В Рождественскую ночь
Во время правления кесаря Августа в далекой восточной римской провинции произошла необычная история. Неподаполеку от Иерусалима, в маленьком городке Вифлееме совсем молодая мать «родила своего Первенца- Сына, спеленала его и положила в ясли, ибо в гостинице не нашлось места для нее и для ее мужа Иосифа». В то же время в Иерусалим пожаловали восточные мудрецы-короли и начали всех спрашивать: «Где Царь иудейский, который только что родился? Мы увидели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему». Народ иерусалимский заволновался: «Какой царь? Какая звезда?» Странные слухи дошли до правителя Иудеи царя Ирода, который весьма обеспокоился и немедленно решил погубить только что рожденного «претендента» на его престол, как он думал. Ирод пригласил к себе во дворец мудрецов и, скрывая свои кровавые намерения, выспросил у них все, что они знали о ребенке, которого, не успел он еще родиться, уже называют «Царем Иудейским», потомком царя Давида. Мудрецы же догадались, что царь Ирод задумал что-то недоброе и не хотели раскрывать местонахождение Иисуса из Назарета.
Поговорив с царем, мудрецы пошли прямо к месту рождения Исуса, потому что звезда все время шла перед ними и указывала кратчайший путь, пока они не остановились возле пещеры. Войдя в пещеру, короли-мудрецы увидели Дитя с Марией и Иосифом и, «упав на колени, поклонились новорожденному, а затем открыли свои сундуки и положили к его ногам дары — золото, ладан и миро». Золото они принесли ему как Царю царей, ладан — как благовонную жертву Богу, а миро (восточные притирания, хранящие тело от тления) мудрецы подарили Тому, кто ради людей был обречен на смерть и попрал эту смерть.
Здесь нам необходимо немного вернуться назад, к недавним событиям в Иерусалиме. В то время, когда мудрецы рассказывали на площади перед храмом о звезде и о рождении Царя Иудейского, в толпе среди слушателей случайно оказался оборванный, почти голый мальчик лет 10 — 12. Услышав о чудесном рождении, он почему- то немедленно решил идти в Вифлеем и увидеть дитя- царя. Когда караван мудрецов двинулся на юг, мальчик пошел за ним. Дорога была нелегкой, а у маленького путешественника не было с собой ни воды, ни куска хлеба. Все его имущество состояло в маленькой веточке иссопа, которую он подобрал возле стен Иерусалимского храма (пучками таких ветвей жрецы кропили — очищали храмовые помещения). На долгом пути в Вифлеем мальчик все время плелся в хвосте каравана, а его единственным компаньоном была ветка иссопа. Он то размахивал ей, как копьем, то нес на плечах, воображая, что за спиной висит узелок с хлебом, а иногда скакал на веточке, как на осле, догоняя караван. Таким образом, вместе с восточными мудрецами, мальчик дошел до входа в ту вифлеемскую пещеру, где находилось Святое семейство.
Мы уже упоминали, что восточные мудрецы принесли в дар Иисусу большие сокровища и поклонились ему. И диво дивное! Когда они припали к яслям, где лежало Дитя, поклонились также бальзамовые деревья Галаадские, которые росли возле самого входа в пещеру. За всем этим внимательно наблюдал мальчик. И вдруг, впервые в жизни, он осознал свою бедность, понял, что у него абсолютно ничего нет для подарка новорожденному. Ему было горько и стыдно, как никогда раньше; по худым, покрытым пылью щекам, текли обильные слезы. В этот момент он заметил, что Иисус внимательно смотрит на него и будто манит к себе. В полном отчаянии, не совсем понимая, что он делает, мальчик сел верхом на ветку иссопа и галопом проскакал вокруг яслей. Всегда печальное лицо Матери засветилось нежной улыбкой, а Иисус весело засмеялся. И не успел мальчик глазом моргнуть, как в его руке оказалась кожаная уздечка, а на втором ее конце — необычайной красоты серебристо-белый ослик, той породы, которыми в Иерусалиме владели только самые богатые люди. (Когда через 33 года распятый Иисус Христос попросил напиться, ему подали губку, смоченную в кислом вине и надетую на прутик иссопа.)