В защиту царского наследства
В стране все еще не стихают избирательные землетрясения — то там, то тут вдруг начинает дрожать земная кора, бушуют страсти («у свинячий голос», как говорила моя бабушка в подобных случаях), пахнет порохом; встает девятый вал инсинуаций, ненависти, ничем не оправданной враждебности и неуважения ко всем и ко всему. На бесконечных надоевших теледебатах почему-то особенно поражают крымчане. Потому что о чем или о ком бы ни шла речь, они всегда говорят с нами — своими земляками — как с непримиримым ярым врагом. Создается впечатление, что люди из Симферополя или Севастополя не имеют малейшего понятия о таких вещах, как уважение к собеседнику, как спокойная и даже улыбчивая манера вести дискуссии, не говоря уже о сохранении лица при поражении собственных аргументов. Есть в этом что-то такое «хуторское» (в худшем смысле этого слова), что-то неинтеллигентное и мало симпатичное. Надеемся, что истинные крымские интеллигенты до сих пор не участвовали в этих теледебатах.
Те современные крымчане, о которых идет речь, очень любят распространяться о священных правах России на Крым, о «несправедливом» присоединении Крыма к Украине, о нарушении исторической справедливости и др. Между тем, история присоединения Крыма к России императрицей Екатериной ІІ известна до мельчайших подробностей, изучается в школах и является типичным примером имперской политики российского трона. Ведь Крым присоединили так же, как была присоединена Украина — оружием, коварной дипломатией, невыполнением подписанных договоров и обязательств и не спросив согласия населения. В первом случае — коренных жителей Крыма, во втором — так называемых «малороссов».
Следовательно, 8 апреля 1783 г. императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана (Тамань) и всей Кубанской стороны под Российскую державу... По долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь в пользу и безопасность его утвердить; как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, а также возмущающие вечный мир между империями Всероссийскою и Оттоманскою заключенный, который Мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших» (во время Русско-Турецкой войны).
Кто тогда проживал в Крыму и кто был заинтересован в принудительном включении полуострова в состав Российской империи? Или Россия, завоевывая Крым, освобождала россиян или возвращала себе утраченные когда-то земли? Отнюдь! Это была чистая империалистическая (читай — захватническая) операция, где не было причин даже для позднейшего «освобождения православных от насилий мусульман». В частности, по той причине, что большинство жителей полуострова были мусульманами. Не будем, впрочем, возражать, что политика Крыма была нестабильной — он то воевал на стороне Польши в борьбе с Россией, то заключал договоры о дружбе («Вечное докончание») с Российской державой и становился врагом Польши, то вступал в «братские» связи с украинским казачеством. Но какое тогдашнее государство имело в то время стабильную долговременную политику?
История Крыма (Таврики) более менее известна с ХII в. Во все времена его населяли разные народы — греки, римляне, аланы, готы, половцы, кипчаки, турки, венецианцы, генуэзцы, русины. В роковом ХII веке, когда пала Киевская Русь, Крым заполонили татары — полуостров стал улусом (провинцией) Золотой Орды со столицей в городе Солхат или Крым (ныне Старый Крым). Этническая пестрота полуострова стала еще более яркой — формируется крымскотатарский этнос, крымские греки и др. Распад Золотой Орды привел к отделению Крымского ханства и к последующему включению его территории в Османскую империю (1478), с которой Крым объединял очень важный фактор — ислам, исповедовавшийся большинством населения. Впрочем, Крым долго оставался многоконфессиональным — там рядом строились мечети, армянские церкви, синагоги, католические церкви генуэзцев и православные храмы.
В ХVIII начались русско-турецкие войны, закончившиеся поражением Османской Порты. Для России это была очень важная победа — она обеспечила свободный выход флота на Черное море, а также захват Крымского ханства — полуострова Крым. Но и после того, в течение еще нескольких веков татары — коренные жители Крыма — составляли подавляющее большинство населения полуострова; россияне же использовали и заселяли, главным образом, побережье.
В то время, когда был завоеван Крым, изобретательная российская императрица Екатерина II вынашивала еще более грандиозный «Греческий проект». Речь шла ни о чем ином, как о том, чтобы полностью выгнать турок из Европы и восстановить Византийское государство. А на Константинопольский престол посадить Великого князя Константина Павловича, внука Екатерины II. Внук, таким образом, должен стать «престолонаследником» византийского императора Константина ХI Палеолога, погибшего в 1453 году, защищая Константинополь от турков-османов. Остается добавить, что внуку императрицы было тогда 5 лет и что этот величественный проект почему-то не состоялся. Пришлось довольствоваться Крымом, выходом в Черное море и «Новой Россией» — землями северного Причерноморья (немногим позже именно для этих земель Чичиков скупал «мертвые души на вывод»).
«Полная зачистка» Крыма от татар произошла, как известно, во время Великой Отечественной войны, через несколько дней после захвата полуострова советскими войсками. Уже в мае 1944 года Госкомитет обороны СССР (ГКО) постановил выселить татар с полуострова в связи с «массовым сотрудничеством с немецко- фашистскими оккупантами». Выселялись также крымские греки, армяне, болгары. Крымская автономия была ликвидирована — на карте появилась Крымская область в составе (!) РСФСР. В результате войны, оккупации и депортаций население Крыма уменьшилось тогда втрое. Началось его заселение новыми жителями, главным образом из России («добросовестными и трудолюбивыми колхозниками») с целью «быстрейшего освоения плодородных земель, садов и виноградников». А как происходило «переселение татар», страна узнала значительно позже. Достаточно сказать, что эта «операция» постоянно находилась под контролем Сталина. Как писал французский историк Франсуа Фюре: «В сталинском СССР и после 1945 года продолжалась война, уничтожали людей, — только иными средствами».
Сегодня же эту «войну» гротескно и, надеюсь, бессильно копируют некоторые наши земляки.
Выпуск газеты №:
№69, (2006)Section
Украина Incognita