«Ваши вольности ликвидировать приказано»
Как наказной гетман Украины Павел Полуботок защищал права украинцев перед Петром I![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041223/4236-8-1.jpg)
Своим манифестом от 16 мая 1722 г. российский царь Петр I создал «Малороссийскую Коллегию», не доверяя 76-летнему украинскому гетману Ивану Скоропадскому, которого считал «мазепинцем». В состав Коллегии входили шесть московских штаб-офицеров из расквартированных в Украине войск, а возглавлял ее президент-бригадир Степан Вельяминов. Несмотря на обиду и возражения гетмана И.Скоропадского против московской затеи, Петр I счел возможным заявить, что она создана «не для чего иного, как только для того, чтобы украинский народ никто не обижал, ни неправыми судами, ни злоупотреблениями старшин». И.Скоропадский не смог перенести такого лукавства и пренебрежения к нему и через несколько дней после получения указа, 3 июля 1722 г., умер. Перед смертью он поручил гетманскую булаву вплоть до избрания нового гетмана черниговскому полковнику Павлу Полуботку и назначил его наказным (временным) гетманом. При этом следует напомнить, что еще в 1708 г. П.Полуботок, как и И.Скоропадский, был претендентом на гетманскую булаву после Мазепы, но Петр I не допустил его избрания, заявив, что он «слишком разумный» и «может выйти из него второй Мазепа».
Петр I прекрасно знал, что Павел Леонтьевич Полуботок пользовался большим уважением среди старшины и украинских казаков и крестьян. Это был человек энергичный, твердого характера, всячески стремившийся охранять и отстаивать права Украины даже в условиях усиливающегося имперского гнета. Приступив к обязанностям наказного гетмана Украины, П.Полуботок послал в Москву к Петру I военных товарищей с поручением просить царя, чтобы украинцам было разрешено созвать совет для избрания нового гетмана. Но послов с Украины к царю не допустили и приказали им ехать в Астрахань, куда должен был прибыть Петр I, возвращаясь из Персидского похода. В Астрахани послы все же дождались царя, он выслушал их просьбу, пообещав издать указ об избрании гетмана, когда вернется из похода.
А перед этим, 20 июня 1722 г., в Глухов, где находилась «Малороссийская Коллегия», приехал ее президент С.Вельяминов и начал там отдавать распоряжения, не считаясь с наказным гетманом П.Полуботком, который также управлял Генеральной Военной Канцелярией. Так, например, на одном из совместных заседаний, где присутствовали П.Полуботок и несколько казацких полковников, Полуботок сказал Вельяминову, что россияне уже хозяйничают в Украине, как у себя дома, и топчут права казачества и народа. Вельяминов грубо оборвал седовласого гетмана, заявив: «Что твоя служба против моей? Ты видишь, что я — бригадир и президент, а ты передо мною никто». А обращаясь к казацким старшинам, добавил: «Ваши вольности ликвидировать приказано, а с вами по- новому обращаться».
В свою очередь, старшины не могли согласиться с таким поведением Вельяминова и обратились с жалобой на его действия в Сенат, а затем вновь послали царю просьбу о выборах нового гетмана и напомнили о своих правах и вольностях, в соответствии с «Мартовскими статьями» договора между Россией и Украиной 1654 года. Своим обращением в Сенат П.Полуботок добился того, что Сенат приказал С.Вельяминову относиться к Генеральной Военной Канцелярии с «промемориями» («уважением») и в дальнейшем работать в контакте с высшим украинским учреждением. Тем не менее, С.Вельяминов в свою очередь направил Петру I проект реформы, и царь передал «Малороссийской Коллегии» все права ведения финансовых дел в Украине. Коллегия усилила свое влияние на украинскую жизнь не только «несносными поборами» и тяжелыми постоями московских войск в городах и селах Украины, но и назначением еще троих комендантов (раньше был только один в Полтаве) в городах Чернигове, Переяславе и Стародубе. А начиная с 1723 года без Коллегии не мог увидеть свет ни единый из важных универсалов гетмана. Таким образом, в зависимость от Малороссийской Коллегии попали почти все украинские государственные структуры — администрация, суд, Генеральная Канцелярия.
