Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вещий Олег — завоеватель или освободитель Киева?

30 июня, 00:00
 

Из числа первых русских князей Олег, прозванный Вещим, вызывает, по-видимому, больше всего споров. В первую очередь, относительно того, каким образом он занял княжий стол в Киеве. Одни называют его узурпатором; другие логично замечают, что на удивление легко завладел Киевом этот варяжский вожак. А еще деталь: его владычество и походы наш летописец Нестор описывает чуть ли не с самым большим восхищением, невзирая на то, что Олег был язычником и заморским «пришельцем». Маловероятным, как для завоевателя, является и тот факт, что Олег притворяется «подугорским гостем», приглашает к себе Аскольда и Дира, и правители могущественного государства доверчиво отправляются на лодию к чужеземцу.

А не в слове ли «подугорский», оказавшем такое магическое влияние на киевских князей, и спрятан ключ к разгадке того, что произошло в Киеве в 882 году? Уграми в летописи названо племя маджар, взлет могущества которого приходился на те времена. УГРОЖАЛИ ЛИ КИЕВУ МАДЖАРЫ?

О племени маджар или угров (современных мадьяр-венгров) наши летописи сообщают только вскользь; к тому же известие о них приходится на 898 г., когда в Киеве уже княжил Олег. Нестор пишет, что угры пришли на Русь, постояли недолго неподалеку от Киева — в урочище Венгерском, и ни с чем вернулись назад в Степь. Это выглядит довольно странным, потому что в то время, еще с 895 — 896 гг. маджары уже перешли Карпаты и заняли Паннонию. Какой же могла быть причина их похода на столицу русов?

Некоторые из исследователей высказывали предположение, что взаимоотношения маджар с росами в период княжения Аскольда и Дира складывались явно не в пользу русских князей и даже имели драматический характер. Эти гипотезы основываются на сообщении нотариуса венгерского короля Белы III, известного в истории как венгерского Анонима. Где- то между 1196 и 1203 годами он написал хронику «Деяния угров».

Согласно венгерским легендам, название маджарского племени происходит от имени гуннского вождя Муагериса или Моджериса, который вел свою родословную от знаменитого Аттилы. В начале IX в. маджары двинулись через хозарские владения на запад. Легенды рассказывают, что сам Аттила завещал своему народу перейти Карпаты и отвоевывать Паннонию, которую он когда-то покорил и которой его сыновья лишились. Сначала племя поселилось неподалеку от Хозарии, в стране, которую называют Лебедией, и прожили там три года. Определить достоверно, где находилась загадочная Лебедия, историкам не удалось. Вскоре из глубин Азии появились новые кочевники — печенеги, маджары вынуждены были перейти далее на запад — в Ателькузу или Междуречье, как они называли степь между Днепром и Днестром или Прутом.

Во второй половине IX в. маджары были довольно могущественными и угрожали даже Болгарии. Возглавляли племя семь вождей, главным из которых был Алмош — из рода Карталов-Орлов. Впоследствии, в 890 г., вождем вождей провозгласят его младшего сына Арпада, и именно он приведет племя в Паннонию — на территорию нынешней Венгрии.

Конечно, не могли маджары не обратить внимания на соседние земли. В «Деяниях угров» Аноним сообщает: «Когда маджары проходили мимо Киева, переплывая реку Днепр, то решили подчинить себе королевство русское. Узнав об этом, вожди русов очень испугались, поскольку они слышали, что вождь Алмош, сын Юдьека, из рода короля Аттилы, которому их предки когда-то платили ежегодную дань. Но киевский король, собрав всех своих воевод и посоветовавшись с ними, решил начать битву с Алмошем, считая, что лучше погибнуть в бою...»

Далее Аноним, конечно же, красочно описывает битву, которая завершилась поражением русской дружины. Победители преследовали русов, но войти в Киев им так и не удалось. Началась осада. Взять город приступом не удалось. Через неделю начались переговоры. В результате был заключен мир. Алмош требовал, чтобы Аскольд и Дир заплатили выкуп — и золотом, и конями, и шкурами и продуктами, а также — чтобы русские вожди отдали заложниками своих сыновей. В конечном итоге, русские князья согласились, но, в свою очередь, потребовали, чтобы Алмош отошел с войском на запад, в Паннонию, потому как, мол, именно там земля Аттилы.

Конечно, в этом сообщении венгерского летописца много преувеличений. Но одно бесспорно: какой- то конфликт между русскими князьями и маджарским вождем Алмошем состоялся. И вполне может быть, что вследствие поражения Аскольда и Дира Киев мог попасть в определенную вассальную зависимость от сильных тогда маджаров, и что гордым русичам пришлось даже платить дань кочевникам. Вряд ли такое положение дел могло долго устраивать киевлян. И, по-видимому, именно поэтому и появился под Киевом князь Олег. КТО БЫЛ КНЯЗЬ ОЛЕГ И ПОЧЕМУ ОН ПОШЕЛ НА КИЕВ?

