мусульманской угрозе.
В 1679 г. в Москву прибыли польские послы с давним предложением: забыть прошлые разногласия между католиками и православными и заключить союз христианских правителей против Мусульманского Мира. Московское правительство уклонилось от прямого ответа, о чем немедленно узнал султан и предложил Московскому царству перемирие, желая сконцентрировать свои силы против Католического Мира. А 13 января 1681 года в Бахчисарае было заключено соглашение, согласно которого предусматривалось перемирие на 20 лет и указывалось, что граница между Москвой и Турцией, то есть — между Православным и Мусульманским Миром, будет проложена по Днепру.
После того турецкое войско выступило в свой последний большой поход против Католического Мира и в 1683 г. взяло в осаду Вену, столицу Австрийской империи Габсбургов. И на этот раза Вена героически защищалась. Тем временем Леопольду II удалось таки сформировать антитурецкую Священную Лигу, ведущую роль в которой играли Австрия, Речь Посполита и Венецианская республика. Командование объединенными силами поручили польскому королю Яну Собескому. 12 сентября 1683 года многочисленная турецко-татарская армия была разгромлена, осада Вены снята, и таким образом навсегда была похоронена заветная мечта османов покорить Христианский Мир. По-видимому, под впечатлением блестящей победы польского короля над турками, в Москве поняли, что пришла пора присоединиться к союзу христианских государств. После переговоров, 6 мая 1686 года, в Москве был подписан «Трактат о вечном мире» между Речью Посполитой и Московским царством. Оба государства обязались не заключать сепаратного мира с Турцией. Москва согласилась присоединиться к Священной Лиге и пообещала, в рамках этого союза, идти походом на мусульманский Крым.
После заключения мирных договоров с Турцией в 1683 г. и с Польшей в 1686 г., и разгрома турков под Веной, в Восточной Европе наступила определенная стабилизация военно-политической обстановки, в том числе — и на землях Украины.
Впоследствии наступает эпоха натиска Христианского Мира на Мусульманский. Но в этих столкновениях цивилизаций украинцы самостоятельного участия уже не берут.
Выпуск газеты №:
№53, (2001)Section
Украина Incognita