Все это заставило П.Полуботка еще раз обратиться к Петру I с просьбой ослабить финансово-экономическое и политическое давление на Украину и вернуть ей прежние права и свободы. Но в ответ на настойчивую просьбу старшин разрешить избрать гетмана царь прислал в Канцелярию приказ от 23 июня 1723 года, в котором Петр I писал: «Всем известно, что от времен первого гетмана Богдана Хмельницкого, аж до Скоропадского, все гетманы были изменниками, и беду терпело от этого Московское государство, а особенно Украина. Еще свежа память о Мазепе... Поэтому еще нужно найти на должность гетмана очень известного человека, а до тех пор, для пользы вашего края, утверждаем правительство («Малороссийскую Коллегию», которая имеет приказ все делать по инструкции). Дела останавливаться не будут, а поэтому об этих выборах гетмана надоедать не следует».
А между тем настойчивость казацкой старшины, а особенно успешно проведенные гетманом судебная и иные реформы, серьезно напугали Петра I. Реформируя судебную систему в Украине, гетман усиленно искоренял в судах взяточничество и сделал Генеральный Суд коллегиальным органом. В провинциальных судах он начал борьбу с судебной волокитой и установил порядок в апелляционных делах. Одновременно П.Полуботок усилил спрос со старшин за их злоупотребления против рядовых казаков и крестьянства и назначил инспекторов, контролирующих выполнение его распоряжений.
Все эти реформы привели в ярость Петра I, и он летом 1723 г. вызвал гетмана в Петербург. Вместе с наказным гетманом поехали генеральный писарь Семен Савич и генеральный судья Иван Черныш. Одновременно царь приказал князю Головину, который командовал московскими войсками в Украине, выманить казацкие полки на юг страны, якобы для борьбы с татарами. Таким образом, имея в виду не выпускать уже Полуботка в Украину, царь обеспечивал себе безопасность от возможного восстания казаков.
Павел Полуботок, хотя и чувствовал злые намерения царя, не испугался и 3 августа 1723 г. прибыл в Петербург. Во время беседы с царем, гетман открыто и смело высказал ему требования о возвращении Украине украденных у нее прав и привилегий. Для большей убедительности он связался со старшиной казацкого войска, которое стояло тогда вдоль реки Коломаки, и она со своей стороны выслала царю требования об избрании гетмана и исправлении обид, которые наносили украинскому народу московские чиновники и войско. Когда, несмотря на запрещение Коллегии что-либо передавать в Петербург, эта петиция, подписанная сотнями казаков, тайным образом была вручена Петру I, царь, увидев множество подписей, с «большим гневом и яростью» приказал генерал-майору Ушакову немедленно арестовать и посадить в Петропавловскую крепость всех, кто приехал в Петербург с Украины. Несколько раньше наказной гетман сказал царю о том, что казаки и народ Украины терпят от россиян. Когда же Петр I пригрозил ему тюрьмой и смертью, гетман ответил: «Заступаясь за Украину, я не боюсь ни кандалов, ни тюрьмы. И лучше мне наистрашнейшей смертью умереть, чем смотреть на общую гибель земляков моих». Вслед за Полуботком, Савичем и Чернышом привезли всех, кто был заодно с гетманом и казался опасным для царя. Для престарелого Павла Полуботка тюрьма оказалась трагедией: он тяжело заболел, 30 декабря 1724 г. умер и был похоронен около церкви святого Самсония, которая стояла за Малой Невкой.
Сохранилась легенда, получившая отражение в картине российского художника Волкова, о том, как Петр I, видя, что П.Полуботок умирает в тюрьме, пришел к нему, покаялся и попросил прощения за обиды. В ответ на это Полуботок ответил: «За невинные страдания мои и моих земляков будем судиться у общего и нелицемерного судьи, Бога нашего, скоро станем перед ним, и он рассудит Петра с Павлом». И пророческие слова страдальца подтвердились: Полуботок умер в конце 1724 года, а царь Петр I 28 января 1725 года, всего через несколько дней. В памяти украинского народа наказной гетман Павел Полуботок остался одним из любимых героев, который боролся за украинскую автономию и смело отстаивал национальную свободу.
Выпуск газеты №:
№236, (2004)Section
Украина Incognita