Наша летопись, знаменитая «Пов ъ сть вр ъ менных л ъ т», вкратце сообщает, что в 879 году в Новгороде умер Рюрик, но перед смертью регентом своего трехлетнего сына Игоря назначил Олега, который якобы был его родственником: «от рода ему суща».

О происхождении Олега есть много легенд. Но большинство историков склоняется к мнению, что он — викинг, «князь урманский», т.е., норманский конунг. О таком происхождении говорит и имя: Олег или Хельги — священный. Возможно, он был еще и волхвом, и именно поэтому его прозвали Вещим. Сочетание функций военного вождя и религиозного жреца не было чем- то необычным для тех времен. Интересно, что нигде нет упоминаний о детях Олега; как волхв он мог оставаться неженатым. Согласно летописи Иоакима, Олег — брат жены Рюрика, Эфанды, а следовательно — дядя Игоря. В новгородской дружине Рюрика он был воеводой.

В 879 году Рюрика не стало. Традиционно считается, что он просто умер; во всяком случае, так говорят летописи. Но, похоже, скорее всего, он погиб во время очередных волнений. По всей вероятности, Олегу удалось смирить новгородцев. Но неожиданно спустя три года, весной 882 г., он вместе с пятилетним Игорем во главе большой дружины навсегда покидает беспокойный город. Что побуждало его идти на юг? Идея завоевать Киев или пойти походом на Царьград — мечту каждого конунга викингов? Учитывая то, что Олег забрал малолетнего Игоря, то вероятнее, цель похода была совсем иной: посадить на киевский стол сына Рюрика. Возможно, по заказу самих же киевлян.

Без сомнения, у Аскольда и Дира была сильная оппозиция. Ее не устраивало как личное крещение Аскольда, так и попытка официального внедрения новой веры. Но только ли в измене русских богов обвиняли Аскольда и Дира? Ведь Дир крещения не принимал и от прежних богов не отрекался. Более весомой причиной недовольства киевлян было поражение Аскольда и Дира в войне против маджар.

Стоит заметить, что в глазах русов и крещение, и неудача против Алмоша были взаимосвязаны: русский князь предал родных богов, и во время битвы боги отвернулись от русской дружины. Выходом из ситуации могло быть только свержение крещеного Аскольда, а заодно — и его брата. Только после этого можно было бы вернуть благосклонность богов и свергнуть ненавистное маджарское иго. Но собственных сил для государственного переворота у оппозиционеров, по-видимому, все-таки было маловато. За помощью они могли обратиться, конечно же, к таким же язычникам. Самыми могущественными и близкими по духу были северные соседи — новгородские словены.

Возможно, киевская оппозиция обращалась еще к Рюрику, но у того хватало проблем с собственной оппозиционно настроенной купеческой мафией, которая, со своей стороны, просила помощи у киевских князей. После его смерти киевляне обратились к Олегу. И, наконец, добились успеха; весной 882 года Олег собирает разноплеменную дружину, покидает Новгород и идет на Киев. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 882 ГОДА

Для того чтобы приступом взять хорошо укрепленный Киев, у Олега было мало сил, невзирая на поддержку оппозиции. Или же он не хотел кровопролития. Зная ситуацию, Олег притворяется подугорским послом или купцом, и, по-видимому, передает киевским князям, что имеет для них какую-то важную информацию от Алмоша. Если же верно предположение об определенной вассальной зависимости от маджар, тогда становится понятным поведение Аскольда и Дира: они вынуждены оказать высокую честь маджарскому посланцу.

Коварно убив обоих князей, Олег без сопротивления берет Киев. Киевляне приветствовали его и как реставратора прежней славянской веры, и как освободителя из-под маджарского протектората. Возможно, именно последнее и определило то, что Олег Вещий — один из любимых героев Киевской Руси, хотя его должны были бы считать в Киеве узурпатором княжьей власти.

Захватив Киев, Олег, вне сомнения, разрушил все, что напоминало о крещении русов, в первую очередь — церковь святого Николая. Но он разрешил похоронить обоих князей, по-видимому, чтобы не слишком усложнять себе взаимоотношения с их сторонниками. Аскольда — как христианина — похоронили на месте сожженной церкви, язычника Дира по старому русскому обычаю сожгли.

Следует отметить важный момент: то, что князья похоронены с надлежащими почестями и согласно обычаям, подтверждает их высокое, безусловно — княжье, происхождение; если бы Аскольд и Дир были боярами Рюрика незнатного рода, вряд ли бы так церемонился с ними Олег после убийства. Возможно, и в самом деле на Аскольде и Дире оборвалась династия Киевичев, как это утверждают многие историки.

Более понятным становится и приход маджар под Киев в 898 г.: Арпад мог приходить за данью. Но, узнав, что у русов — новый князь, и увидев силу дружины Олега, вернулся ни с чем.

Наша летопись постаралась обойти молчанием неудачу киевских князей в войне с маджарами, что не весьма льстило гордым русам, и в связи с этим внесли множество противоречий в освещение дальнейшей нашей истории. На самом же деле все было и намного сложнее, и намного драматичнее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать