Люди, у которых есть свобода выбора, всегда выберут мир.
Рональд Рейган, 40-ий Президент США

Владимир — Красное Солнышко:

не только креститель Руси, но и мудрый правитель
7 мая, 1999 - 00:00

«День» продолжает публикацию глав из книги украинских историков Виктора Гусева и Юрия Калинцева «От Кия до Сковороды», посвященных выдающимся историческим фигурам прошлого Украины

Последняя четверть Х — начало ХI столетия — сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами.

Представить великого князя в многообразии его дел и свершений нам порой мешает не лаконичность древних источников, а та, почти тысячу лет складывавшаяся в церковной литературе и часто в исторических трудах, традиционная трактовка его исключительно как святого «крестителя Руси».

Жизнеописание Владимира при таком подходе приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — Владимир до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только переходящее из одной летописи в другую сообщение о трех гаремах Владимира с 800 наложницами. Второй портрет — князь крещеный. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии... Но народная память сохранила еще один образ — образ Владимира Красного Солнышка, защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Немногие в отечественной истории удостоились многовековой памяти народа.

Обращение к широкому кругу летописных источников, материалам европейских и азиатских хроник, результатам научного поиска исследователей позволяет значительно расширить представление о великом киевском князе Владимире — государственном деятеле, полководце, дипломате. Летописец Нестор впервые упоминает о Владимире под 970 годом, сообщая, что Святослав посылает своего юного внебрачного сына на княжение в Новгород. После смерти отца (972 г.) великим киевским князем стал старший сын Ярополк, братья Олег и Владимир княжили в Овруче и Новгороде. Но внутренние конфликты, связанные с борьбой за власть, привели к вооруженному противостоянию между Ярополком и Олегом, в результате которого последний был убит. В 980 (по другим сведениям — в 978) году Владимир, опираясь на новгородскую дружину и варягов, изгнал из Киева Ярополка и сел на киевский престол.

Сосредоточив в своих руках власть, Владимир направил усилия на укрепление единства государства. В 981—983 годах великий князь осуществил походы на ятвягов, вятичей, белых хорватов, в результате которых восточнославянские племена были объединены вокруг Киева. При Владимире, считают историки, завершился процесс формирования территории Киевской Руси, определились границы государства, которые в основном совпадали с этническими рубежами восточных славян.

Великий князь осуществил правовую реформу, введя устный свод законов, который Нестор назвал «Уставом Земленым», чем существенно усовершенствовал «Закон Русский», действовавший во времена князя Олега. Стремясь укрепить связи между отдельными землями и усилить великокняжескую власть, Владимир провел административную реформу. Ее содержание состояло в том, что земли, где правили местные князья, передавались в управление 12 сыновьям великого князя. Таким образом была ликвидирована автономия земель, а вся власть сосредоточивалась в руках великокняжеского рода.

В годы правления Владимира основным направлением внешней политики стала борьба против печенегов. Для отражения их нападений князь укрепил границы со степью, сооружая «грады» по Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Эти богатырские заставы с постоянными военными гарнизонами сыграли важнейшую роль в стабилизации положения на юге Руси. Кроме системы «градов» южнорусское пограничье защищали и многокилометровые земляные валы (так называемые «змиевые»).

Дальнейшее развитие при Владимире получили контакты с Византией, чему в немалой степени способствовал брак киевского князя с сестрой византийского императора Анной. Улучшению отношений с Польшей и Швецией содействовала женитьба сыновей Владимира Святополка и Ярослава на дочерях Болеслава Храброго и Олафа Скотконунга. Завязывались контакты Руси с Римом, Германией.

Большое значение для укрепления Древнерусского государства имели религиозные реформы Владимира. Первым шагом на пути использования идейного влияния религии на людей в интересах государства стала попытка великого князя реформировать язычество: он создал рядом со своим киевским дворцом пантеон языческих богов, причем один из них — Перун — был определен главным. Но эта акция не привела к желаемым результатам. В 988 году христианство стало официально признанной господствующей религией. Вначале крещение принял сам Владимир (ряд историков считает, что князь был крещен в 987 г.), его дружина, потом жители столицы государства, где этот акт не встретил серьезного сопротивления. Но в других землях Киевского государства процесс принятия новой религии был продолжительным, власть часто прибегала к насильственным мерам.

После смерти великого князя (1015 г.) разгорелась ожесточенная борьба между его сыновьями за киевский престол. Это был опасный симптом грядущей полосы феодальной раздробленности. Но еще предстояло княжение Ярослава Мудрого, который продолжил дело своего отца — укрепление могущества и единства Древнерусской державы. Об этом наш следующий рассказ.

Виктор ГУСЕВ, Юрий КАЛИНЦЕВ, кандидаты исторических наук
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments